Причины и профилактика нарушений осанки
Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем при
вести к образованию стойких деформаций костной системы. Причин нарушений
осанки много: несоответствие мебели размерам ребекка, слабость мышц, низкая
двигательная активность, неправильная посадка за рабочим местом, юшение тя
жести в одной руке, недостаточная освещенность рабочего места, плоскостопие
или разная длина конечностей и т. д. ', ;
Для профилактики нарушений осанки, следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 — сажать, до -9-10 месяцев — надолго ставить на ножки. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например, при катании на самокатах. Нужно .следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния, не переносили тяжестей. -~
Одним из условий сохранения нормальной осанки является соблюдение гигиенических требований к школьной мебели (см. гл. 12).
Рис. 2.8. Отпечаток нормальной (я) и деформированной при плоскостопии (б) стопы |
На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, которая обеспечивает эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 2.8). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появля-
ются боли, отечность, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях; походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети могут жаловаться на тесную обувь, поскольку под влиянием длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается, и, следовательно, удлиняется.
Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, например: заболевание рахитом; общая слабость и пониженное физическое развитие; излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка; преждевременное (ранее 10-12 месяца жизни) длительное стояние и передвижение на ногах; длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука и задников.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц ног и стоп, ежедневные ножные ванны, хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Следует внимательно относиться к подбору обуви для детей и при необходимости использовать ортопедические стельки.
Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре, включая утреннюю гимнастику, вводят специальные корригирующие упражнения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Значение скелета. Отделы скелета.
2. Способы соединения костей.
3. Особенности химического состава костей детей. Роль питания в формировании костной ткани.
4. Возрастные особенности изменения скелета. Рост костей в длину и толщину.
5. Строение скелетных мышц, их классификация, свойства.
6. Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе.
7. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков. Влияние мышечной работы на функциональное состояние организма.
8. Физическое утомление.
9. Развитие у детей двигательной активности и координации движений.
10. Осанка. Виды осанки. Причины и профилактика нарушений.
11. Плоскостопие, причины и профилактика.
Глава 3
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Нервная система является основной регулирующей и координирующей системой организма. Она быстро и точно передает информацию ко всем органам и системам, обеспечивает функционирование организма как единого целого.
С помощью нервной системы происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью выс.цшхРтделов нервной системы связано осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.
3.1. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на центральную и периферическую нервную системы (рис. 3.1).
Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, которая обеспечивает восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функционирования органов, их систем и организма в целом.
ЦНС человека представлена спинным и головным мозгом, которые имеют морфологическую и функциональную специфику. Однако у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций:
* нейронное строение, электрическая или химическая синаптическая связь между нейронами;
* образование локальных сетей из нейронов, которое реализует специфическую функцию;
" множественность прямых и обратных связей между структурами;
Симпатическая часть |
Головной мозг в способность нейронов к восприя-
тию, обработке, передаче, хранению информации;
Спинной мозг |
■ преобладание числа нейронов для ввода информации над числом нейронов, выносящих информацию из ЦНС;
■ способность к саморегуляции;
■ функционирование на основе рефлекторного доминантного принципа.
Периферическая нервная система |
Периферическая часть нервной системы состоит из нервов — пучков нервных волокон, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нервных узлов (ганглий) - скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Рис. 3.1. Нервная система человека |
В зависимости от строения и иннервации* периферических структур различают соматический и вегетативный отделы нервной системы. Первый иннервирует сокращения поперечнополосатой мускулатуры и некоторых органов (языка, глотки, гортани и др.), обеспечивает чувствительность тела человека. Второй регулирует деятельность внутренних органов и обмена веществ в соответствии с текущими потребностями организма.
Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический (рис. 3.2). Все эти отделы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. С деятельностью этой нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного давления на относительно постоянном уровне, тегшорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и другие процессы.
* Иннервация (лаг. in —- внутри и nervus -— нерв) — снабжение какого-либо органа или гкани нервными волокнами, обеспечивающими их связь с ЦНС. |
Симпатический отдел способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях. Парасимпатический отдел —- система «отбоя», которая помогает организму восстановить истраченные ресурсы. Например, симпатический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический (блужда-
Рис. 3.2. Схема вегетативной нервной системы: 1 — глаз; 2 — слезная железа; 3 — дыхательные пути; 4 — подчелюстная железа; 5 — подъязычная железа; 6 — околоушная железа; 7 — сердце; 8 — трахея; 9 — пищевод, желудок; 10 — печень; U — поджелудочная железа; 12 — тонкая кишка; 13 — толстая кишка; 14 — почка; 15 -■ мочевой
пузырь; 16 — матка
ющий) тормозит; парасимпатический нерв вызывает сокращение кольцевой мускулатуры радужной оболочки глаза (сужение зрачка), а симпатический нерв — расширение зрачка. Следовательно, симпатическая нервная система выполняет адаптационно-трофическую функцию.
