Исторические корни аурикулярной рефлексотерапии
Как указывает Nogier (1972) в своем руководстве по аурикулотерапии, более двух тысяч лет тому назад были известны случаи прижигания некоторых зон уха для ку-пировапи болевых синдромов при ишиалгиях и даже при зубной боли. Зародилась подобная традиция в Египте, Персии или Вавилоне — неизвестно.
В Древнем Египте женщинам, не желавшим иметь детей, прокалывали ушную раковину в определенной точке.
В IV веке до н. э. Гиппократ в возрасте 20 лет провел 3 года в Египте с целью ознакомления с достижениями египетской медицины и в своей знаменитой книге «Прогностика» отметил, что прижигание ушной раковины или небольшие насечки на ухе для кровопускания успешно используются для лечения импотенции и стерильности. Существуют также данные о том, что прижигание уха, как метод лечения, был разработан в Персии и оттуда завезен в Японию (Joyeux, 1974).
Впервые официальные сведения о прижигании ушной раковины для купирования болей при ишиалгиях появились в Европе в 1637 году благодаря публикации португальского врача-путешественника (Zacutus Lusitanus, 1637; цитир. по Nogier, 1972).
В 1717г. А. Вальсальва в своей известной книге «De aura humana tractatus» подробно описал специальные зоны на ушной раковине, прижигание которых облегчает зубные боли.
В 1810 г. врач из Пармы, проф. Ignaz Colla описал свое наблюдение над мужчиной, который после болезни не мог ходить и которого удалось вылечить благодаря инспирированным укусам пчел в области противозавитка ушной раковины. В этом же сообщении упоминаются случаи успешного лечения ишиалгий путем прижигания внутренней поверхности ушной раковины, которые делали хирурги по его совету. Упоминается даже имя хирурга — Цеккони.
В 1812 г. Berlioz (цитир. по Jarricot, MingWong, 1973) сделал сообщение в Парижском медицинском обществе о своих исследованиях по поводу хронических заболеваний и применении методов кровопускания и акупунктуры для их лечения. Эти материалы были опубликованы в 1816 г. как «Заметки о хронических болезнях, кровопускании и акупунктуре», которые вызвал» большой отклик. За свои заслуги перед медициной Berlioz был избран почетным членом медицинских обществ Парижа, Бордо и Монпелье и пользовался большой популярностью и уважением современников как крупный специалист, замечательный врач (а не как отец известного композитора Гектора Берлиоза).
Доктор Berlioz подчеркивал, что акупунктура целительное средство для лечения многих заболеваний, широко известное в Китае и Японии, но совершенно незнакомое в Европе. Он призывал скорее избавиться от эмпирики и приступить к изучению механизмов. На основании своих наблюдений он доказал, что небольшие надрезы уха, особенно в хрящевой части, достаточно эффективны как метод лечения многих болезней. Им была разработана методика лечения мигрени и других видов головных болей при помощи воздействия на ушную раковину. Л; Берлиоз пришел также к выводу, что более эффективным способом воздей-стия являются не мелкие ранки, наносимые ножом или режущей иглой, а уколы круглой и острой иглой. Причем он рекомендовал, на основе собственного опыта, пользоваться стальными иглами и вводить их не так, как делают китайцы и японцы, постукивая молоточком по игле, а быстрыми вращательными движениями, контролируя эффект воздействия по субъективной реакции больного. Таким образом, есть достаточные основания признать доктора Берлиоза одним из основателей научного направления и акупунктуре и аурикулотерапни. В подтверждение сказанного можно добавить, что Berlioz рекомендовал использовать гальванический ток (при помощи аппарата Вольта) для электростимуляции через иглы (цитир. по Jarricot, Ming Wong, 1973), утверждая, что это усиливает терапевтический эффект. Следовательно, он был одним из первых, кто предложил электро-рефлексотерапию.
