Определение интеллекта

CoolReferat.com

ИНСТИУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

по

Психогенетике

на тему :

ИНТЕЛЕКТ

Выполнила

Рунова О.Б.

3 курс

факультет: психологический

Преподаватель

Моисеева Л.В.

Оценка: _______

г. Москва

2005 г.

Около 80 % работ в психогенетике посвящено межиндивидуальной изменчивости интеллекта (измеряемого, в зависимости от возраста, различными тестами). Интеллектуальный потенциал населения (школьная, профессиональная успешность, социальная мобильность) наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является показателем его прогрессивного развития.

Психофизиологический подход к интеллекту.

Известно, что в психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта, его структуры, способов функционирования и путей измерения. С позиций психофизиологического анализа целесообразно остановиться на подходе к интеллекту как к биологическому образованию, в соответствии с которым предполагается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обусловлены генотипом — во-вторых.

Определение интеллекта

При исследовании процесса мышления наименее критичными оказались эксперименты, в которых сопоставляли результаты мыслительных операций людей с высоким и низким интеллектом. Именно поэтому логичнее будет сначала разобрать понятие «интеллект», а затем перейти к анализу психо­физиологических коррелятов мышления и интеллекта.

Понятие «интеллект» до сих пор является наиболее спорным в психоло­гической науке, поскольку исследователи, занимающиеся этой проблемой, связывают его с разными психическими особенностями человека. К концу 20 столетия подвергалось сомнению даже существование самого концепта «ин­теллект». Одним из распространенных представлений стал нигилистический взгляд, определяющий интеллект как то, что измеряется тестами на интел­лект. Такая точка зрения имела смысл, поскольку позволяла исследователям продолжать работать, а не увязать в бесплодных теоретических дискуссиях. Тем не менее теоретическая позиция подспудно влияет на результаты иссле­дования и его интерпретацию и соответственно отражается на том, что мож­но рассматривать в качестве психофизиологических коррелятов интеллекта.

Наибольшие противоречия существуют между теоретическим определе­нием интеллекта и инструментом его практического исследования. Рассмотрим лишь те подходы, которые позволят построить цепочку между психологическими особенностями и физиологическими изменениями.

Большая часть исследователей в настоящее время согласна с представле­нием, что интеллект — это способность человека эффективно адаптировать­ся в окружающей среде. Однако слово «адаптация» вбирает в себя слишком много смыслов. Рассматривая психофизиологические механизмы адаптации человека к различным климато-географическим условиям, мы го­ворим, прежде всего, о центральных перестройках программ поведения, ко­торые не связаны, а иногда и противоречат сознательным установкам лич­ности. Под адаптацией в этом случае понимаются неосознаваемые механиз­мы изменения поведения. Психологи и физиологи, используя один термин, подразумевают принципиально разные вещи.

Говоря об интеллекте как механизме адаптации, исследователи имеют в виду ежедневную способность человека менять стратегию поведения вслед за изменением обстоятельств на основе ментальной картины мира, гибкость в структурировании материала и его обработке, которая позволяет вовсе не ме­нять своего физического состояния. Здесь будет точнее говорить об интеллек­те как о форме организации индивидуального ментального опыта (Холодная, 1996), в котором отражены свойственные человеку картина устройства мира, положение его самого в нем, отношения между людьми. В этом ментальном опыте представлены взаимосвязи явлений и объектов, не описанные наукой, а найденные личностью в ежедневном собственном познании действитель­ности, критерием истинности которых являются ошибки и успехи индиви­дуального развития в социуме. Отдельные особенности этой организации бу­дут способствовать более быстрому решению проблем, эффективному при­способлению в изменившихся обстоятельствах, другие, напротив, будут ре­гулярно приводить к однотипным ошибкам и разочарованиям.

Под интеллектом как объектом измерения понимается совокупность по­знавательных свойств личности. В разнообразных тестах, относящихся к познанию, определяют наиболее вероятные результаты у определенной воз­растной группы, а затем соотносят индивидуальные показатели с этими средними значениями. Так получается коэффициент интеллекта, который в дальнейшем и используется для сопоставления с другими особенностями личности или с ее психофизиологическими параметрами. Преимущество этого взгляда заключается только в легкости получения коэффициента, тогда как на вопрос о том, что такое интеллект, он не отвечает.

Однако, как объект психогенетики интеллект неудобен, так как нет четкого определения этого понятия. В наибольшем числе работ в качестве основной характеристики интеллекта рассматриваются «компоненты высшего уровня психики» - понятийное мышление, решение проблем, принятие решения, но одновременно к нему относят и «элементарные процессы» - восприятие, внимание, скорость обработки информации, способность к обучению, внешние поведенческие проявления - эффективность, адаптация к среде. В широком смысле, интеллект - это совокупность всех познавательных (когнитивных) функций, в узком - мышление (Психологический словарь, 1983 г.). В последнем (1996 г.) психологическом словаре дается следующее определение интеллекта в трех аспектах: 1) общая способность к познанию и решению проблем, которые определяют успешность любой деятельности; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида - ощущения, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем «без проб и ошибок», в уме.

Наши рекомендации