Кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей
ЧАСТНАЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ
некоторые элементы психомоторного развития
детей и подростков
Реабилитация больного ребенка — тяжелый и сложный процесс, поскольку сфера его психики и моторики находится в постоянном динамическом развитии. Проблема осложняется, когда нарушения носят врожденный характер, потому что в этих случаях психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. В связи с этим эффективный процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка.
Это развитие — непрерывный процесс, протекающий с непостоянной интенсивностью. Сразу после рождения, в течение первых 2 вед наблюдается период торможения развития (плато). Это время необходимо организму для знакомства с новыми условиями окружающей среды. После первых 2 вед жизни наступает наиболее динамический период развития человека, который длится до 3-го года жизни. Между 3-м и 6-м годом темп развития несколько снижается, но по-прежнему остается высоким. После 6 лет жизни динамика развития начинает снижаться. Наконец, в возрасте, непосредственно предшествующем периоду созревания, и в раннем юношеском возрасте вновь наблюдается ускорение темпа развития.
«Развитие происходит в соответствии с определенными правилами... Каждая его фаза опирается на предыдущую фазу и является подготовкой к последующей фазе» (Е. Юрлок). Так, например, прежде чем ребенок начнет ходить, он должен научиться вставать. Движения новорожденного, а позднее маленького ребенка, развиваются с четкой очередностью, согласно цефалокаудаль-ной последовательности, т. е. в направлении от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу ж к нижним конечностям. Двигательное развитие конечностей происходит в прокси-мально-дистальной последовательности. Например, овладение движениями плечом предваряет контроль над движениями ладони в> пальцев.
Позиция новорожденного имеет асимметричный вид: положение лежа на груди, верхние и нижние конечности согнуты, таз поднят высоко вверх, а голова повернута в сторону. Движения, выполняемые в первые недели жизни, носят рефлекторный харак-
тер и производят впечатление бессмысленных. Ребенок реагирует всем телом, что обусловлено незрелостью нервной системы. Между «8-й и 12-й неделей жизни проявляется рефлекс «глаз — рука»; ребенок следит за предметом и вытягивает в его направлении
Между 3-м и 4-м месяцем жизни появляются первые неудачные попытки схватить предмет. В 5 или 6 мес формируется «обезьяний захват» — т. е. захват всей рукой без противопоставления большого пальца. Захват всеми пальцами с противопоставленным большим пальцем формируется между 6-м и 8-м месяцем жизни. Лишь на 9-м месяце жизни появляется прецизионный двухточечный захват выпрямленным указательным пальцем и -большим пальцем. Дальнейшее совершенствование хватательной возможности руки проявляется у годовалого ребенка — согнутый ' указательный палец, большой противопоставлен и согнут.
Совершенствование захвата ведет к развитию манипуляции. Ребенок в возрасте 4 мес едва способен поворачивать в руке небольшой предмет или рассматривать собственную руку. В 7 месяцев ои держит в руке один кубик и, если дать ему другой, сможет переложить кубик из руки в руку. Показателем двигательной точности и координации является складывание кубиков по шкале тестов локомоторного развития Брунет — Левина: 15-месячный ребенок строит «башню» из двух кубиков, 18-меоячэкый — из 3 кубиков, 2-летний — из 6 кубиков, 2 '/2-летний — из 8 кубиков.
Развитие лозы тела также протекает в .соответствии с цефало-
каудальной последовательностью. Ребенок постепенно обучается
принимать все более высокое положение, поддержанию в нем рав-
новесия и возможности манипулировать в этой позиции. В возрас-
те 9 месяцев ребенок уверенно сидит без потери равновесия при
отклонениях в стороны. Чтобы достичь такого умения, он подни-
мает голову в положении лежа на груди и начинает поворачивать-
ся в стороны в возрасте 3 мес, а в середине 5-го месяца самостоя-1
тельно перевертывается на живот. Нужно знать, что первые по-
пытки самостоятельного сидения ребенок начинает с поддержки
в положении на груди. Ребенок в возрасте 8 мес начинает ползать
и, если ему оказать помощь, встает из этого положения на четве-
реньках. В возрасте 12 мес он делает первые неуверенные шаги.
