Металлы и драгоценные камни 16 страница
В классических текстах упоминаются и другие значения этих йог, которые не столь очевидны, как те, что мы уже привели. Например, в «Брихат Парашара Хоре» написано, что человек с хамса йогой будет обожать различные игры и пребывание у воды. Владелец карты 2 действительно живет на средства от водного хозяйства и очень любит всякие увеселения. В том же тексте утверждается, что у такого человека будут надутые щеки и круглый лоб — две черты, действительно имеющиеся у рассматриваемой персоны.
Если граха расположена просто в обители или экзальтации, то паньча махапуруша йога не образуется. В карте 2 Венера расположена в Весах, в соединении с благотворным Меркурием. Это сильное положение, но не малавья йога, потому что это происходит во 2-м доме, не являющемся ни кендрой, ни коной. Также, в карте 1 (см. стр. 466) Юпитер экзальтирован, но во 2-м доме, поэтому никакой хамса йоги не образуется. В любом случае, этот Юпитер сожжен и в соединении с Раху, что портит многие его характеристики. Марс в этой же карте расположен в Овне, в собственном раши, но в 11-м доме он не образует ручака йоги. Однако, вполне возможно, что этот Марс даст хорошие результаты, так как здесь он аспектирован только прибывающей Луной, которая благотворна.
Экзальтированная планета, расположенная в кендре или коне, образует паньча махапуруша йогу только в том случае, если силен ее диспозитор. Когда граха находится в своем доме, то она же и является своим диспозитором и, по определению, сильна и телом, и душой. Маловероятно, что экзальтированная граха, чей диспозитор поражен вредителями, сожжен или в падении, способна дать обещаемые блага, так как, хотя внешне она в порядке, Душа ее страдает.
Дхарма карма адхипати йоги
Другой класс йог, который всегда интересует джйотиши, — это дхарма карма адхипати йоги, «сочетания повелителей удачи и действия». Такая йога образуется, если в гороскопе взаимодействуют, посредством аспекта или соединения, управители домов дхармы (кона) и кармы (кендра). «Карма» означает действие, а «дхарма» — удачу в том смысле, что люди, беззаветно следующие своей личной дхарме, обнаруживают, что им начинает всюду сопутствовать удача. Реальный успех в жизни приходит, когда предпринимаемое усилие входит в счастливый резонанс с удачей. Усилие само по себе может и не привести к успеху, но полагаться только на удачу тоже нельзя. Но если они вместе, они образуют целое, которое воистину становится больше суммы своих частей. Всякий раз, когда Наполеон рассматривал вопрос о возведении кого-нибудь из своих генералов в ранг маршала, то говорили, что его последним вопросом, после прослушивания литании о достоинствах и достижениях, был: «Да, но удачлив ли он?»
Дхарма карма адхипати йоги — это частный случай раджа йог — комбинаций, обещающих успех, благополучие, влияние и известность. Сильная дхарма карма адхипати йога позволяет человеку занять высокое положение в обществе. Хотя, формально, раджа йога — это комбинация, дающая политический успех («раджа» означает «правитель»), со временем она пришла к тому, что дарует успех, богатство, влияние и/или известность. Тогда как в древности только у королей были возможности влияния на других, сегодня у не-политиков — писателей, актеров, музыкантов и медиамагнатов возможностей влияния даже больше, чем у многих властей предержащих.
Источником благодеяний, оказываемых судьбой, является Закон Кармы: совокупность ваших прошлых карм определяет, какого рода содействие окажет вам мир. Кендры в каком-то смысле, представляют ваши поступки в настоящем, ваши криямана и агама кармы, в то время как коны, в целом, означают ваши прошлые деяния, с плюсом или минусом, ваши прарабдха и саньчита кармы. Парашара объясняет («Брихат Парашара Хора» 41:28), что кендры — это бхавы Вишну — Преодолевающего Трудности, тогда как коны — это бхавы Лакшми, Его жены, Богини Процветания. Лагна особенно важна, так как она является одновременно и коной, и кендрой. Всегда, когда господин кендры (муж) и госпожа коны (жена) сочетаются, счастливая случайность попадает в такт удаче, что является залогом длительного, прочного счастья — раджа йоги.
