Деление предметов по трудности
Степень трудности | Предметы |
Трудные | Математика, физика, химия, литература, русский язык, иностранный язык, |
Средней трудности | История, география, биология, черчение |
Легкие | Труд, физкультура, рисование, музыка, этикет, ОБЖ |
Санитарным правилам регламентируется недельная учебно-трудовая нагрузка учащихся (табл. 3).
Таблица 3.
Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия
на школьника учебно-воспитательного процесса
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка, ч | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
3-летняя начальная школа: | ||
1-3 | ||
4-летняя начальная школа: | ||
2-4 | ||
8-9 | ||
10-11 |
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, оно способствует снижению утомительности и повышению работоспособности учащихся.
Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. В период перемен восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы.
В общеобразовательной школе для учащихся всех классов установлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо 1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков 2 перемены по 20 мин. В начальной школе рекомендуются 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут, в средней – 10-20-20-10 минут и в старшей – 10-10-30-10-10.
Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдых между учебными неделями, четвертями. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.
Большого внимания заслуживают школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности – индивидуальные нагрузки.
Принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существенное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых.
Повышенные температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настроение школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5-6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.
Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособности и положительного эмоционального фона принадлежит световому и звуковому режиму школы. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.
Практическая работа
1. Исследование уровня работоспособности в динамике.
Изучение умственной работоспособности учащихся (студентов) необходимо для контроля за функциональным состоянием центральной нервной системы и его изменением под действием различных факторов. Ухудшение функционального состояния ЦНС происходит при развитии умственного утомления, связанного с напряженной и сложной умственной работой.
Исследование проводится в начале и в конце занятия. Уровень работоспособности определяется с помощью метода «дозирования работы во времени» с использованием корректурных таблиц Анфимова. Достоинством буквенного теста является возможность одновременного обследования большого количества лиц.
Порядок проведения обследования.
1. Испытуемым раздают бланки таблиц и объясняют задание. Суть задания - внимательно просматривать каждую строку (слева направо, как читают книгу) и вычеркивать буквы (например, X одной чертой, а И - двумя чертами
2. Отмечается время начала работы и даётся команда «Начали работу». По истечении 1 минуты работа останавливается и на корректурной таблице отмечается уголком место, где застал сигнал «Стоп»;
3. Задание осложняется - продолжать вычёркивание букв в прежнем порядке, кроме тех случаев, когда перед указанными буквами стоят какие-то
другие (например, перед X будет стоять В, а перед И - буква Е), сочетание
этих букв предлагают подчеркнуть;
4. В течение 1 минуты проводится усложненная работа по просмотру таблиц;
5. Проведение анализа данных исследования. Для обработки корректурных таблиц подсчитывается количество просмотренных знаков, за первую 1 минуту, вторую 1 минуту и за 2 минуты всего. Подсчитывают количество просмотренных строк, умножая на 40 (количество букв в строке) и прибавляют количество неполной строки. Полученные данные заносят в таблицу.
Количественные показатели работоспособности
Количество просмотренных знаков | Начало занятия | Конец занятия | ||
штук | % | штук | % | |
Первая 1 минута | ||||
Вторая 1 минута | ||||
Всего за 2 минуты |
Качественные показатели работоспособности
Количество допущенных ошибок | Начало занятия | Конец занятия | ||||
штук | на 100 знаков | % | штук | на 100 знаков | % | |
Первая 1 минута | ||||||
Вторая 1 минута | ||||||
Всего за 2 минуты |