Самостоятельная ходьба маленького ребенка выглядит нелепо:
туловище его выпрямлено, голова слегка выдвинута вперед (ребе-
нок смотрит перед собой вместо того, чтобы смотреть на пол) , дви-
жение происходит за счет использования одних нижних конечно-
стей. В этот период ребенок довольно часто опрокидывается. Это
обусловлено еще слабой двигательной координацией, а также тем,
что во /время акта ходьбы он поднимает стопы высоко над полом.
Шаг начинающего ходить ребенка короткий и неравномерный,
длина его увеличивается до 18-го месяца жизни. В раннем перио-
де шагания; (6 мес) ребенок прикасается к полу только пальцами
и подушечками стоп, пятки подняты вверх, а вся стопа направле-
на наружу. В первом периоде самостоятельного хождения (12 мес)
ребенок сначала ставит одну ногу на всю стопу, затем начинает двигать другой.
С течением времени стереотип ходьбы исправляется: ребенок ставит стопу от пятаки к пальцам, начинает поднимать вторую ногу до того, как первая коснется пола всей своей поверхностью.
В возрасте 18 мес ребенок бегает и способен ходить по лестнице приставным шагом, держась за перила. Ребенок старше 2 лет хорошо ходит по плотной поверхности вперед лицом и вперед спиной, а также самостоятельно передвигается по лестнице приставным шагом. В возрасте 2'/2—3 лет он может стоять какое-то время на одной ноге, на пальчиках без помощи, перепрыгнуть через веревочку, протянутую на высоте 5 см, пройти по (нарисованной линии. В 4 года ребенок самостоятельно поднимается и спускается по ступеням переменным шагом, способен спрыгнуть с высоты 30 см и прыгнуть в длину на 60—85 см. У 5-летнего ребенка наблюдается уже значительная зрелость двигательного контроля. Ов может подпрыгивать, удерживать равновесие при ходьбе по узким доскам, по обозначенным следам. Шестилетние дети способны ходить и бегать в такт музыке, могут обучиться езде на велосипеде.
Бросание предмета и его ловля требуют большой двигательной координации, поэтому целесообразно показать, как формируются эти способности. Двухлетний ребенок бросает мяч двумя руками и «всем телом». Немногие дети в возрасте 4 лет умеют плавно бросить мяч одной рукой. В возрасте 5 лет большинству детей это уже доступно. Умение ловить развивается несколько позднее. Лишь немногие дети в возрасте 4 года способны поймать брошенный им мяч. В возрасте 6 лет сделать это могут уже 2/з детей, причем в основном это девочки.
В первые три школьных года ребенок .продолжает совершенствовать приобретенные навыки. Он охотно участвует в играх в двигательных развлечениях, связанных с ходьбой и особенно с бегом. Совершенствование двигательной координации, которое можно наблюдать в конце 9-го года жизни, является результатом созревания нервной системы, изменения пропорций тела, стабилизации естественной кривизны позвоночника, усиления мышечной системы.
После 9 лет начинается период двигательного совершенства Он продолжается и до начала периода созревания.
Между моторным и психическим развитием ребенка существует тесная зависимость, поскольку у психически лучше развитых детей двигательное развитие протекает более динамично. После 9 лет и до самого начала периода созревавля наблюдается наиболее быстрое развитие двигательных способностей. Это является результатом большой двигательной активности ребенка и характерной для данного периода отваги. Точность бросания возрастает до 13-го года жизни, а потом поддерживается на достигнутом уровне. Скорость развивается равномерно до 16 (иногда 18) лет. Сила возрастает вместе с физическим развитием. В период поло-
вого созревания снижается темп развития этого качества; наступает дисгармония и других двигательных качеств. Однако это явление носит преходящий характер и обусловлено отклонениями пропорций тела вследствие очень быстрого роста, дисфункцией, нервной системы, гормональным дисбалансом.
