Функции, виды и формы эмоций

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ВОЛЕВАЯ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый мо­мент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявле­ния человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все сто­роны жизни: отношения с окружающими людьми, деятель­ность, общение и познание. Одна из сфер человеческой дея­тельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребнос­тями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достиже­нию целей, вызывают положительные эмоции: удоволь­ствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализа­ции потребностей и целей, вызывают отрицательные эмо­ции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обус­ловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребнос­тями, с другой — особенностями ситуации. Эмоции уста­навливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоции— это особый класс психиче­ских процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина— «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не разли­чаются. Некоторые психологи также склонны к их отожде­ствлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом проти­воположные по отношению друг к другу субъективные со­стояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмо­ции целесообразными не являются».

Согласно традициям отечественной психологии, при­нято выделять чувства как особый подкласс эмоциональ­ных процессов. В отличие от эмоций, отражающих крат­ковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно полу­чить удовольствие (удовлетворение) от выполненного за­дания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, на­правленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации нахо­дится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуа­циях разные эмоции: она может злиться на него, испыты­вать гордость за него, нежность к нему и т.д. Данный при­мер показывает, что, во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же, и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетатив­ной нервной системой и ретикулярной формацией, располо­женной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследова­тели обнаружили в подкорковых структурах, в гипоталаму­се, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания, агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонент-ность эмоциональных реакций.

1. Физиологические компоненты эмоционального реаги­рования:

• вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пуль­са в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедле­ние и ослабление пульса при переживании страха. Эмоцио­нальные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давле­ния, секреторной и моторной динамики желудочно-кишеч­ного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями. Связь эмоций с
соматовегетативными реакциями была замечена очень дав­но и с тех времен широко используется с целью диагности­ки эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фра­зах основана проверка подозреваемых с помощью полигра­фа («детектора лжи»);

• биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязан­ными компонентами — симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повы­шение кровяного давления, торможение деятельности кишеч­ника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом — ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расши­рением сосудов, замедлением пульса и усилением перис­тальтики и секреции желудка, выделением обильного горяче­го пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возраста­ет концентрация адреналина при незначительном измене­нии норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норад­реналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровожда­ются отчетливым снижением того и другого.

2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагиро­вания:

• выразительные движения всего тела — пантомимика.Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест — вырази­тельное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо
мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное со­стояние человека. Некоторые виды жестов в процессе обще­ственно-исторической практики человека приобрели опре­деленное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец — жест «О'кей» — означает «все хорошо»; он понимается и применяется пред­ставителями разных культур;

• движения лицевых мышц—мимика. Наибольшей спо­собностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, на­ пример, в соответствии с их описанием в мимике страха
брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние при­подняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мими­ческие проявления эмоций представляют собой синтез не­
произвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени зависящие от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;

• вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые сред­ства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является вырази­телем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как прави­ло, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

В психологии существует несколько теорий, объясняю­щих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и живот­ных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ра­нее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.

Американский психолог У. Джемс и датский анатом К.Г. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, ос­нованную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных систе­мах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мими­ки и позы приводит к непроизвольному появлению соответ­ствующей эмоции, — например, изображение гнева приво­дит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.

Несмотря на то что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее вне­шним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организ­ме. Доказательством этому служат эксперименты, в кото­рых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Фи­зиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как

вторичное приспособительное явление — например, для мобилизации резервных возможностей организма при стол­кновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У. Кеннони Ф. Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса — Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным моз­говым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной сис­темой.

П.К. Анохин рассматривал эмоции как продукт эволю­ции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и чело­века. Положительные эмоции, возникающие при достиже­нии цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же по­лезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов.Он утверждает, что эмоции появ­ляются вследствие недостатка или избытка сведений, необ­ходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоци­онального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для дости­жения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т.е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенно­сти цель может быть достигнута и без помощи эмоций: ока­завшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетво­рению потребности, необходима другая тактика реагирова­ния на сигналы. При недостатке сведений, необходимых Для достижения цели, по мнению П.В. Симонова, возника­ют отрицательные эмоции. Например, эмоция страха разви­вается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы до­стижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигна­ла, игнорирование которого может стоить жизни.

Функции, виды и формы эмоций

Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принято выделять ряд функций.

1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценива­ ют значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той си­стемой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубин­штейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, жела­ние, стремление, направленное к предмету или от него».

3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уро­вень деятельности центральной нервной системы и ее от­дельных структур. Эмоциональные состояния поразному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и
ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают че­ловеку дополнительные силы, побуждают к более интен­сивной и напряженной работе. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффек­тивностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятель­ности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности не­желательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмо­циональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации дея­тельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обес­печивающий максимум эффективности в работе. Он за­висит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивиду­альности включенного в нее человека и многого др.

4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направле­ние и осуществление деятельности субъекта. Возникнове­ние того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах
протекания деятельности. Оценивая ход и результат дея­тельности, эмоции придают субъективную окраску проис­ходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагиро­вать различно.

5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синте­зируют в единое целое отдельные сопряженные во време­ни и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных
с ситуацией, породившей сильное эмоциональное пережи­вание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его
элементов.

6.Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить чело­
веку настроение, оставить у него некий неприятный эмоци­ональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва заме­чается, но вот наступает минута, когда человек как быоглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-
то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Мо­жет статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывает­ся, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».