Можно взглянуть на это сочетание с другой точки зрения — кендры иногда называют домами окружения (внешняя обстановка, окружающая вас), а коны — домами способностей (ваши внутренние качества). Если внешний, объективный и внутренний, субъективный факторы гороскопа гармонично сочетаются, то вместе они создают мощную поддержку, так как в этом случае сознательные (субъективные) устремления совпадают с бессознательными настроениями в общественной среде (объективный уровень). Если на субъективном уровне вы умственно одарены и любите учиться, а объективно вам случилось проживать в двух шагах от Гарварда, то — voila! — внешние и внутренние обстоятельства срезонировали, и успех, можно сказать, обеспечен.
Особенно ценна дхарма карма адхипати йога, которую образуют хозяева 9-го и 10-го или 4-го и 5-го домов. Комбинация хозяев 9-го и 10-го домов является наилучшей дхарма карма адхипати йогой, так как 9-й дом — сильнейший из кон, а 10-й — сильнейший из кендр. Хотя дхарма карма адхипати йога определяется как сочетание, образуемое соединением или взаимным аспектом управителей коны и кендры, также считается, что она происходит, если: (а) хозяин 9-го дома расположен в 9-м, а хозяин 10-го — в 10-м; или хозяин 4-го — в 4-м, а хозяин 5-го — в 5-м. (В этих случаях часто образуются две паньча махапуруша йоги), (б) хозяин 9-го дома занимает 10-й, а хозяин 10-го — 9-й; или хозяин 4-го — в 5-м, а хозяин 5-го — в 4-м (это случай паривартана йоги — см. ниже).
При некоторых лагнах одна и та же граха владеет и кендрой, и коной. Такая граха становится раджа йога каракой (показателем раджа йоги) — грахой, образующей дхарма карма адхипати йогу в одиночку. Если она сильно расположена, то принесет необычайно хорошие результаты. Ниже приведен список планет, действующих как раджа йога караки, и лагн, при которых они таковыми являются. Заметьте, что раджа йога карака всегда дружественна хозяину лагны, при которой она оказывается управителем кендры и коны:
Лагна Телец Лагна Рак
Сатурн (хозяин 9-го и 10-го); Марс (хозяин 5-го и 10-го);
Лагна Лев Лагна Весы Лагна Козерог Лагна Водолей
Марс (хозяин 4-го и 9-го); Сатурн (хозяин 9-го и 10-го); Венера (хозяин 5-го и 10-го); Венера (хозяин 4-го и 9-го).
Хотя раджа йога караки могут в одиночку образовывать раджа йогу при удачном своем расположении, в идеальном случае они должны быть поддержаны благотворными планетами или управителями хороших домов. Особенно это касается лагны Рак, так как Марс, раджа йога карака, испытает падение в 1 -м доме. Иногда говорят, что Марс при асценденте в Раке формирует раджа йогу, только если он поддержан благодетелями. Сатурн действует как раджа йога карака при асцендентах в раши Венеры, а Венера отвечает Сатурну тем же. Точно так же Луна и Солнце, хозяева Рака и Льва, соответственно, когда в соединении, образуют раджа йогу при марсианских асцендентах (в Овне, при котором светила владеют 4-м и 5-м домами, соответственно и в Скорпионе, при котором они управляют 9-м и 10-м домами). Так как всегда, если Солнце и Луна расположены в одном доме, Луна необычайно темная, то раджа йога, формируемая взаимным аспектом Солнца и Луны (что происходит в полнолуние или близко к полнолунию), гораздо сильнее, чем йога, формируемая их соединением, во время новолуния.
Как и всякая другая благотворная йога, раджа йога дает хорошие результаты, если расположена в хорошем доме и свободна от поражающих факторов. Взгляните на Сатурн, расположенный в 29° в 1-м доме с асцендентом Весы в гороскопе некой персоны на предмет определения периода, в течение которого Сатурн будет сильно влиять на ее жизнь. Сатурн, который в качестве раджа йога караки экзальтирован в Весах, очень силен. Еще он образует шаша йогу в 1-м доме. И он является другом Венеры, хозяйки лагны. Но, из-за того, что Сатурн в мрита авастхе, существует опасность для здоровья (так как Сатурн — это синоним болезней, 1-й дом — это тело). Существует также опасность разорения (поскольку Сатурн — это сигнификатор трех пагубных домов трик, и это одна из причин, почему Сатурн — сигнификатор нищеты) и опасность карьерного краха (потому что Сатурн в качестве сиг-нификатора 10-го дома его аспектирует)64.