В 1850 г. Рюклер из Цинцинати сообщил о прекрасных результатах, полученных им при лечении ишиалгий прижиганием ушной раковины. В том же 1850 г., в 9-ом номере французского журнала медико-хирургического общества— (Journal des Connaissanees Medico-Chirurgicales) была опубликована статья по материалам доктора Lucciano de Bastia с подробным анализом многих случаев прижигания ушной раковины в области корня завитка как радикального метода лечения ишиалгий (пояснично-крестцовых радикулитов). Эта статья получила широкий отклик как во Франции, так и за ее пределами и послужила толчком для исследований этой проблемы.
Nogier (1972) приводит в своей книге репродукцию первых двух страниц из этого журнала с описанием материалов доктора Люччиано де Бастия и с рисунками уха и. инструментов для прижигания. В этом же журнале (в номерах 34 и 35) появились еще сообщения об успешном применении метода прижигания уха для лечения болевых синдромов в различных госпиталях Парижа.
Nogier подчеркивает, что когда он впервые опубликовал эти исторические материалы, они вызвали сенсацию, причем были и такие, которые смеялись над ним, но большинство стали сами исследовать этот вопрос.
В том же 1850 г. в июньском медико-хирургическом обзоре (Revue Medico-СП irurgicale) были опубликованы две статьи профессора Malgaigne M. из госпиталя Сан-Луи о результатах прижигания ушной раковины для лечения различных болевых синдромов. На основании 18 наблюдений он пришел к выводу, что примерно в одной трети случаев положительный эффект наступает в первый же день;
у другой трети боль исчезала или резко уменьшалась на несколько часов и вновь возобновлялась; наконец, остальные пациенты не получали облегчения от прижигания, даже временно. Таким образом этот метод не дает постоянного эффекта, но тем не менее является одним из мощных средств лечения, а в случае успеха— наиболее быстрым и эффективным средством воздействия для снятия или купирования хронических болевых синдромов, в том числе при невралгиях тройничного нерва.
В последующие годы в этом журнале были опубликованы сообщения многих других специалистов об успешном лечении болевых синдромов и некоторых хронических заболеваний при воздействии на ушную раковину (цитир. по Nogier, 1972).
Duchenne de Boulogne в 1855 г. подверг критике ау-рикулярный метод лечения болевых синдромов, заявив, что он не понимает, как это может оказывать положительный терапевтический эффект, что все это невозможно объяснить и поэтому должно быть отвергнуто врачами. Так оно, по-видимому, и произошло. И только через сто лет метод аурикулотерапии был вновь открыт и возрожден в Европе Nogier и его последователями. ( Таким образом, непонимание, скептическое отношение, научное ханжество, а может быть и невежество, послужили тормозом к прогрессу аурикулотерапии и на сто лет приостановили ее развитие.
Несмотря на забвение врачами аурикулотерапии, как метода лечения болевых синдромов, метод продолжал успешно применяться различными целителями в странах бассейна Средиземного моря.
Bourdiol (1970) рассказывает, что он видел мусульманских отшельников-арабов с медными серьгами в зоне козелка уха и противозавитка, которые они носили с целью купирования некоторых видов болей. На Корсике, по сообщению Pedinielli — хирурга из г. Тулона, ишиалгию лечили прижиганием ушной раковины в области противозавитка. Pidinielli сам лечил несколько случаев пояснично-крестцового радикулита у своих друзей, прижигая электро-термокаутером эти точки на ухе. В странах Среднего Востока, на юге Франции и Италии до сих пор есть лекари, которые успешно лечат ишиалгии, прижигая ушную раковину.
Как отмечает Bourdiol (1970), над такими «варварскими» методами терапии болевых синдромов многие ехидно посмеивались, хотя сами больные утверждали, что их успешно вылечили именно такими методами.
Nogier (1972) еще в 1950 г. обратил внимание, что у некоторых больных, которые приходили в его лечебницу, на ушной раковине имелись небольшие характерные ожоговые рубцы. Как выя-нилось, это было следствие успешного лечения ишиалгии при помощи микроожогов ушной раковины, которую практиковали местные знахари. Причем эти больные до лечения «варварским» методом безуспешно испробовали все классические методы лечения ишиалгии в различных клиниках. Nogier. начал сам успешно лечить ишиалгии прижиганием отдельных точек ушной раковины. Затем он усовершенствовал технику и заменил прижигание воздействиями при помощи игл, а затем предложил электростимуляцию слабыми токами. Иглы вводились в точки верхнего отрезка противозавитка а также в точки, которые оказывались болезненными при надавливании.
