Белковые факторы слюны, влияющие на гемопоэз. Тимоциттрансформирующие и колониестимулирующие факторы

Тимоциттрансформирующий фактор ингибирует вилочковую железу, вызывает лизис и агглютинацию малых лимфоцитов.

Колониестимулирующий фактор активирует образование колоний клетками костного мозга in vitro.

Фактор гранулоцитоза повышает содержание циркулирующих лейкоцитов.

Литературные данные указывают на то, что в слюне человека обнаружен и фактор летальности, синтез и активность которого находятся в прямой зависимости от содержания тестостерона.

В слюне содержатся нейрогормоны: метеонинэнкефалин, субстанция Р, бета-эндорфины. Уровень субстанции Р в слюне в 100 раз выше, чем в плазме. Эти данные были получены с помощью иммуноферментного анализа. Метеонин — энкефалин находится в концентрации 6,6–11,7 фмоль/мл, субстанция Р от 6,1 до 12,6 фмоль/мл, бета-эндорфин от 1,2–3,6 фмоль/л. Метеонин-энкефалин и субстранция Р обнаружены в паротидной слюне, тогда как эндорфин в любой.

Относительная концентрация основных белков в паротидной слюне сильно варьирует у обследуемых людей, но при этом в значительной степени остается постоянной для конкретного индивидуума. Это указывает на физиологическую стабильность слюны. Состав белков слюны фактически не зависит от пищевых эффектов и циркадных ритмов. Содержание низкомолекулярных компонентов, таких как субстанция Р и бета-эндорфина значительно выше утром, чем вечером. Изменения концентрации обоих нейропептидов коррелирует друг с другом, что указывает на общий механизм регуляции.

Ротовая жидкость содержит также белки с мало изученной функцией, белки, богатые пролином (рисунок 2). Эта группа тормозит рост кристаллов в слюне, пересыщенной солями фосфата кальция. Пролин составляет от 16 до 33 % от всех аминокислот, входящих в состав белков слюны. Выделены 2 группы белков этого типа. В 1-ю группу входят кислые белки (концентрация — 80 мг/л) с одинаковой последовательностью на N-конце. Их объединяет также высокое содержание фосфорной кислоты. Имея большой заряд и некоторую ассиметрию в распределении зарядов, эти белки могут тормозить рост кристаллов в слюне, пересыщенной фосфатами кальция. Если удалить фосфатные группы, связанные с серином, то способность ингибировать рост кристаллов исчезает. Из этих белков был выделен небольшой пептид (30 аминокислот), который тормозил рост кристаллов аппатита, что дает надежду на возможное использование подобных молекул с лечебной целью. Кислые пролин-обогащенные белки имеют высокое сродство к гидроксиаппатитам, ингибируют кристаллизацию кальций-фосфатных солей из растворов, перенасыщенных гидроксиаппатитом, связывают ионы кальция и взаимодействуют с некоторыми бактериями при их адсорбции к гидроксиаппатитам.

Белковые факторы слюны, влияющие на гемопоэз. Тимоциттрансформирующие и колониестимулирующие факторы - student2.ru

Рисунок 2 — Белки и ферменты ротовой жидкости*

* Олецкий, Э. И. Биохимия соединительной ткани и органов полости рта / Э. И. Олецкий, А. Д. Таганович, В. К. Кухта. — Мн.: БГМУ, 2002. — С. 46.

Статерины, гистатины и цистатины также проявляют сродство к минеральным поверхностям, ингибируют выпадение в осадок кальций-фосфатных солей и играют роль в поддержании целостности зубов. Рост кристаллов ингибируется статеринами, которые проявляют свое действие, начиная с фазы нуклеации кристалла.

Это белки с молекулярной массой порядка 5 380 Да. Они содержат до 15 % пролина и 25 % кислых аминокислот, ассиметрично расположенных в пределах цепи.

