Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека
Эмоции – форма отражения, ранее других проявляющаяся в филогенезе и онтогенезе, свойственная человеку и животному, объединяющая субъективные переживания и физиологические реакции.
Чувства – форма отражения, свойственная только человека, обобщающая эмоциональное и понятийное отражение. Чувство = эмоция + понятие
Эмоции сопровождаются физиологическими реакциями, чтобы вызвать адекватную реакцию на ситуацию (страх – сердцебиение – выброс адреналина – нужное действие( убегать))
Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека.
Функции эмоций. Качества эмоций
Функции эмоций:
1. Отражение (усталость – нужно отдохнуть)
2. Регуляция (определяет поведение человека, порождая стремление к цели)
1. Оценить степень угрозы или благополучия
2. Удовлетворить потребность вызванную эмоциями.
Качества эмоций:
1. Положительные/отрицательные
2. Двойственные эмоции
3. Стенические (придают силу) – астенически (лишают силы)
Закономерности функционирования эмоц. сферы (закон Йеркса-Додсана), информационная теория эмоций.
Информационная теория эмоций:
Симонов Э=П (Ин-Ис) – эмоция=потребность (необход инф – сущ. Инф) чем больше знаешь, тем меньше эмоций.
Закон Йеркса-Додсона
Формы переживания чувств: настроение, аффекты, стрессы, страсти, фустрация
Формы переживания:
Настроение(хорошее, плохое)-эмоциональное сост, окрашивающее все поведение чел-ка. Можно научиться управлять свои настроением.
Аффект-стремительно и бурно протекающая эмоция, взрывного характера, неподконтрольная сознанию.
Стресс-психическое сост, вызванное экстремальными для данной личность условиями. Имеет физиологич. и психич. проявления.
3 стадии: тревога, сопротивление, истощение
Страсть-стойкое и длительное проявление эмоций и чувств, порождающих энергию, напривленную на достижение цели или предмета страсти.
Фрустрация-психическое состояние, вызванное появлением непреодолимых препятствий или кажущихся таковыми при попытке достижения цели.
Виды чувств человека: морально-политические, интеллектуальные, эстетические, практические
1.Морально-политические(чувства к другим людям, к обществу, к Родине и т.д.)
2.Интеллектуальные (эмоциональное отношение к своим мыслям или мыслям других людей): чувство нового, уверенности, сомнения, удивления, чувство речи.
3. Эстетические (на основе эстетического восприятия): чувство прекрасного, юмор, ирония, сарказм, чувство трагического.
Практические: страх (ожидание неудачи), стыд (несоответствие идеальному Я), надежда (стремление к лучшему).
Основные чувства: счастье (совпадение достигнутого с задуманным), удовольствие (результат происходящего действия), радость (ожидание действия), гнев (кратковременное сумасшествие), обида ( не оправдание ожиданий).
Понятие о темпераменте
Темперамент – совокупность психических свойств, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности индивида и определяющих динамику ее протекания
Критерии отнесения явлений к темпераменту:
1. Отражает формальный аспект деятельности (смысл деятельности роли не играет)
2. Характеризует меру энергетического напряжения и отношения человека к себе, миру, другим людям
3. Универсально проявляется во всех сферах деятельности
4. Рано проявляется в детстве
5. Устойчиво в течение длительного периода жизни
6. Высоко коррелирует со свойствами нервной системы
7. Является наследуемым
Свойства и типы темперамента. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.
Типы темперамента:
Гиппократ à 4 типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик
Гоген à 3 типа:
Аристотель à 2 типа: болезненный и нормальный
Гейманà 7 типов:
Кречмерà 2 типа: циклотимики и шизотимики
Шелдонà 3 типа: висцеротоники, соматотоники и церебротоники
Свойства темперамента:
1. Эмоциональная возбудимость (воздействиеà эмоциональная реакция)
2. Темп реакций
3. Активность (степень энергичности)
4. Соотношение активности и реактивности
5. Пластичность/регидность
6. Экстраверсия/интроверсия (направленность на других/на себя)
7. Сензитивность( воздействие àпсихическая реакция)