7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное пе­реживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному
определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных по­ следствий, а возможно, и от гибели.

8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего эксп­рессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

Многообразие проявлений эмоциональной жизни чело­века ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состо­яний: стенические эмоции — переживания, повышающие активность личности, и астенические — переживания, сни­жающие активность личности. Эмоции могут быть прият­ными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительно­сти, степени осознанности причин, их вызвавших.

В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмо­ций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страда­ние, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренеб­режение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, ос­тальные семь — к отрицательным.

1. Интерес-возбуждение — чувство захваченности, лю­бопытства, это наиболее часто испытываемая положитель­ная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутин­ной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудив­шему интерес. При интенсивном интересе человек чувству­ет себя воодушевленным и оживленным.

2. Радость характеризуется чувством уверенности и зна­чительности, ощущением способности справиться с труд­ностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и ми­ром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергети­ческого подъема. Следствием сочетания радости и ощуще­ния собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек
больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возмож­ностей. Препятствия к самореализации являются препят­ствиями для появления радости.

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от дру­гих эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготов­ке субъекта к успешным действиям, к новым или внезап­ным событиям.

4. Страдание представляет собой наиболее распростра­ненную отрицательную эмоцию. Оно обычно является до­минирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуа­ции каждодневной жизни, потребностные состояния, дру­гие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и са­мому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что
ему плохо, и побуждает человека предпринять определен­ные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утра­та. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

5. Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбле­ние, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При пере­живании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости моби­лизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

6.Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и
уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других лю­дей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосужде­ние.

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в ка­ком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и други­ми. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно
относится к тому, кого он презирает.

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть собы­тия, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности,
полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недо­статочной надежности, чувство опасности и надвигающего­ся несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, ско­ванным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением
неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к само­му себе.

10. Вина возникает при совершении неправильных дей­ствий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком неза­висимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувству­ет личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

1. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровож­даемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением воз­можности сознательного контроля субъекта за своими дей­ствиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожидан­но сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отри­цательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляе­мом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аф­фективные проявления положительных эмоций — восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или рас­каяние в содеянном.

2. Собственно эмоции — более длительные и менее ин­тенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное от­ношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

3. Чувство— одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям дей­ствительности. Оно отличается относительной устойчивос­тью и постоянством. Чувства человека возникают как обоб­щение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоян­ную мотивационную значимость. Несовпадение ситуатив­ных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств. Чув­ства — это устойчивые эмоциональные отношения, высту­пающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направлен­ность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых
образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствую­щее актуально действующим мотивам, другие же остаются
потенциальными, нереализованными. В содержании доми­нирующих чувств человека проявляются мировоззренчес­кие установки, т.е. важнейшие характеристики его личности.
Наиболее распространенная классификация чувств выделя­ет нравственные, эстетические и интеллектуальные чув­ства. Выделение видов осуществлено в соответствии с кон­кретными областями деятельности и сферами социальных
явлений, становящихся объектами чувств. Чувства данных видов называют высшими, в них заключено все богатств эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе.

К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нрав­ственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение чело­века. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуж­дения человека от других, предательство своего достоин­ства, называют «муками совести».

Интеллектуальные (познавательные) чувства порожда­ются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам про­цесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллек­туальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, кото­рое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явле­ний окружающей действительности понятиями прекрасно­го, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оцен­ках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произве­дений искусства, картин природы, другого человека испы­тывает приятные или неприятные для него эмоции, диапа­зон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека нераз­рывно связан со всем процессом становления его внутрен­него мира.

4. Настроение— устойчиво и относительно слабо вы­раженное эмоциональное состояние. Настроение определя­ется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональ­ным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его прояв­лениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприя­тие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.

5. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминиру­ющее эмоциональное переживание. Она выражается в со­средоточенности, собранности помыслов и сил, в направ­ленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представля­ется человеку второстепенным.

6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требу­ющей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения не­
специфической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. По­зднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угро­зы, обиды, опасности) и информационный (при информа­ционных перегрузках).

Стрессовые состояния — это особые эмоциональные со­стояния, возникающие в ответ на экстремальные воздей­ствия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспо­собительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Основатель учения о стрессе Г. Селье выделил три ста­дии развития стресса: 1) «реакцию тревоги», во время кото­рой мобилизуются защитные силы организма; 2) стадию со­противления— полную адаптацию к стрессу, 3) стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Стресс является не простым нервным напряжением, а комплексной приспособительной реакцией всего организ­ма. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осу­ществлять приспособительные реакции, то дистресс есть результат чрезмерного стресса, наступающий при исчерпа­нии адаптационных резервов и оказывающий деструктив­ное действие на организм.

Типичными тяжелыми стрессорами являются боевые действия, природные и транспортные катастрофы, несчаст­ный случай, присутствие при насильственной смерти дру­гих, разбойное нападение, пытки, изнасилование, пожар. Болезненные психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров называются посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Следует отметить, что стрессогенные раздражители не­обязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но неопасные раздражители могут иметь стрессогенное значе­ние в силу неадекватной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств. Отсюда понятно, что большей ча­стью стресс в жизни человека инициируется и продуциру­ется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состоя­ние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстрой­ство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация со­провождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленнос­тью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дез­организовать поведение и сознание человека.

Наши рекомендации