Последнее заключение, по-видимому, противоречит пункту 5восемнадцати критериев. (Прим. перев.) |
В карте 2 (см. стр 468) хозяева 9-го и 10-го домов (Меркурий и Венера) вместе находятся во 2-м доме, а хозяева 4-го и 5-го домов (Юпитер и Сатурн) занимают 4-й дом. Все задействованные грахи сильны — расположены в своих раши, в раши друзей или, в худшем случае, в нейтральных раши. И все они находятся в хороших домах (не вдустханах). В обеих йогах задействованные грахи не враждебны ни друг другу, ни хозяину лагны. Следовательно, эти йоги будут сильно влиять на те области жизни, за которые отвечают дома, в которых эти йоги размещаются. И мы знаем, что этот человек миллионер (2-й дом), и что он владеет прибыльной собственностью (4-й дом). Пропустив через себя множество карт, вы осознаете, насколько редко можно встретить две такие сильные дхарма карма адхипати йоги в одном и том же гороскопе.
Опыт также подскажет вам, что эти и другие йоги встречаются достаточно часто, но все они обладают совершенно различной силой. Придерживайтесь аксиомы Мантрешвары, которая гласит, что хорошие йоги принесут обещанные результаты, если участвующие в них грахи сильны и если применительно к ним имеется стечение положительных факторов. Теперь сравните условия соединения хозяев 4-го и 5-го домов в карте 2 с условиями такого же соединения в карте 1. В карте 1 две задействованные планеты (Меркурий и Венера) расположены в 3-м доме, в дустхане; Венера находится в созвездии врага; обе грахи аспектированы зловредным Сатурном, являющимся, к тому же, хозяином 8-го дома.
В карте 2 Сатурн как хозяин 5-го соединяется с Юпитером, образуя йогу, поэтому мы не имеем права говорить, что Сатурн вредит данной йоге. У нее есть другой недостаток в виде аспекта зловредного Марса, который также управляет 8 домом, но это, как со временем подскажет вам ваш опыт, лишь легкий недостаток, со всех других сторон сильной йоги. Некоторые недостатки всегда, к сожалению, имеются даже в самых сильных гороскопах: такова природа творения.
Мы также должны смотреть, повторяются ли дхарма карма адхипати йоги от лунной и солнечной лагн. Вспомните пять уровней человеческого существа: аннамайя коша (физическое тело), пранамайя коша (эфирное тело), маномайя коша (тонкое тело), виджнянамайя коша (причинное тело) и анандамайя коша (сверхпричинное тело). Асцендент (лагна рождения) представляет физическое тело, лунная лагна — тонкое тело (и, следовательно, воплощение желаний), а солнечная лагна — причинное тело (и, следовательно, воплощение мыслей). Согласование мыслей и желаний с действиями, что делает последние осмысленными, происходит, если йоги и планетные комбинации повторяются от всех трех лагн. Это можно еще рассматривать и как особый вид стечения факторов.
В карте 2 многие раджа йоги полностью повторяются от солнечной лагны. Более того, считая от Луны, мы видим, что хозяева 4-го и 5-го вместе расположены в 5-м, и что хозяева 9-го и 10-го — вместе в 7-м, и что здесь задействованы те же грахи, которые образуют йоги при двух других лагнах (а именно, Меркурий—Венера и Юпитер—Сатурн). Это очевидное стечение факторов. Сопоставьте эту ситуацию с той же в карте 1, где и так уже ослабленная йога, считаемая от лагны (соединение хозяев 4-го и 5-го домов в 3-м) не повторяется от других лагн. Маловероятно, что такая йога окажется столь же щедрой как аналогичные йоги в карте 2.
Другие граха йоги
Ниже, отдельным разделом, приводится список йог, часто цитируемых в различных текстах по джйотишу. Для некоторых из них предусмотрены особые значения. Остальные пусть читатель выведет сам с помощью основного метода толкования, приведенного в последней главе. Чтобы вынести суждение, всегда рассматривайте в совокупности значения грах, раши и бхав. Примеры толкования йог можно найти в главе 12. Приводим одно общее правило: чем в большем количестве йог участвует граха, тем весомее ее вклад в гороскоп.