3.2. НЕРВНАЯ ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА
Нервная ткань состоит из совокупности нейронов и глиальных клеток.
Нейрон
Нещ — основная структурно-функциональная единица нервной системы, которая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает к различным органам тела.
Безмякотное волокно |
Дендриты |
С5>
Псевдоуниполярный (ложноодноотростчатый) |
Униполярный (одноотростчатый)
Биполярный (двухотростчатый)
Мультиполярный (многоотростчатый)
Рис. 3.3. Виды нейронов
Нейроны представляют собой разнообразные по форме клетки (рис. 3.3), хотя по общему строению они не отличаются от строения любой другой клетки (рис. 3.4). Нейрон состоит из клеточной мембраны, ядра, ядрышка, клеточных органоидов. Особенностью строения нейронов являются большое количество клеточных отростков и наличие в цитоплазме специфических образований: тигроид-ного вещества, или тигроидных гяыбок, и нейрофибрилл.
Тигроидное вещество содержит рибонуклеиновые кислоты (РНК)*, количество которых увеличивается до полового созревания, а затем находится на относительно постоянном уровне, если условия существования организма благоприятны. В экстремальных (стрессовых) ситуациях содержание РНК в тигроидном веществе может уменьшиться или полностью исчезнуть, что приведет к гибели нейрона.
Нейрофибриллы — длинные белковые молекулы, расположенные в теле и отростках нейрона, и исчезающие при его длительной работе. Они являются специфическими метаплазматическими образованиями и служат проводниками возбуждений. В теле клеток они образуют сеть с вытянутыми петлями, а в отростках расположены параллельными рядами.
Нейрон имеет два вида отростков: аксоны и дендриты.
Длинный отросток аксон расположен в базальной части нейрона (см. рис. 3.4), его длина может достигать 1,5 м. Аксоны являются проводящей частью нейрона, они передают возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и исполнительным органам (мышцам, железам). Конец аксона сильно ветвится, образуя контакты со многими сотнями клеток.
Дендриты — многочисленные короткие ветвящиеся отростки, расположенные в различных частях нервной клетки. На дендритах имеются выросты — ши-
РНК — кислоты, которые реализуют генетическую информацию.
Рис. 3.4. Строение нейрона
пики. Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов. Ветвистость дендритов и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендрита в сравнении с телом клетки и создают условия для расположения на них большого числа контактов с другими нервными клетками — синапсов. Дендриты одного нейрона контактируют с сотнями и тысячами других клеток.
Синапс — зона функционального контакта двух нейронов. На теле одного нейрона может быть 100 и более синапсов, а на дендритах — несколько тысяч.
Митохондрия Синаптическая бляшка |
Синаптические пузырьки Синаптическая щель |
Постсинаптическая мембрана |
Пресинаптическая мембрана |
Рецепторы Рис. 3.5. Строение синапса |
Синапс образован двумя мембранами, — пресинаптической и постсинапти-ческой, между которыми имеется синаптическая щель (рис. 3.5). Пресинаптичес-кая мембрана находится на нервных окончаниях аксона, которые в ЦНС имеют
вид пуговок, колечек или бляшек. Постсинаптическая мембрана находится на теле или дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс.
Закодированная в нервных импульсах информация передается с одного нейрона на другой с помощью медиаторов — особых веществ, способных вызывать активное состояние других клеток постсинаптической мембраны. Медиатор располагается в синаптических пузырьках в пресинаптической мембране. При возбуждении нейрона медиаторы выходят в синаптическую щель, взаимодействуют с постсинаптической мембраной, изменяя ее проницаемость к ионам Na+, и вызывают возбуждение второго нейрона. Передача возбуждения происходит только в одном направлении — от пресинаптической мембраны к постсинаптической. К возбуждающим медиаторам относятся: ацетилхолин, адреналин или норадре-налин. Существуют также особые нейроны, синаптические окончания которых выделяют тормозные медиаторы, вызывающие торможение соседствующего нейрона. К ним относятся гамма-аминомасляная кислота и глицин.
На каждой нервной клетке расположено множество возбуждающих и тормозных синапсов, взаимодействие которых формирует окончательный ответ на пришедший импульс.
Число и размеры синапсов в процессе постнатального развития человека значительно увеличиваются. У взрослого человека на одном нейроне может быть 10 тыс. синапсов. Число межнейронных связей зависит от процессов обучения: чем интенсивнее идет обучение, тем больше синапсов образуется.