Роль психических свойств, состояний и процессов в регуляции деятельности

Для рассмотрения этого вопроса отправной точкой будет выступать структура психики, построенная по структурным составляющим: свойства, состояния, процессы, образования.

Роль психических свойств, состояний и процессов в регуляции деятельности - student2.ru

Надо обратить внимание на то что, с одной стороны, психи­ка формирует­ся и развивается в результате деятельности человека, а, с дру­гой стороны, сама деятельность регулируется личностью. В данном случае мы рассматриваем вторую составляющую — регуляцию деятельности личностью. Еще точнее — определя­ем возможное влияние структурных элементов психики лич­ности на деятельность.

Поскольку верхние слои структуры базируются на нижних (вначале — психические процессы, потом — психические со­стояния, а на вершине — психические свойства), рассмотре­ние регуляции деятельности целесообразно начать с психиче­ских процессов.

Слож­ная предметная деятельность человека формируется на основе элементарных видов деятельности (действий). Так, все формы психического отражения (эмоции, ощущения, мышление, вос­приятия, чувства, воля, память) являются элементарными общи­ми видами психической деятельности. Следовательно, индиви­дуальная выраженность психических процессов (их качественное своеобразие у индивида) будет определять и характер деятельности. Могут быть выделены следующие составные части действия: принятие решения, реализация, контроль и коррекция. Без мышления не мыслима реализация указанных составных час­тей, а, следовательно, и действие, и деятельность в целом.

Характер влияния мышления на деятельность зависит и от того, в какой деятельности и как формировалось мышление, т.е. следует говорить о качестве мышления в анализе его вли­яния на сложные виды деятельности. Соответственно, качест­ва мышления, такие как глубина, целеустремленность, само­стоятельность, гибкость, быстрота и широта определяют возможность не только качества сложных видов деятельности, но и время на их реализацию (в последнем случае в связи с нахождением оптимальных способов).

Мышление, как и воля, осуществляется на уровне второй сигнальной системы, т.е. развивается оно в условиях общения, а речь является средством выражения мышления. Поэтому обу­чение человека профессиональной деятельности осуществляет­ся с помощью информационно-знаковой системы, позволяю­щей абстрагироваться от предметного восприятия окружаю­щего мира. При этом мышление более глубоко позволяет про­никнуть в суть вещей, явлений и процессов, чем чувственное познание, а, значит, и более эффективно организовать сложные виды деятельности. Формы выражения мышления в понятиях, суждениях, умозаключениях является основой не только инди­видуальной, но и коллективной деятельности, в том числе поз­воляет осуществить разделение труда.

10. Деятельность— форма активного взаимодействия, в ходе которого человек или животное целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Если для животных характерно то, что они способны ори­ентироваться только на внешние, непосредственно восприни­маемые аспекты окружающего, то для человеческой деятель­ности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представ­ления предметных взаимоотношений.

Формами деятельности являются: предметно-практическая, теоретико-мыслительная, эстетическая, идеологическая (миро­воззренческая). Есть и такой подход к классификации:

1. В зависимости от степени общности — общие и частные.

2. В зависимости от сложности — элементарные и сложные. Может быть и сочетание различных видов деятельности:

♦ общие элементарные — все формы психического отраже­ния — эмоции, ощущения, мышление, восприятия, чувст­ва, воля, память;

♦ общие сложные — труд и общение, а также производные от них — речь, учение, игра, искусство, нравственная и правовая (безнравственная и противоправная) деятель­ность, а также бой;

♦ частные элементарные и сложные виды деятельности (исхо­дя из общего, особенного, единичного) — все профессио­нальные виды деятельности, виды учения, игр, спорта и т. п.

По взглядам психолога К.К. Платонова, сложная предметная деятельность человека формируется на основе ее элементарных видов. Так все формы психического отражения (эмоции, ощу­щения, мышление, восприятия, чувства, воля, память) являются элементарными общими видами психической деятельности. К ним относится три категории психических явлений:

1. Потребности как пусковое побуждение к деятельности.

2. Внимание как системная организация.

3. Психомоторика как объективизация психической дея­тельности.

Среди компонентов деятельности выделяют:

♦ мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

♦ цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

♦ операции, с помощью которых деятельность реали­зуется в зависимости от условий этой реализации. Современный подход к структурированию деятельности выглядит следующим образом:

Д : S — О — Ц — М — Си. — Ср. — Р,

где Д — деятельность, S — субъект деятельности, О — объект деятельности, Ц — цель деятельности, М — мотив, Сп. — способ, Ср. — средство, Р — результат.

Подцельюпонимается предполагаемый результат дейст­вия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность.

Мотивация,с одной стороны, представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение (потребности), а, с другой стороны, это характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на опре­деленном уровне (мотив). Иными словами, мотивация пред­ставляет собой сплав потребностей и мотивов.

Мотивв отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению кон­кретных действий. Мотив – это побуждение к действию.

Потребности— это состояние нужды человека или живот­ного в определенных условиях, которых им недостает для нор­мального существования и развития. Потребность как состоя­ние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требу­ется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Учитывая содержание представленных определений, можно говорить об условности формулы деятельности. Более того, поскольку пусковым механизмом деятельности являются по­требности, то и мотив как элемент структуры деятельности должен предшествовать цели.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

· биологические (витальные)

· информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

К. К. Платонов считает, что фило– и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и т. д.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека.

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос «зачем?».

По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Наши рекомендации