Эмоциональные свойства человека
К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. Сюда также относят оптимизм и пессимизм.
Эмоциональная возбудимость. «Наблюдая различных людей, – писал А.Ф. Лазурский, – мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние условий достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при всяком ничтожном поводе «вспыхивают как порох», волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления и т.д.».
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя. А.А. Коротаевым (1970), изучавшим влияние эмоций на трудовые операции, показано, что лица со слабой нервной системой в большей степени чувствительны к отрицательным эмоциональным раздражителям, чем лица с сильной нервной системой.
Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость. По В.В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т.д. Утрата эмоционального резонанса – это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.
Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурский писал: «Наблюдая в течении продолжительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что у некоторых из них чувства могут достигать, при известных условиях, такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот эту именно способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь не многим, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначно интенсивности, глубине переживаемой эмоции.
Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако они не всегда достаточны, так как вегетативная возбудимость неодинакова у разных людей, поэтому приходится прибегать к различным косвенным признакам, из которых самым важным является влияние эмоций и чувств на поступки и деятельность человека. Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции.
Эмоциональная ригидность – лабильность. Эмоциональная ригидность (устойчивая эмоция) – это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах.
Неустойчивость эмоции проявляется в том, что, несмотря на то, что вначале она может быть интенсивной, она быстро ослабевает и в конце концов прекращается, переходя в состояние спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя эмоция очень быстро сменяется у него другой, эта в свою очередь ещё одной и т.д. Получается быстрая и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического типа.
Лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, так как личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой. Будучи резко выражено у человека, это свойство делает его неспособным выработать твердые взгляды и убеждения, симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности. Эмоциональная лабильность присуща лицам с высокой тревожностью, а с низкой тревожностью сопутствует эмоциональная ригидность.
Эмоциональная устойчивость. С точки зрения М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) – это устойчивость эмоций, а не функциональная устойчивость человека к эмоциональным условиям. Для Т. Рибо (1899), Е.А. Милеряна (1966, 1974), С.М. Оя (1969), О.А. Черниковой (1980), К.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, т.к. они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния. Дж. Гилфорд (1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как лёгкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова 1967, 1970 и др.).
Ещё один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П.Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях.
Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением. По степени проявления экспрессии (в частности на лице) выделяют гипомимию и гипермимию.
Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.
Гипермимия связана с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами.
Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