Часть 9 физиологические принципы пищеварения и образования доша и тканей
АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ
Различные виды Агни
Там, где присутствует огонь, всегда идет сгорание, сопровождающееся качественным изменением структуры вещества и выделением энергии в том или ином виде. В организме это преобразование заключается в двух взаимосвязанных противоположных процессах – ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма), направленных на расщепление сложных органических веществ, причем, не только поступающих с пищей, но и взятых при экстремальных условиях из собственных ресурсов тела, из которых продолжится формирование и обновление клеточного состава организма, а также его рост и развитие.
Основной функцией Агни, или огня в теле человека является процесс пищеварения (происходящий с помощью Вата и Капха доша).
Индийская философия выделяет четыре типа Агни:
1. Огонь, проявляющийся как костер или пламя в камине.
2. Небесный огонь, проявляющийся, например, как молния.
3. Огонь желудка и двенадцатиперстной кишки - огонь, который отвечает за переваривание пищи в организме.
4. Скрытый внутренний Огонь минералов и металлов, обуславливающий их блеск, например, Теджас золота.
В этой книге речь пойдет только об Огне, присутствующем в человеческом теле и отвечающим за процесс пищеварения. Аюрведа выделяет тринадцать типов этого Огня:
1. Агни семи тканей организма (Дхату Агни)[77].
2. Агни, принадлежащие пяти первоэлементам, составляющим тело (Бхута Агни).
3. Главный огонь пищеварения, огонь желудка (Кая Агни или Джатхарагни).
Из перечисленных трех типов Агни наиболее физиологически важен огонь желудка – огонь пищеварения, ведь он является источников всех остальных огней тела. После разложения пищи этим внутренним огнем, идет более тонкий процесс пищеварения. Он происходит за счет Агни пяти первоэлементов, которые разделяют пищу на Панча Махабхута (Землю, Воду и т.д.). Чарака пишет (Ч.С.6.15.13.): "Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру, переваривают соответствующие пищевые фракции". Чакрапани поясняет[78], что после огня желудка продолжают расщепление пищи на очень низкомолекулярные структуры, более всего соответствующие пяти первоэлементам именно Агни первоэлементов, выделяющие первоэлементарные составляющие пищи и формирующие из них тело человека.
Семь тканевых огней переваривают и формируют соответствующие ткани, причем Агни, действующий на хилус, называется хилусовым огнем, на кровь – кровяным, и т.д.
Исходя их этих данных, возникает вполне уместный вопрос: отличен ли Агни от Питта доша, или же Питта и есть Агни? Сушрута отвечает на этот вопрос, утверждая, что мы не имеем в организме Агни, отличного от Питта доша, но, с другой стороны, Питта это не Агни, он производное от Агни. Жар Питта доша происходит от Агни, Огня, но его влажность и текучесть имеют совсем иную, водную природу. За счет этого жара Питта и выполняет функцию сжигания и пищеварения, и поэтому второе имя этой доша – Агни.
Огонь желудка проистекает из Пачака Питта и является корнем всех остальных Агни в теле. Этот огонь при слишком интенсивном горении в желудке и двенадцатиперстной кишке порождает жар во всем теле. Чарака пишет, что если этот огонь горит ровно и правильно, то тем самым он поддерживает жизнь, предохраняет тело от болезней, давая ему силу и энергию. Если он вдруг выходит из состояния равновесия, затухая, то и жизнь человека начинает затухать. При увеличении интенсивности горения Агни сгорает не только пища, но и само тело человека. При переменной интенсивности его горения также происходят нарушения деятельности всего организма. Если Агни находится в балансе, то человек будет жить очень долгую и здоровую жизнь. Если Агни вышел из состояния баланса, это всегда ведет к возникновению болезней, поэтому Чарака описывает его как изначальную причину всех заболеваний (Ч.С.6.15.1-2.).
