ЛФК при бронхите у детей
У детей различают 3 формы острого бронхита: простой, обструктивный и бронхиолит. Для большинства детей воспалительный процесс разрешается бесследно, однако у некоторых сохраняется повышенная реактивность бронхов, которая к 2—3 годам проходит. Клиническая картина: повышение температуры тела до 38—39°С в течение 2—4 дней, кашель, который при простом бронхите быстро становится влажным и через 7—10 дней проходит, хотя у некоторых детей может сохраняться 2— 3 недели (слизь продолжает отделяться). При второй и третьей формах бронхита на фоне невысокой температуры на 1—3-й день развивается одышка (50—70 дыхательных движений в мин), выдох изменяется и становится свистящим. Дыхательная недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Бронхит редко осложняется пневмонией даже у маленьких детей.
Различные средства ЛФК можно применять со 2—3-го дня начала болезненного процесса. Субфибрильная температура не является противопоказанием к назначению ЛФК. Задачи ЛФК при остром бронхите сводятся к усилению крово- и лимфообращения, уменьшению и ликвидации воспалительных изменений в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов, профилактике рецидивирующего бронхита и повышению общей сопротивляемости организма. Средства: лечение положением, физические упражнения, массаж, закаливание.
Лечение положением используется со 2—3-го дня при первых признаках улучшения состояния и снижения температуры. Постуральный дренаж (рис. 34) с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая не удаляется при кашле. Занятия ЛГ начинают в эти же сроки. Противопоказаниями к началу занятий могут служить сохраняющаяся высокая тем-
пература, общее тяжелое состояние и одышка. Занятия проводятся ежедневно, лучше в утренние часы.
Для дошкольников и школьников занятия Л Г надо начинать в первый же день выхода ребенка в детский сад или школу после заболевания. Холодный воздух улучшает дыхательную функцию. Прогулки разрешаются через 1—2 дня после падения температуры. Детей второго возрастного периода выносят на улицу 1—2 раза на 10—15 мин, постепенно увеличивая продолжительность прогулки до 1—1,5 ч (2—3 раза в день). Дети дошкольного и школьного возраста гуляют с родителями. Рекомендуется также закаливание — обливание водой с постепенным снижением температур с 22 до 16—13°С. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе способствуют повышению неспецифической сопротивляемости детского организма.
Рис. 34. Положение больного для проведения постурального дренажа для удаления мокроты из разных сегментов легких
Хронический (рецидивирующий) бронхит
Это неспецифическое заболевание органов дыхания наблюдается преимущественно у дошкольников, болеющих острым бронхитом 3 и более раз в году. Чаще обострение возникает на фоне ОРВИ в период между обострениями здоровья.
Задачи ЛФК в период ремиссии хронического бронхита: нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной системы, улучшение дренажной функции бронхов, предупреждение развития бронхоспазма, устранение отставания в психомоторном развитии, профилактика нарушений осанки. Средства: физические упражнения, массаж, закаливание. В комплекс ЛГ включаются упражнения для мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (ликвидация воспалительного процесса), специальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов), упражнения на расслабление (предупреждение брон-хоспазмов) и общеразвивающие упражнения (повышение сопротивляемости организма, снижение вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в яслях или детсаду, школьники — в поликлинике или в ВФД.
Массаж спины и грудной клетки выполняется в дренажных исходных положениях, сочетаясь с дыхательными упражнениями. Дошкольникам можно рекомендовать сочетания локальных приемов закаливания водой и воздухом после дневного сна. Выполнив упражнения в постели, дети ходят в трусиках по массажному коврику, затем переходят в емкость с водой температурой 20—22°С на 1—2 мин и продолжают ходьбу по обычному ковру до полного высыхания ножек.
ЛФК при пневмонии
Частота острых пневмоний составляет 5—15 случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.
Методика ЛГ зависит от возраста ребенка. Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I—III периоды жизни, в подостром периоде: компенсация дыхательной недостаточности, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение деятельности желудочно-кишечного тракта.
Для решения поставленных задач используются массаж и физические упражнения. Общий массаж выполняется в медленном темпе в сочетании с пассивными движениями конеч-
ностей, основной прием — поглаживание. Длительность занятий — 5—8 мин.
В период обратного развития воспалительного процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ускорения рассасывания патологического очага. Средствами являются активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий — 10—12 мин. По мере ликвидации остаточных явлений пневмонии решаются задачи полного восстановления дыхательной функции и психомоторного состояния ребенка, предупреждение рецидивов и осложнений. Средства остаются те же, но увеличивается общая нагрузка, широко используются игры (длительность занятий 15—20 мин).
Широкое распространение в практике Л Г при работе с бронхолегочной патологией получила звуковая гимнастика. Для этого предлагается использовать трехфазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и соответствует фазам дыхания спящего человека: выдох-пауза-вдох. Различные звуковые сочетания произносятся на выдохе, создавая определенные условия для тренировки органов дыхания, так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхаемой струе воздуха. Принципиальная отличительная черта такого дыхания — фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох:
— первая фаза — выдох,выполняется через рот. Выдох
длинный, ровный и дозированный, не выполняется до
предела.
— вторая фаза — пауза— определяет оптимальность газо
обмена при различных состояниях организма. Она дол
жна быть естественной и приятной.
— третья фаза — вдох,производится автоматически носом,
почти бесшумно.
При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения с выдоха, затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько требуется.
В звуковой гимнастике используются не только буквы, но и слоги (мо, ме, му и т. д.). После освоения приемов звуковой гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упражнениями. Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок, поднять руки вверх, потянуться — вдох, интен-
сивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух» (упражнение «дровосек»). В реабилитации детей с бронхолегочной патологией приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия — 3—4 упражнения, которые выполняются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т. д.).