Адхи йога: Благодетели занимают 6,7 и 8-й дома, считая от асцендента или Луны. Тем самым благодетели в 6-м и 8-м домах соседствуют с 7-м домом, что усиливает его и планеты в нем. В таком случае, аспект усиленного таким образом благодетеля из 7-го дома на 1-й произведет самое благоприятное действие. Эта йога особенно подходит для возвышения и лидерства («адхи» означает «добавлять, получать»).
Амала йога: Непораженный благодетель в 10-й доме от Луны или от лагны («амала» означает «незапятнанная»). Планеты в 10-м доме от лагны, в зените, блистают подобно бриллиантам. Амала йога стремится сделать поступки (10-й дом) натива безупречными (добродетельными, благочестивыми и т.д.) Такой человек будет чтим властителем, а это является одним из способов, которыми благодетель в 10-м доме улучшает его характеристики.
Ашубха мала йога: Образуется, если все благотворные грахи расположены в 6, 8 и 12-м домах. Эта крайне нежелательная комбинация («ашубха мала» означает «череда несчастий») означает огромные трудности в жизни, в точности как альбатрос, кружащий вокруг старого моряка, пророчит его гибель. Если благодетели занимают только 6-й и 8-й дома, то их благотворное влияние в какой-то мере сокращается, но не отменяется полностью. Такая ситуация — это один из видов адхи йоги (благодетели в 6, 7 и 8-й домах), но не ашубха мала йога. Ашубха мала йога происходит только если все благодетели расположены либо в 6-м доме, либо в 8-м, либо в 6-м и 12-м домах, либо в 8-м и 12-м домах. В этих случаях вся сила благодетелей оказывается поглощенной, что лишает натива их поддержки.
Будхаадитья йога: Солнце и Меркурий в одном созвездии. Эта известная, очень часто встречающаяся йога (поскольку Меркурий никогда не бывает дальше одного раши от Солнца) смущает многих, кто пытается ее толковать. Хотя и подразумевается, что будхаадитья йога означает просветленный ум, но каждый джйотиши может обнаружить ее и в гороскопах тупиц, и в гороскопах гениев. Некоторые пытаются использовать этот факт, чтобы посеять сомнения относительно теории сожжения, так как сожженный Меркурий должен (уж если сожженные планеты слабы) снабдить своих нативов одинаково слабыми умственными способностями. > Но, как мы отмечали в предыдущей главе, внутренние качества индивида, такие как ум, не обязательно портятся, если их сигнификаторы сожжены. Если у кого-то с будхаадитья йогой есть проблемы с соображением, то он этим обязан другим факторам.
Однако, для того чтобы будхаадитья йога принесла какую-то пользу, она должна в гороскопе быть связана или с асцендентом (главным личностным фактором), или с 5-м домом (ум), причем, скорее, все-таки с асцендентом. Это выполняется при следующих условиях: (а) или Солнце, или Меркурий владеют 1-м или 5-м домом, — тогда йога должна произойти в любом хорошем доме; (б) если ни Солнце, ни Меркурий не владеют этими домами, то йога должна произойти либо в 1-м доме, либо — в 7-м (откуда она будет аспектировать 1-й), либо в 5-м, либо в 11-м (откуда она будет ас-пектировать 5-й); (в) в любом случае грахи должны быть сильными и непораженными, 1-й и 5-й дома также должны быть сильны.
Чандра мангала йога: Луна и Марс в одном созвездии. Вообще говоря, эта йога образуется также и при взаимном аспекте Марса и Луны (хотя это не является классическим правилом). Если данная йога происходит в хороших домах, особенно в домах, близких к зениту (9, 10, 11-й), а Луна яркая и сильная, то она способна дать нативу высокий уровень благосостояния, особенно если он рожден ночью.
В мужском гороскопе чандра мангала йога еще указывает на благодеяния, получаемые от женщин или от таких видов деятельности, как гостиничный бизнес (отели, рестораны и т.п.) и индустрия красоты (аэробика, диетология, парикмахерские и т.д.). Если йога поражена (если она происходит в б, 8 или 12-м домах, аспектирована вредителями и/или не аспектирована благодетелями), то она может означать эксплуатацию женщин.
