Тема: Сенсорные (анализаторные) системы организма
Задание 18:Заполните таблицу «Строение анализаторов»
Название анализатора | Анатомические структуры анализатора | ||
Рецепторный отдел | Проводниковый отдел | Центральный отдел | |
Зрительный | |||
Слуховой | |||
Вестибулярный | |||
Соматосенсорный | |||
Обонятельный | |||
Вкусовой | |||
Висцеральный |
Практическое занятие 11
Тема: Психофизиологические основы когнитивной деятельности
Задание 19:Заполнить таблицу «Локализация высших психических функций»
Когнитивная функция | Правое полушарие | Левое полушарие |
Восприятие | ||
Внимание | ||
Память | ||
Мышление | ||
Речь | ||
Сознание |
Практические занятия 15, 16
Тема: Психофизиологические функциональные состояния в профессиональной деятельности
Задание 20: Определение висцеральных признаков суточного хронотипа человека (тест Г.Хольдебранта)
Инструкция:
1. У здорового испытуемого в условиях основного обмена, т. е. в утренние часы, до завтрака, при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определяются за 1 мин. ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания).
2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1:
ЧСС/ЧД = ______________________
3. Оценка результата: если полученный параметр соответствует 4,0-5,0, испытуемого относят к «аритмикам», если превышает 5,0 – к «жаворонкам», если меньше 4,0 – к «совам».
4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течение нескольких дней подряд и для вывода использовать средний результат:
1 проба – _______________; 2 проба – _______________; 3 проба – _______________
На основании полученных результатов сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.
ВЫВОД:______________________________
Задание 21:Оцените недельное расписание вашей группы:
а) выпишите недельное расписание занятий группы; оцените каждую пару в баллах по степени трудности: 1 – самый легкий, 10 – самый сложный
Учебный предмет | Балл |
б) подсчитайте сумму баллов по всем дням недели, цифровые данные представьте в виде графиков
Понедельник | Четверг |
Вторник | Пятница |
Среда | Суббота |
в) постройте график недельной нагрузки:
Проведите анализ расписания с учетом знаний о биологических ритмах и динамики работоспособности.
ВЫВОД:
________________________
г) составьте свой вариант недельного расписания, постройте графики на тех же рисунках, используя другой цвет. Сделайте выводы о соответствии вашего расписания гигиеническим требованиям.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
_________________________
Практическое занятие 16
Тема: Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности
Задание 22:Определение адаптационного потенциала
0,011 х ЧСС + 0,014 х АД(с) + 0,008 х АД(д) + 0,014 х В + 0,009 х М – 0,009 х Р – 0,27
Характеристика значения адаптационного потенциала
Адаптационный потенциал (баллы) | Характер адаптации | Характеристика уровня функционального состояния |
Менее 2,1 | Удовлетворительная адаптация | Высокие или достаточные функциональные возможности организма |
2,11 – 3,2 | Напряжение механизмов адаптации | Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов |
3,21 – 4,3 | Неудовлетворительная адаптация | Снижение функциональных возможностей организма |
Больше 4,3 | Срыв адаптации | Резкое снижение функциональных возможностей организма |
ВЫВОД:_____________
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
Виды особых условий | Неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье и психику | Негативные психические качества и состояния работника, возникающие под воздействием неблагоприятных факторов | Позитивные психические качества и состояния, обеспечивающие противостояние неблагоприятным факторам | Пути и формы профессионального обучения для подготовки к работе в особых условиях |
Неопределенная ситуация | Неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события | Снижение функционального тонуса; отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере | Устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации | Тренировка в модельных ситуациях неопределенности |
Ситуация с усложненными условиями | Монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация | Затруднения нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности | Оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти | Обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях |
Ситуация, требующая готовности к экстренному действию | Неисправность техники | Пониженная готовность к действию в момент критической точки | Поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия | Моделирование аварийных ситуаций (отказа техники) |
Ситуация с измененными условиями | Невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения | Обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушение мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности | Состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей | Тренажерное обучение с моделированием измененных условий |
Ситуация риска с преднамеренным усложнением условий | Увеличение скорости, объема информации, сокращение времени | Неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности | Адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло | Обучение приемам определения степени оправданности риска |
Экстремальная ситуация в предметной профессиональной среде | Длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью; дефицит времени, избыток информации | Нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций | Мобилизация «буферных» резервов организм; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа | Обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок |
Сверхэкстремальная ситуация в предметной профессиональной среде | Длительное воздействие сочетания экстремальных факторов; потенциальная угроза жизни | Возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов организма | Мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность | Обучение приемам профессионального самовосстановления после перегрузок |
Ситуация изменения социального положения, статуса, ранга | Сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, конкурсах | Неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт | Уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни | Тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма |
Ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей | Переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну | Профессиональный, культурный шок, ностальгия | Успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей | Тренинг профессиональной гибкости, деловые игры |
Ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде | Необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям | Состояние неопределенности, неуверенности в будущем, предрасположенность к конфликтам | Инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность | Обучение техникам конструктивного выхода из конфликтов, обучение профессиональной этике |
Ситуация потери работы | Отсутствие перспективы | Состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов | Отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке | Информирование о видах профессий |
Экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла | Низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом | Разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход | Расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов | Обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии |
Сверхэкстремальная ситуация в социальной профессиональной среде | Социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека | Утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала | Поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации | Обучение техникам профессионального самовосстановления, самосохранения |
Задание 23:Какие особенности и условия профессиональной деятельности (по заданной профессии) могут оказать негативное влияние на психические качества и состояния работников? Какие методы обучения работников позволят снизить силу воздействия указанных факторов?
Неблагоприятные факторы деятельности, влияющие на здоровье и психику работника | Негативные психические качества и состояния работника, возникающие под воздействием неблагоприятных факторов | Позитивные психические качества и состояния, обеспечивающие противостояние неблагоприятным факторам | Пути и формы профессионального обучения для подготовки к работе в условиях действия неблагоприятных факторов |