Ребенок в этом периоде противится движению, как и всякой деятельности. Причиной этого являются отсутствие концентрациии неправильная двигательная координация. Мышечная система не приспособлена к преодолению больших нагрузок. В конце данного' периода все отклонения постепенно выравниваются.
В каждом периоде развития для ребенка характерна большая двигательная активность, однако лишь после 3-летнего возраста его можцо включать в групповые упражнения. До 2 лет дети часто играют самостоятельно, даже находясь в одном помещении с другими детьми. Умение сотрудничать появляется в возрасте около 3 лет, а у 4-летних детей уже определяется желание взаимодействия, которое до данного возраста выражалось лишь в запрограммированном подражании. Дети между 4-м и 6-м годом еще не понимают сущности командного взаимодействия, поэтому в таком: возрасте проводить групповые занятия приходится с включением: элементов индивидуального взаимодействия. Продолжительность групповых занятий для этой возрастной группы варьирует в пределах 20—40 мин, что определяется ограниченными возможностями младших детей к концентрации внимания. Между 6-м и 8-м годом жизни ребенок уделяет больше внимания командным играм„ В указанный период в групповые упражнения можно включать-элемент командных соревнований (который, безусловно, содержится в разного рода эстафетах). Ребенок 9—11 лет еще не является хорошим членом команды, поскольку у него над взаимодействием преобладает стремление к личному первенству. Только в период созревания можно наблюдать умение взаимодействовать и желание подчиниться правилам командной игры.
Игра имеет громадное значение в жизни ребенка. Она способствует гармоничному развитию мышц всего тела. Через игру ребе- нок познает окружающий мир, устанавливает контакты со сверстниками. Во время игры он учится брать, давать, разделять,, подчинять, взаимодействовать. Игра удовлетворяет естественную потребность движения и действия. Она является клапаном для чрезмерной энергии, которая, будучи неизрасходованной, часто может стать причиной раздражительности и нервозности ребенка. Влияние игры на психическую и физическую сферу ребенка неоспоримо.
В индивидуальной работе с детьми, помимо проведения местной кинезитерапии, необходимо вводить упражнения и для тех мышечных групп, которые не были непосредственно затронуты заболеванием. Познавательные возможности детей с врожденными пороками существенно ограничены. Здоровый ребенок изучает внешний мир полисенсорно (с помощью многих органов чувств). Ползая по полу, он находит различные предметы, осматривает их,
8 Заказ К« 164 113
прикасается к ним, берет в рот, исследует их плотность и вкус. Ребенок с каким-либо дефектом органов движения во многих случаях прикован к постели, поэтому его исследовательские возможности значительно ограничены. Необходимо при этом подчеркнуть, что общая кинезитерапия, как в форме индивидуальных, так и трупповых упражнений имеет особенно важное значение и никогда не должна упускаться.
Дети старше 7 лет участвуют или должны участвовать в школь- ных занятиях. При составлении программы реабилитации методист должен принимать во внимание и это обстоятельство. Заботясь об обеспечении максимальных возможностей для гармоничного развития ребенка, мы не должны допускать «конфликта» школьных занятий и планов кинезитерапии и наоборот. Более того, во многих случаях эти виды деятельности должны дополнять друг друга.
ЖПНЕЗИТЕРАПИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА У ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ БОБАТОВ
N
Понятие «детский церебральный паралич» (ДЦП) охватывает Труппу симптомов, проявляющихся в результате повреждения мозга ребенка в паранатальном периоде. Частота этого синдрома, согласно опубликованным данным, составляет 3—5%о.