Антимикробное действие в слюне проявляют гистатины и малые фосфопротеины. Цистатины ингибируют цистеиновые протеиназы и играют защитную роль при воспалительных реакциях в ротовой полости.

Ферменты слюны (таблица 2) имеют различное происхождение. Бактерицидное действие лизоцима определяется степенью гидролиза бета-гликозидной связи между N-ацетилглюкозамином и N-ацетилмурамовой кислотой в полисахаридах клеточной оболочки микроорганизмов. Самую высокую чувствительность проявляют к лизоциму некоторые вирусы и граммположительные микроорганизмы. При стоматитах, гингивитах и пародонтозе синтез лизоцима снижен. РНК-азы слюны высоко чувствительны к рН среде. Ежесуточно в ротовую полость секретируется около 60 мкг кислой и 45 мкг щелочной РНК-азы. Секреция ДНК-азы в ротовую полость увеличивается при некоторых воспалительных заболеваниях. Источником нуклеаз в слюне являются лейкоциты. Миелопероксидаза и лактопероксидаза имеют сходный механизм действия, но отличаются субстратной специфичностью (лактоферрин участвует в различных реакциях защиты организма и регуляции иммунитета). При повреждающем действии системы «пероксидаза-перекись водорода» необходимо участие какого-либо из анионов: CNS, Cl, I, Br. Для пероксидаза слюны более специфичен CNS анион, для лейкоцитарной — анион хлора. Образующася хлорноватистая кислота разрушает аминокислоты белков микроорганизмов, превращая их в активные формы альдегидов и других токсических веществ. Способность слюнных желез секретировать значительные количества ионов тиоционата, йодидов, бромидов, хлоридов оценивается как средство антимикробной защиты.

Минерализующая функция слюны. Эта функция слюны включает механизмы, способствующие поступлению минеральных веществ в эмаль и механизмы, препятствующие обратному их выходу. В нормальных условиях устанавливается подвижное равновесие между процессом растворения эмали и ее минерализацией. В физиологических условиях константа растворимости апатитов сдвинута в сторону образования кристаллов. Растворимость их зависит от концентрации ионов, рН слюны и ионной силы. Защита твердых тканей от растворения достигается благодаря поддержанию состояния пересыщенности ионами. Этому способствует определенная рН слюны. Буферные системы слюны поддерживают рН в пределах от 5,7 до 6,2. Однако при стимуляции секреции слюны ее рН может достигать 8,0. Снижение буферной емкости слюны может быть причиной развития кариеса.

Ведущую роль среди защитных факторов слюны играют ферменты различного происхождения — лизоцим, нуклеазы, пероксидаза. В меньшей мере это относится к амилазе — основному ферменту слюны и ротовой жидкости, участвующему в процессах пищеварения.

Важную роль в осуществлении защитной функции ротовой жидкости имеют нуклеазы. В смешанной слюне обнаружены РНК-азы и ДНК-азы, отличающиеся разными свойствами. В зависимости от требований к рН среде выделяют кислую и щелочную РНК-азу. За сутки в полость рта секретируется примерно 60 мкг кислой и 45 мкг щелочной РНК-азы.

В экспериментах установлено, что изоферменты ДНК-азы слюны резко замедляют рост и размножение многих микроорганизмов в ротовой полости.

Из слюны выделены видоспецифические антитела и антигены, соответствующие группам крови человека, причем концентрация групповых антигенов в слюне выше, чем в других биологических жидкостях. Вместе с тем, у каждого 5-го человека уровень этих антигенов в ротовой жидкости очень низок или они могут вовсе отсутствовать.

Среди белков слюны, причастных к выполнению защитной функции, следует назвать и иммуноглобулины. Они представлены, в основном, иммуноглобулином А, выполняющим важную роль в защите слизистых оболочек.

Несмотря на то, что при рассмотрении белков ротовой жидкости мы уже затрагивали участие некоторых из них в процессах кристаллизации, рассмотрим минерализующую функцию более подробно.

Наши рекомендации