Исходя из доминирующего влияния доша, различают Манда Агни, Тикшна Агни, Вишама Агни и Сама Агни. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.8.) «Посредством трех доша происходит образование переменной, сильной и слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пищеварительная активность формируется тогда, когда они находятся в состоянии равновесия». Бхавамишра пишет (Б.П.2.ПППППППППП): «Джатхарагни бывает четырех типов – Манда Агни, Тикшна Агни, Вишама Агни, каждый от доминирующего влияния Капха, Питта и Вата доша соответственно, и Сама Агни – при равновесии всех трех доша. Манда Агни (слабый пищеварительный огонь) не переваривает должным образом даже небольшое количество пищи, порождает рвоту, слабость, гиперсаливацию и чувство тяжести в голове и в животе. Тикшна Агни (сильный огонь пищеварения) легко переваривает даже избыточное количество пищи, и, по мнению некоторых (специалистов) это лучшее его состояние. Вишама Агни (переменный огонь пищеварения) иногда леко переваривает принятую пищу, а иногда не переваривает вовсе, порождая при этом мереоризм, перестальтические боли и рези в животе, чувство тяжести, запор, диарею и бурчание в кишечнике. Сама Агни (нормальный огонь пищеварения) должным образом переваривает нормальное количество пищи, это лучшее, идеальное состояние Джатхарагни. Некоторые тексты говорят, что тот Агни, который переваривает даже чрезмерное количество пищи, трудноперевариваемую пищу или пищу, принятую непосредственно перед дневным сном – наилучший.
Тикшна Агни порождает болезни, сопровождающиеся дисбалансом Питта доша, Вишама Агни – Вата доша, а Манда Агни – Капха доша».
Процесс пищеварения
Агни, как форма Питта доша присутствует во всем теле, поэтому процессы, сходные с пищеварением идут во всем организме. Одним из примеров, иллюстрирующих это явление, служит процесс превращения семи тканей, сопровождающийся выделением побочных продуктов и происходящий во всех органах и тканях организма. Необходимо заметить, что пища является не только источником энергии и строительным материалом для обновления клеточного состава организма, но и горючим, поддерживающим необходимую интенсивность горения огня желудка. Это объясняет, почему Чарака так настойчиво рекомендует регулярность приема пищи в соответствии с пиками этого Агни (Ч.С.1.27.339.). Сушрута (С.С.1.1.28.) называет правильно приготовленную и вовремя принятую пищу источником силы, здоровья и долголетия. Сперматозоид и яйцеклетка, соединение которых ведет к возникновению нового живого существа, образуются в конечном итоге только из съеденной пищи. Поэтому некоторые авторы называют пищу причиной сохранения и возникновения жизни.
Но не всегда принятая пища правильно и полноценно переваривается. При нарушении интенсивности горения Агни как в одну, так и в другую сторону, а также при неправильном приеме пищи или если пища не правильно приготовлена, она порождает большое количество шлаков и токсинов (аму), которые абсорбируются на стенках кишечника и забивают энергетические каналы, являясь причиной возникновения болезней. Бхавамишра пишет (Б.П.РРРРРРРРРРР): «У людей, страдающих от болезней (желудка, двенадцатиперстной кишки и печени) или принимающих очень сухую или иссушающую пищу, происходит снижение Капха доша, а Вата и Питта доша перевозбуждают Агни, который пачинает очень быстро переваривать пищу, сжигая ее дотла. Это состояние называется Бхасмака, которое, прогрессируя, начинает сжигать семь тканей и пророждает жажду, потливость, изжогу, слабость, истощение и другие симптомы чрезмерной пищеварительной активности, разрушая тело».
Чарака в четвертой главе Чарака Самхиты перечисляет факторы, необходимые для нормального процесса пищеварения (Ч.С.4.6.14.). К ним относятся:
"1. Жар Пачака Агни.
2. Самана Ваю.
3. Влажность.
4. Слизистость.
5. Время.
6. Правильное сочетание первых пяти факторов".
Из этих шести факторов Пачака Агни непосредственно отвечает за процесс пищеварения. Ваю способствует опусканию пищи изо рта по пищеводу в желудок и подносит ее к огню пищеварения, а после разделения на питательные вещества и неперевариваемые остатки помогает эвакуации нечистот из организма. Влажность и слизистость (факторы, зависящие от Кледака Капха) помогают размельчать и разрушать пищевой комок, а также способствуют первому этапу его переваривания. Время необходимо для завершения процесса пищеварения. Совместное сочетание всех вышеперечисленных факторов необходимо для полноценного протекания данного процесса, приводящего в конечном итоге к последовательному формированию семи тканей и Оджаса, а также поддержанию нормального физического и энергетического состояния организма (Ч.С.4.6.15.).