Самой частой причиной нарушений является гипоксия ткани мозга. Она может быть вызвана механическими факторами, дей-ствующими непосредственно на мозг (например, наложение акушерских щипцов, применение перепада давления с целью извлечения плода из родовых путей), в результате затруднения дыхания плода во время родов или перед ними. Иногда это связано с чрезмерно выраженной желтухой новорожденного и часто — с недоношенностью. Состояние после бактериального воспаления мозговых оболочек, как и субдуральные кровоизлияния в период интенсивного развития мозга в раннем детстве, входят в указанную .группу поражения. Нередко не удается установить непосредственную причину поражения.
Характерными чертами ДЦП являются нарушения мышечного напряжения, дискоординация движения, возникновение в результате этого неправильных, часто гротескных позиций и движений, нарушение психомоторного развития, ограничение спонтанной подвижности, иногда почти полное ее торможение. Сопутствующими проявлениями могут быть расстройства артикуляционного аппарата, ведущие к дефектам развития речи и функции приема пищи; нарушения речи, возникающие вследствие повреждения ее центра, нарушения слуха (тугоухость или глухота), зрения (косоглазие), дефект ощущения собственного тела и пространства, вегетативные нарушения.
Интеллект может сохраняться на высоком уровне даже при значительных отклонениях в иных сферах, но он может быть и сниженным.
Эмоциональная сфера и поведение ребенка легко подвергаются! отрицательным отклонениям в условиях разнообразных жизненных сложностей.
В качестве сопутствующего заболевания в разном возрасте у ребенка может проявиться эпилепсия. Она не является противопоказанием к упражнениям под лекарственным контролем.
Клинические проявления ДЦП различны в каждом конкретном, случае. Существует множество форм проявления поражения. Причиной этого является сочетание высокого уровня организационной: функции мозга и разнообразной локализации повреждений.
В этих условиях затруднена классификация поражений, и она: всегда вызывает дискуссии. Тем не менее мы приводим некоторые' группы поражений, хотя эта классификация и не выполняет дис-криминативной функции.
Определенные проявления конкретных видов поражения могут* появляться последовательно, по мере развития центральной нервной системы. Однако ДЦП не является прогрессирующим заболеванием.
Классификация ДЦП
1. В соответствии с критерием локализации поражения в головном? мозге.
Спастические.Поражения пирамидного типа. Локализация в области: коры головного мозга. Характерны усиление мышечного напряжения, возбудимости и сократимости мышц, преувеличенные глубокие рефлексы или: так называемые сухожильные рефлексы.
Атетозы.Поражения экстрапирамидного типа. Глубокая локализа--ция повреждения в области базальных сплетений и желудочков мозга. Характеризуются спазмами разгибателей всего тела, непроизвольными движениями непредсказуемого типа. Они исчезают во время сна и усиливаются: при эмоциях. Напряжение мышц, их возбудимость и сократительная способность в общем постоянно не увеличены и не снижены. Могут появляться преходящие напряжения. Глубокие рефлексы могут сохраняться на.: нормальном уровне.
Атаксии.Локализация повреждений в области мозжечка или вестибулярного аппарата. Характеризуются снижением мышечного напряжения,, возбудимости и сократительной способности мышц, ослаблением глубоких: рефлекторных реакций, общей заторможенностью, ухудшением ориентации! в пространстве.
Реже выделяют:
Кататонии.В крайних случаях1 распрямительной или сгибательной ка-татонии с напряжением мышц типа «свинцовой трубы», со снижением мышечной реакции.
Треморы.Как крайняя форма- атетоза с наличием переменных сокращений двух антагонистических мышечных групп, проявляющихся постоянно или только в моменты намерения произвести движение.
При обсуждении характеристик поражения не упоминается о показателе мышечной силы. Правда, до недавнего времени его пытались оценить с помощью теста Ловетта в случаях ДЦП, однако, согласно современным:' взглядам, вопрос о мышечной силе отходит на второй план, «поскольку мозговое поражение вызывает прежде всего утрату движения, а не паралич, мышцы».