Дур йога: Если хозяева домов трик сильно расположены в кендрах или конах, а хозяева I, 4,9 и 10-го домов слабые или сожженные и занимают дома трик. Данную йогу (упоминаемую в «Пхаладипике» 6:70) нельзя путать с одноименной йогой, включенной в группу из двадцати четырех йог, приводимую ниже. Их действие похожее, но здесь оно является более объемлющим, отяжеляющим весь гороскоп, а не только 10-й дом. Если дур (тяжкая) йога перевернута (хозяева домов трик слабые или сожженные, а сильные хозяева 1, 4, 9 и 10-го домов — в кендрах или конах), то натив будет богатым, счастливым, добрым и могущественным.
Завершенные прогностические системы были построены на принципе, лежащем в основе дур йоги: хозяева дустхан вызывают трудности, если они сильны и расположены не в дустханах, тогда как хозяева хороших домов дают хорошие результаты, если они расположены в кендрах и конах. Если хозяин дустханы слаб, то он больше не в состоянии в избытке приносить зло, которое он, так или иначе, обещает. Аналогично ведут себя и хозяева хороших домов, когда они не могут принести обещанное добро, если слабы, сожжены и расположены в дустханах.
Гаджа кешари йога: В большинстве современных книг по джйотишу гаджа кешари йога (йога Слона и Льва) неверно определяется как расположение Юпитера в I, 4,7 или 10-м домах (в угловых домах) от Луны.
«Брихат Парашара Хора» дает более точное определение:
«Если Юпитер расположен в углу от асцендента или от Луны, в соединении или в аспекте с благодетелями и не в падении, не сожжен и не во враждебном знаке, то образуется гаджа кешари йога. Рожденный с гаджа кешари йогой будет всех ослеплять своим блеском, будет наделен похвальными добродетелями и угодит царю». (36:3-4)
Менее значительной комбинации Луны и Юпитера в углах по отношению друг к другу в «Пхаладипике» дается более простое имя кешари йоги, но даже в этой упрощенной версии Юпитеру и Луне все равно важно быть в хороших домах от асцендента. Так как каждый третий гороскоп содержит сочетание Юпитера и Луны в кендрах друг от друга, то, прежде чем прогнозировать блага, обещаемые этой йогой, нелишне будет удостовериться, что она удовлетворяет более строгим критериям Парашары. Совершенно исключено, что Луна в 12-м доме и падающий, сожженный Юпитер в 3-м доме способны произвести хоть какие-то заметные положительные эффекты.
В карте 1 Луна расположена в 5-м доме, а Юпитер — во 2-м, но, хотя Юпитер и находится в углу от Луны и экзальтирован, он сожжен и в соединении с Раху. В этом случае никакой гаджа кешари йоги нет. Также маловероятно, что гаджа кешари йога, даже если она в хороших домах от асцендента, принесет хорошие результаты, если нектар Луны исчерпан (то есть, если рождение произошло в пять суток, примыкающих с обеих сторон к моменту новолуния). Считается, что сильная гаджа кешари йога особенно полезна для политиков.
Эта йога предстает в совершенно безупречном виде в карте 2, и она стала причиной следующей на самом деле произошедшей истории. Совершая деловую поездку в Бомбей, владелец этого гороскопа подошел на улице к странному садху (странствующий индуистский святой), который безапелляционно заявил этому человеку (назовем его К.), что у него в гороскопе должна быть гаджа кешари йога. Хорошо зная свой гороскоп, К. искренне удивился, Услышав такое, и спросил у садху, как тот смог это узнать. Садху ответил, что лоб К. — хорошо оформленный, выпуклый, светлый — указывает на мощную гаджа кешари йогу и затем убежденно добавил, что эта йога позволит К. оставаться невредимым гуляя вблизи ядовитых кобр. Садху властно приказал К. пойти с ним к норе настоящей кобры, чтобы продемонстрировать силу его йоги, но К. находчиво изобрел повод отказаться. Поэтому у нас до сих пор нет практического доказательства, чтобы пришить его к нашему списку значений сильной гаджа кешари йоги: «...сможет невредимым прогуливаться среди смертельно ядовитых кобр». Однако этот случай дает нам серьезное доказательство способности хорошего джйотиши прикинуть гороскоп человека, лишь взглянув на его лицо.
