Деление предметов по трудности

Степень трудности Предметы
Трудные Математика, физика, химия, литература, русский язык, иностранный язык,
Средней трудности История, география, биология, черчение
Легкие Труд, физкультура, рисование, музыка, этикет, ОБЖ

Санитарным правилам регламентируется недельная учебно-трудовая нагрузка учащихся (табл. 3).

Таблица 3.

Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия
на школьника учебно-воспитательного процесса

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, ч
при 6-дневной неделе при 5-дневной неделе
3-летняя начальная школа:
1-3
4-летняя начальная школа:
2-4
8-9
10-11

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, оно способствует снижению утомительности и повышению работоспособности учащихся.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. В период перемен восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы.

В общеобразовательной школе для учащихся всех классов установлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо 1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков 2 перемены по 20 мин. В начальной школе рекомендуются 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут, в средней – 10-20-20-10 минут и в старшей – 10-10-30-10-10.

Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдых между учебными неделями, четвертями. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.

Большого внимания заслуживают школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности – индивидуальные нагрузки.

Принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существен­ное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окру­жающей среды значительно выше, чем у взрослых.

Повышенные температура и влажность, бактериальная загряз­ненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настрое­ние школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещени­ях может повышаться на 5-6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.

Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособ­ности и положительного эмоционального фона принадлежит светово­му и звуковому режиму школы. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.

Практическая работа

1. Исследование уровня работоспособности в динамике.

Изучение умственной работоспособности учащихся (студентов) необ­ходимо для контроля за функциональным состоянием центральной нервной системы и его изменением под действием различных факторов. Ухудшение функционального состояния ЦНС происходит при развитии умственного утомления, связанного с напряженной и сложной умственной работой.

Исследование проводится в начале и в конце занятия. Уровень работо­способности определяется с помощью метода «дозирования работы во вре­мени» с использованием корректурных таблиц Анфимова. Достоинством бу­квенного теста является возможность одновременного обследования большо­го количества лиц.

Порядок проведения обследования.

1. Испытуемым раздают бланки таблиц и объясняют задание. Суть зада­ния - внимательно просматривать каждую строку (слева направо, как чи­тают книгу) и вычеркивать буквы (например, X одной чертой, а И - двумя чертами

2. Отмечается время начала работы и даётся команда «Начали работу». По истечении 1 минуты работа останавливается и на корректурной таблице отмечается уголком место, где застал сигнал «Стоп»;

3. Задание осложняется - продолжать вычёркивание букв в прежнем порядке, кроме тех случаев, когда перед указанными буквами стоят какие-то
другие (например, перед X будет стоять В, а перед И - буква Е), сочетание
этих букв предлагают подчеркнуть;

4. В течение 1 минуты проводится усложненная работа по просмотру таблиц;

5. Проведение анализа данных исследования. Для обработки корректурных таблиц подсчитывается количество просмотренных знаков, за первую 1 минуту, вторую 1 минуту и за 2 минуты всего. Подсчитывают количество просмотренных строк, умножая на 40 (количество букв в строке) и прибавляют количество неполной строки. Полученные данные заносят в таблицу.

Количественные показатели работоспособности

Количество просмотренных знаков Начало занятия Конец занятия
штук % штук %
Первая 1 минута        
Вторая 1 минута        
Всего за 2 минуты        

Качественные показатели работоспособности

Количество допущенных ошибок Начало занятия Конец занятия
штук на 100 знаков % штук на 100 знаков %
Первая 1 минута            
Вторая 1 минута            
Всего за 2 минуты            

Наши рекомендации