Тестирование мышечной силы по методу Ловетта не показано, поскольку напряжение мышц постоянно меняется.
1 Крайний случай — это большой объем тканевого повреждения в ральной нервной системе.
8*
2. В соответствии с критерием локализации клинических проявлений.
Квадриплегии. Проявляются в мышцах всего тела, особенно ярко верх-аних конечностей.
Диплегии. Проявляются в мышцах всего тела, наиболее ярко нижних «конечностей.
Гемиплегии. Проявляются в мышцах одной стороны тела.
Параплегии. Проявляются в мышцах нижних конечностей.
Моноплегии. Проявляются в мышцах одной нижней конечности (часто в «сопровождении следовых явлений в мышцах одноименной верхней конеч-лости).
Внутри каждой из перечисленных групп у конкретных боль-«ных клинические формы могут существенно различаться.
Патологическое мышечное напряжение.Возникает из-за нарушения контроля рефлексов растяжения' со стороны центральной .нервной системы. В физиологических условиях они обеспечивают •правильное напряжение, которое у здорового человека регулируется рядом механизмов так называемых обратных связей, действующих только при условии нормальной функции мозга.
При спастических поражениях поврежденный мозг не' регулирует правильным образом эти механизмы, поэтому незатормажи-ваемые рефлексы растяжения создают чрезмерное мышечное на-пряжение или дискоординацию напряжения.
Нарушения мышечного напряжения связаны с динамическим характером мышечного напряжения ж расслабления. Следовательно, при кинезитерапии необходимо принимать во внимание оба эти -аспекта.
Филогенетические2 патологические стереотипы.Клинический облик ребенка с ДЦП формируют также определенные вынужденные позы и движения. Они обусловлены патологической задерж-жой филогенетических рефлексов ползания. Конечности такого ребенка могут сгибаться и раегибаться только по стереотипному •Образцу. Мышечные группы, участвующие в движениях сгибания и разгибания конечностей, работают синергически.
На рис. 44 показан стереотип так называемого выпрямительного синергизма левой руки. Этот синергизм охватывает работу •следующих мышц: выдвигающих головку плеча, приводящих и вращающих плечо внутрь, выпрямляющих локтевой сустав, шро-нирующих предплечье, выпрямляющих лучезапястный сустав и «отводящих его з локтевую сторону, сгибающих пальцы (иногда распрямляющих).
На рис. 45 представлен стереотип сгибательного синергизма отравой руки. Он охватывает работу мышц: втягивающих головку гплеча, отводящих и вращающих плечо наружу, сгибающих локте-:вой сустав, супинирующих предплечье, сгибающих лучезапястный •сустав, отводящих кисть в лучевом направлении, выпрямляющих (иногда сгибающих) пальцы.
1 Рефлексы растяжения являются защитной реакцией мышц на их пе-
рерастяжение.
2 Филогенез — повторение в чертах развития плодами маленького ребен
ка особенностей развития вида.
Рис. 44. Синергизм выпрямления левой руки.
Рис. 45. Синергизм сгибания правой руки.
Рис. 46. Синергизм выпрямления левой ноги.
Рис. 47. Синергизм сгибания левой ноги.
На рис. 46 продемонстрирован стереотип выпрямительного синергизма левой ноги. Он складывается из работы мышц: выпрямляющих тазобедренный сустав, приводящих .и вращающих бедро внутрь, выпрямляющих коленный сустав, сгибающих и вращающих стопу и сгибающих (иногда выпрямляющих) пальцы.
Рис. 47 иллюстрирует стереотип сгибательного синергизма левой ноги. Он охватывает мышцы: сгиб'ающие тазобедренный сустав, отводящие и вращающие бедро наружу, сгибающие коленный сустав, разгибающие и супинирующие стопу, выпрямляющие пальцы (иногда сгибающие).
Таблица 14