Часть 9 физиологические принципы пищеварения и образования доша и тканей

АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ

Различные виды Агни

Там, где присутствует огонь, всегда идет сгорание, сопровожда­ющееся качественным изменением структуры вещества и выделе­нием энергии в том или ином виде. В организме это преобразова­ние заключается в двух взаимосвязанных противоположных про­цессах – ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма), направленных на расщепление сложных органических веществ, причем, не только поступающих с пищей, но и взятых при экстре­мальных условиях из собственных ресурсов тела, из которых про­должится формирование и обновление клеточного состава организ­ма, а также его рост и развитие.

Основной функцией Агни, или огня в теле человека является процесс пищеварения (происходящий с помощью Вата и Капха доша).

Индийская философия выделяет четыре типа Агни:

1. Огонь, проявляющийся как костер или пламя в ка­мине.

2. Небесный огонь, проявляющийся, например, как молния.

3. Огонь желудка и двенадцатиперстной кишки - огонь, который отвечает за переваривание пищи в организме.

4. Скрытый внутренний Огонь минералов и металлов, обуславливающий их блеск, например, Теджас зо­лота.

В этой книге речь пойдет только об Огне, присутствующем в человеческом теле и отвечающим за процесс пищеварения. Аюрве­да выделяет тринадцать типов этого Огня:

1. Агни семи тканей организма (Дхату Агни)[77].

2. Агни, принадлежащие пяти первоэлементам, составляющим тело (Бхута Агни).

3. Главный огонь пищеварения, огонь желудка (Кая Агни или Джатхарагни).

Из перечисленных трех типов Агни наиболее физиологически важен огонь желудка – огонь пищеварения, ведь он является источников всех остальных огней тела. После разло­жения пищи этим внутренним огнем, идет более тонкий про­цесс пище­варения. Он происходит за счет Агни пяти первоэлемен­тов, которые раз­деляют пищу на Панча Махабхута (Землю, Воду и т.д.). Чарака пишет (Ч.С.6.15.13.): "Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру, переваривают соответству­ющие пищевые фракции". Чакрапани поясняет[78], что после огня желудка продолжают расщепление пищи на очень низкомолекуляр­ные структуры, более всего соответствующие пяти первоэлементам именно Агни первоэлементов, выделяющие первоэле­ментарные составляющие пищи и формирующие из них тело человека.

Семь тканевых огней переваривают и формируют соответствующие ткани, причем Агни, действующий на хилус, называется хилусовым ог­нем, на кровь – кровяным, и т.д.

Исходя их этих данных, возникает вполне уместный вопрос: от­личен ли Агни от Питта доша, или же Питта и есть Агни? Сушрута отвечает на этот вопрос, утверждая, что мы не имеем в организме Агни, отличного от Питта доша, но, с другой стороны, Питта это не Агни, он производное от Агни. Жар Питта доша происходит от Агни, Огня, но его влажность и те­кучесть имеют совсем иную, вод­ную природу. За счет этого жара Питта и выполняет функцию сжи­гания и пищеварения, и поэтому второе имя этой доша – Агни.

Огонь желудка проистекает из Пачака Питта и является корнем всех остальных Агни в теле. Этот огонь при слишком интенсивном го­рении в же­лудке и двенадцатиперстной кишке порождает жар во всем теле. Чарака пишет, что если этот огонь го­рит ровно и правильно, то тем самым он поддер­живает жизнь, предохра­няет тело от болезней, давая ему силу и энергию. Если он вдруг выходит из состояния равновесия, затухая, то и жизнь человека начинает затухать. При увеличении интенсив­ности горения Агни сгорает не только пища, но и само тело челове­ка. При переменной интенсивности его горения также происходят нарушения деятельности всего организма. Если Агни нахо­дится в балансе, то человек будет жить очень долгую и здоровую жизнь. Если Агни вышел из состояния баланса, это всегда ведет к возник­нове­нию болезней, поэтому Чарака описывает его как изначальную причину всех заболева­ний (Ч.С.6.15.1-2.).