Накопив позитивный опыт в течение трех лет лечения ишиалгии и других болевых синдромов, Nogier высказал догадку о том, что весь противозавиток ушной раковины, по-видимому, представляет собой проекцию чувствительности позвоночного столба в обратной последовательности, что может иметь место, если спроецировать фигуру человека на ушную раковину головой вниз. Однако многие положения, высказанные до настоящего времени, основаны на эмпирических представлениях и требуют научного обоснования, например, так называемая частотная резонансная характеристика ушной раковины и отдельных ее областей. Тем не менее, позитивный клинический опыт, апробированный специалистами различных стран, говорит о реальной эффективности аурикулярной рефлексотерапии при лечении ряда заболеваний и многих болевых и стрессовых синдромов.
В настоящее время известны также результаты ряда экспериментальных исследований на животных, выявившие рефлекторные реакции в стволовых и таламических ядрах мочга, при стимуляции точек ушной раковины (см. ниже).
Таким образом, несмотря на многие нерешенные проблемы, особенно теоретического характера, аурикулярная рефлексотерапия в руках грамотного и опытного специалиста является надежным методом рефлекторного купирования болевых синдромов и терапии ряда функциональных заболеваний.
Аурикулярная рефлексотерапия в том виде, в-каком она сегодня существует во многих странах, является методом, разработанным в Европе, в частности во Франции, хотя воздействие на ушную раковину для лечения ряда заболеваний применялось в Китае более чем 2500 лет тому назад.
В классическом каноне врачевания древнего (III век до н. э.) Китая — «Хуанди Ней-Цзин» упоминается ушная раковина, как область воздействия на внутренние органы и системы организма. Более подробно об использовании ушной раковины для лечения ряда заболеваний говорится в желтой императорской книге «по иглотерапии» и в «Книге диалогов по внутренним болезням» (цитир. по Lu, 1975).
Китайский врачеватель Пиен-Цзио или Цзин-Ю-Ен (около 407—310 г. до н. э.) рекомендовал лечить катаракту прижиганием уха (сложить ушную раковину пополам и воздействовать на образовавшуюся точку вершины) или введением бамбуковых игл (Jarricot, Ming Wong, 1973). Легенда гласит, что Цзин-Ю-Ен спас от клинической смерти принца путем воздействия на ушную раковину. Рецепты реанимации путем воздействия на ухо приводит также Ко-Хонг (281—340 г. н. э.). В основах акупунктуры Ху-анг-Фу-Ми (цитир. по Jarricot, Ming Wong, 1973) приводит 20 рецептов точек на наружной и внутренней поверхности уха.
В известном труде Су Сы-Мяо «Тысяча золотых рецептов» (VII век н. э.) рекомендуется колоть точку в середине уха (нулевая точка по Nagier) для лечения ряда инфекционных заболеваний и острого гепатита. Он рекомендовал также прижигание внутренней поверхности ушной раковины для лечения глухоты и шума в ушах. Прижигание верхушки уха для лечения катаракты применял Ян Суй-Чжоу (1601 г.). Наконец, ряд интересных данных, в том числе проекцию тела на ушную раковину, привел Вон Киен в своей книге «Золотое зеркало медицины» (1739 г.).
Joyeux (1974), а также Jarricot, Ming Wong (1973) совершенно справедливо отмечают, что Китай вновь открыл для себя значимость акупунктуры точек ушной раковины как метода лечения в 1957 г. через немецкий перевод (G. Bachmann) французской статьи Nogier (1957). Первая серьезная книга по аурикулярной рефлексотерапии появилась в Китае только в 1972 г., причем топография точек на ушной раковине, представленная различными школами (Пекин, Шанхай, Кантон), серьезно различается. Указанные выше авторы подчеркивают, что современная родина аурикулярной рефлексотерапии — Франция.