Физиологические механизмы поддержания температурного
ГОУ СПО Тольяттинский медколледж
Лечебное дело
Акушерское дело
Сестринское дело
Основы сестринского дела
Рабочая тетрадь
ЛИХОРАДКА И ЕЁ ВИДЫ
УХОД
ЗА ЛИХОРАДЯЩИМ ПАЦИЕНТОМ
Учебно-методическое пособие
Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Утверждено на заседании
ЦМК № 4
Протокол №____ от______
Председатель ЦМК
В.Н.Скворцова
Составитель:Куксова Н.Е.
Краткая аннотация: пособие содержит блок теоретической информации о процессах терморегуляции организма, причинах лихорадки. Даёт характеристику лихорадки, клинические варианты лихорадки, влияние её на функции органов и систем, видах и периодах лихорадки и методах оказания медицинской помощи лихорадящим пациентам в различные стадии лихорадки. Алгоритм измерения температуры в подмышечной впадине. Пособие включает в себя глоссарий по теме, схемы, таблицы, обучающую и тренирующую задачи, контролирующий блок.
Рецензенты:
Карцева Е.П. – зам.директора по методической работе
Степанова Н.А. – врач-ревматолог МУЗ КБ №5.
Мотивационно-целевой блок
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие управляющего типа предназначено для внеаудиторной работы студентов, изучающих дисциплину «Основы сестринского дела» по теме «Термометрия. Уход за лихорадящими пациентами».
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Основы сестринского дела» для специальностей «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» и требованиями государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов со средним медицинским образованием.
Учебно-методическое пособие состоит из специальных блоков:
1.Мотивационно-целевой блок, содержащий пояснительную записку, порядок работы с пособием, требование к изучению данной темы, перечень знаний, необходимых для изучения данной темы.
2.Тематический (обучающий) блок содержит в себе блок теоретической информации о процессах терморегуляции организма, причинах лихорадки. Характеристику лихорадки, характер температурной кривой, клинические варианты лихорадок, влияние её на функции органов и систем, видах и периодах лихорадки и методах оказания медицинской помощи лихорадящим пациентам в различные стадии лихорадки. Алгоритм измерения температуры в подмышечной впадине. Так же этот блок включает в себя глоссарий по теме, схемы, таблицы, алгоритмы действий, методические рекомендации для практических занятий. Обучающая задача позволяет усвоить новый учебный материал с учетом сестринского процесса.
3. Контролирующий блок предназначен для закрепления и самоконтроля полученных знаний, он включает в себя вопросы для самопроверки усвоения изученного материала, тренирующую задачу, задания в тестовой форме, логико-дидактическую структуру.
После подготовки к занятию по данной теме студент должен иметь представление:
- о механизмах терморегуляции организма, изучить виды и стадии лихорадки, освоить оказание помощи лихорадящему больному.
Должен знать:
· Механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
· Физиологические колебания температуры тела в течение дня;
· Понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки;
· Возможные проблемы пациента в разные периоды лихорадки.
Должен уметь:
· Провести измерение температуры тела в подмышечной области;
· Регистрировать результаты измерений в карте сестринского наблюдения, карте стационарного больного;
· Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;
· Осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела.
Рекомендуемый порядок работы с пособием:
1. Изучите мотивационно - целевой блок.
2.Познакомтесь с новыми терминами (глоссарий).
3.Внимательно прочитайте информацию по теме.
4.Ознакомтесь с обучающей задачей.
5.Ответьте на контрольные вопросы.
6.Заполните немые графы в графологической структуре.
7.Выполните задание в тестовой форме.
8.Решите тренирующую задачу.
9.Познакомтесь с температурными листами, которые используют в стационаре. Определите тип лихорадки по графику температурной кривой.
10.Используйте перечисленный список литературы.
Схема межпредметных связей
№ | Название дисциплины | Название темы |
1. | Анатомия и физиология | АФО кожи. Функции кожи. Дыхательная система. Сердечно-сосудистая система. |
Фармакология | Ненаркотические анальгетики. Нестероидные противовоспалительные средства. Спазмолитические средства. Антигистаминные препараты. Антисептические и дезинфицирующие средства. |
Схема внутрипредметных связей
№ | Название дисциплины | Название темы |
1. | ОСД | Этика и деонтология в работе м/с. |
2. | ОСД | Личная гигиена пациента, тяжелобольного пациента |
3. | ОСД | Методы простейшей физиотерапии. |
4. | ОСД | Особенности введения лекарственных средств. |
5. | ОСД | I этап сестринского процесса: объективное обследование пациента. |
6. | ОСД | Лечебно-охранительный режим. |
Тематически-обучающий блок
Г л о с с а р и й
Теплоотдача – выделение организмом тепловой энергии в окружающую среду.
Теплопродукция - образование тепла в организме в результате обменных процессов.
Обмен основной – энергетический обмен организма в состоянии полного физического и химического покоя.
Терморегуляция – совокупность физиологических механизмов поддержания постоянной температуры организма с помощью регуляции процессов теплопродукции и теплоотдачи.
Пирогены– вещества, повышающие температуру тела.
Метаболизм– обмен веществ – совокупность химических реакций в организме, обеспечивающих его веществами и энергией, необходимыми для жизнедеятельности.
Тахипное– учащённое дыхание без его углубления.
Генез– происхождение.
Гомеостаз– постоянство внутренней среды организма (относительные постоянства состава крови, метаболизма, температуры тела, артериального давления).
Фебрильные судороги – не эпилептические судорожные припадки, возникающие при лихорадке.
Физиологические механизмы поддержания температурного