Исходя из доминирующего влияния доша, различают Манда Агни, Тикшна Агни, Вишама Агни и Сама Агни. Вагбхата пишет (А.Х.1.1.8.) «Посредством трех доша происходит образование переменной, сильной и слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пище­варительная активность формируется тогда, когда они находятся в состоянии равно­весия». Бхавамишра пишет (Б.П.2.ПППППППППП): «Джатхарагни бывает четырех типов – Манда Агни, Тикшна Агни, Вишама Агни, каждый от доминирующего влияния Капха, Питта и Вата доша соответственно, и Сама Агни – при равновесии всех трех доша. Манда Агни (слабый пищеварительный огонь) не переваривает должным образом даже небольшое количество пищи, порождает рвоту, слабость, гиперсаливацию и чувство тяжести в голове и в животе. Тикшна Агни (сильный огонь пищеварения) легко переваривает даже избыточное количество пищи, и, по мнению некоторых (специалистов) это лучшее его состояние. Вишама Агни (переменный огонь пищеварения) иногда леко переваривает принятую пищу, а иногда не переваривает вовсе, порождая при этом мереоризм, перестальтические боли и рези в животе, чувство тяжести, запор, диарею и бурчание в кишечнике. Сама Агни (нормальный огонь пищеварения) должным образом переваривает нормальное количество пищи, это лучшее, идеальное состояние Джатхарагни. Некоторые тексты говорят, что тот Агни, который переваривает даже чрезмерное количество пищи, трудноперевариваемую пищу или пищу, принятую непосредственно перед дневным сном – наилучший.

Тикшна Агни порождает болезни, сопровождающиеся дисбалансом Питта доша, Вишама Агни – Вата доша, а Манда Агни – Капха доша».

Процесс пищеварения

Агни, как форма Питта доша присутствует во всем теле, поэто­му процессы, сходные с пищеварением идут во всем организме. Одним из примеров, иллюстрирующих это явление, служит процесс превращения семи тканей, сопровождающийся выделением побоч­ных продуктов и происходящий во всех органах и тканях организ­ма. Необходимо заметить, что пища является не только источником энер­гии и строительным материа­лом для обновления клеточного соста­ва организма, но и горючим, под­держивающим необходимую ин­тенсивность горения огня желудка. Это объясняет, почему Чарака так настой­чиво рекомендует регулярность приема пищи в соответствии с пи­ками этого Агни (Ч.С.1.27.339.). Сушрута (С.С.1.1.28.) называет правильно приготовленную и вовремя принятую пищу источ­ником силы, здоровья и долголетия. Сперматозоид и яйцеклетка, соеди­не­ние которых ведет к возникновению нового живого существа, обра­зу­ются в конечном итоге только из съеденной пищи. Поэтому неко­торые авторы называют пищу причиной сохранения и возникнове­ния жизни.

Но не всегда принятая пища правильно и полноценно переваривается. При на­руше­нии интенсивности горения Агни как в одну, так и в другую сторону, а также при неправильном приеме пищи или если пища не правильно при­готовлена, она порождает большое количество шла­ков и токсинов (аму), которые абсорбируются на стенках кишеч­ника и забивают энергетичес­кие каналы, являясь причиной возник­новения болезней. Бхавамишра пишет (Б.П.РРРРРРРРРРР): «У людей, страдающих от болезней (желудка, двенадцатиперстной кишки и печени) или принимающих очень сухую или иссушающую пищу, происходит снижение Капха доша, а Вата и Питта доша перевозбуждают Агни, который пачинает очень быстро переваривать пищу, сжигая ее дотла. Это состояние называется Бхасмака, которое, прогрессируя, начинает сжигать семь тканей и пророждает жажду, потливость, изжогу, слабость, истощение и другие симптомы чрезмерной пищеварительной активности, разрушая тело».

Чарака в четвертой главе Чарака Самхиты перечисляет факторы, необ­ходимые для нормального процесса пищеварения (Ч.С.4.6.14.). К ним от­носятся:

"1. Жар Пачака Агни.

2. Самана Ваю.

3. Влажность.

4. Слизистость.

5. Время.

6. Правильное сочетание первых пяти факторов".

Из этих шести факторов Пачака Агни непосредственно от­вечает за процесс пищеварения. Ваю способствует опусканию пищи изо рта по пищеводу в желудок и подносит ее к огню пище­варения, а после разде­ления на питательные вещества и неперева­риваемые остатки помогает эвакуации нечистот из организма. Влажность и слизистость (факторы, за­висящие от Кледака Капха) помогают размельчать и разрушать пищевой комок, а также способ­ствуют первому этапу его переваривания. Время необходимо для завершения процесса пищеварения. Совместное сочета­ние всех вышеперечисленных факторов необходимо для полноценного про­текания данного процесса, приводящего в конечном итоге к последовательному формированию семи тканей и Оджаса, а также под­держанию нормального физического и энергетического состояния организма (Ч.С.4.6.15.).

Наши рекомендации