Выпишите отличия вегетативной рефлекторной дуги от соматической
Рецепторное звено представлено рецепторами, расположенными ____________________. Афферентное звено представлено ________________
______________, которые находятся в _
Вставочный нейрон расположен в _________________________. Двигательный нейрон расположен в ___
Эффекторы расположены в рабочих органах ________________, ___________
____________, _______________________.
б) Заполните таблицу «Влияние симпатической и парасимпатической систем на организм человека»
Орган | Симпатическая система | Парасимпатическая система |
Голова | _________________________ зрачки. слюноотделение | ____________________________зрачки. ___________________________ слюноотделение |
Сердце | ___________________________ частоту и силу сокращений, _____________________ сосуды сердца | ___________________________ частоту и силусокращений |
Кровеносная система | сосуды кожи, ЖКТ, почек ____________ сосуды мозга и скелетных мышц. __________________ кровяное давление. | _________________________. кровяное давление. |
Легкие | __________________________ бронхи и бронхиолы. __________________________ вентиляцию легких | __________________________ бронхи и бронхиолы. __________________________ вентиляцию легких |
Кишечник | __________________________ перистальтику. __________________________ секрецию пищеварительных соков. __________________________ сфинктеры | __________________________ перистальтику. __________________________ секрецию пищеварительных соков. __________________________ сфинктеры |
Кожа | Вызывает ___________________________ мышц, приподнимающих волосы. _________________________ артериолы в коже конечностей. ____________________________ потоотделение. | __________________________ артериолы в коже лица. |
Почки | ____________________________ диурез, удаляет с мочой лишний сахар. | ____________________________ диурез, выделение с мочой хлоридов. |
Мочевой пузырь | ____________________________ сфинктер мочевого пузыря ____________________________ детрузор мочевого пузыря | ____________________________ сфинктер мочевого пузыря, ____________________________ детрузор мочевого пузыря |
Эффект воздействия на организм: общее интенсивность обмена пороги чув-ствительности | ___________________________ _____________________________ _____________________________ | ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Условия активизации | ____________________________ во время опасности, стресса и активности; контролирует реакции на стресс | ____________________________ в покое; контролирует физиологические функции в повседневных условиях |
в) Заполните таблицу:
показатели | преобладание тонуса симпатической нервной системы | преобладание тонуса парасимпатической нервной системы |
зрачки | ||
температура тела | ||
переносимость холода | ||
переносимость тепла | ||
масса тела | ||
пульс | ||
артериальное давление | ||
дыхание | ||
работоспособность |
Задание №5. Ответьте на вопросы:
1. Каким образом симпатические нервы могут оказывать противоположные эффекты на тонус разных сосудов?
_______________________________
_______________________________
_______________________________
2.Как объяснить, что поколачивание по передней брюшной стенке или надавливание на глазные яблоки снижает ЧСС?
_______________________________
______________________________
3.Назовите медиаторы симпатической и парасимпатической нервной систем?
_______________________________ ______________________________
ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ
Диагноз «вегето-сосудистая дистония» ставят больному при нарушении вегетативной регуляции. Какие симптомы при этом наблюдаются? __________
____________________________
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 33
Тема: «Зрительный, вкусовой и обонятельный анализаторы»
Цель:
изучить местоположение, анатомию и физиологию эндокринных желез
дать понятие признаков проявления гипер- и гипофункции.
Вопросы для самоконтроля:
1.Понятие об анализаторах, виды, звенья.
2.Структура анализаторов.
3.Орган зрения. Строение оболочек.
4.Строение внутреннего ядра глазного яблока.
5.Строение вспомогательного аппарата органа зрения.
6.Физиология органа зрения. Звенья зрительного анализатора.
Задание №1
А) Изучить строение анализатора.
Дать определение:
Анализатор -_________ ______
рецепторный отдел (орган чувств) | проводниковый отдел (указать чмн и проводящие пути) | центральный отдел (участок коры больших полушарий) |
орган зрения | ||
орган вкуса | ||
орган обоняния | ||
орган слуха и равновесия | ||
кожный анализатор |
Задание №2
а) Строение глазного яблока. Обозначить:
1.наружная оболочка
a) роговица
b) склера
2.сосудистая оболочка
a) радужка
b) реснитчатое тело
c) собственно сосудистая оболочка
3.сетчатая оболочка
a) диск зрительного нерва
b) центральная ямка
4.передняя камера глаза
5.задняя камера глаза
6.зрачок
7.хрусталик
8.циннова связка
9.конъюнктива
10.стекловидное тело
11.теннонова капсула
12.зрительный нерв
б) Строение глазного яблока. Заполнить схему.
орган зрения |
глазное яблоко |
вспомогательный аппарат |
А) м.поднимающая
верхнее веко
1. 2. | 1. 2. 3. | Б) прямые мышцы 1. 2. 3. 4. В)косые мышцы 1. 2. | 1. 2. 3. | 1. 2. |
Подпишите части слезного аппарата глаза:
1) слезная железа
2) выводные протоки
3) верхнее веко
4) нижнее веко
5) слезные точки
6) слезные канальцы
7) слезный мешок
8) носослезный проток
9) нижняя носовая раковина
10) полость носа
в) Строение сетчатки,
Ø пигментный слой
Ø палочки
Ø колбочки
Ø биполярные нейроны
Ø ганглиозные клетки
г) изучить виды рецепторов, написать отличия палочек и колбочек
признак | палочки | колбочки |
количество | ||
пигмент | ||
топография | ||
функции |
а) Дайте определения:
глаукома– ___________________ ____________________________
катаракта– ___________________ ____________________________
аккомодация– ________________ ________________________
миопия– ____________________ ____________________________
гиперметропия– ______________ ____________________________
пресбиопия– _________________ ____________________________
астигматизм– _________________ ________________________
дальтонизм– _________________ ____________________________
конъюнктивит– ______________ ____________________________
адаптация глаза– _____________ ____________________