Кемадрума йога: Если нет планет (исключая Солнце) в соединении с Луной и во 2-м и і 2-м домах от Луны, и нет ни одной планеты (включая Луну) в кендрах от асцендента. Кемадрума йога, даже если натив рожден в хорошей, счастливой семье, заставляет его «быть мрачным, несчастным, бедным и раболепным», а еще «претерпеть немалый позор и унижение, лишиться рассудка, стать неучем, быть ввергнутым в нужду и постоянно подвергать свою жизнь опасности». Некоторые считают, что кемадрума йога аннулируется даже в случае наличия планет в кендре от Луны.
Лакшми йога: Если хозяин 9-го дома и Венера расположены в знаках своего владения или экзальтации в угловых или тригональных домах. Лакшми йога дарует огромное богатство. Допускаются небольшие отклонения от этого определения. Заметьте, что в карте 2 Венере случилось быть хозяином 9-го дома и, при этом занимать свое собственное раши. Но она во 2-м доме. Однако поскольку здесь 2-й дом от асцендента оказывается 5-м от Луны, который, также как и 9-й, является тригональным, то можно сказать, что лакшми йога тоже присутствует в этом гороскопе. Йоги можно понимать и толковать буквально, но они могут иметь и расширенные прогностические значения. И в таких гороскопах, как карта 2, где повсюду благотворные йоги, стоит рассматривать их именно в таком ключе.
Маха бхагья йога: Для женщин, если при ночном рождении Солнце, Луна и лагна расположены в четных раши, для мужчин — наоборот, если при дневном рождении Солнце, Луна и лагна расположены в нечетных раши. «Маха бхагья» означает «чрезвычайно благоприятная».
Нича бханга раджа йога: Некоторые планетные комбинации могут смягчить вредные последствия падения грахи. Однако аннулированное падение не становится равным экзальтации или некоторым другим хорошим положениям. Падение есть падение и нича бханга не более полезна, чем протез для безногого тела. Получив костыль для прогулок, падающая граха сможет приносить какую-то пользу, но, даже если она будет лезть из кожи вон, она все равно никогда не вернется к здоровому состоянию. Более того, нича бханга дает раджа йогу, только если падающая граха занимает кендру или кону, иначе падение планеты будет просто чуть-чуть смягчено.
Четыре основных способа, которыми можно устранить падение, следующие: (1) хозяин раши, в котором расположена падающая граха, — в кендре от Луны или лагны; (2) хозяин раши, в котором падающая граха была бы в экзальтации, — в кендре от Луны или лагны; (3) хозяин раши, в котором расположена падающая граха, аспектирует эту граху; (4) граха, которая была бы в экзальтации в том раши, где произошло падение, — в кендре от Луны или лагны.
В качестве примера возьмем Сатурн в Овне. Если Марс (1 — диспозитор Сатурна), Венера (2 — хозяин раши экзальтации Сатурна) или Солнце (4 — которое экзальтирует в Овне) расположены в кендре от Луны или лагны, или если Марс аспектирует Овен (3), то падение Сатурна будет аннулировано. В большинстве спасительных для падающей грахи комбинаций ее диспозитор, так или иначе, должен быть хорошо расположен. Чем лучше расположен диспозитор (джива), тем легче падающей планете (деха). Самое худшее, что может быть, — это если диспозитор падающей планеты сам в падении, как, например, было бы, если бы Сатурн находился в Овне, а его диспозитор Марс — в Раке.
Паривартана йога: Если две грахи обмениваются своими раши. Паривартана йога («паривартана» означает «обмен»), еще известная как «взаимная рецепция» или «обмен домами», образуется, например, если Марс в Близнецах, а Меркурий — в Овне.
Считается, что обмен между хозяевами кендр и кон очень благоприятен, также как и обмен между хозяевами дустхан. Последний обычно приносит хорошие результаты лишь после того, как ввергнет в стрессовое состояние. Например, некоторые становятся известны только после того или часто из-за того, что были ложно обвинены и затем сумели стряхнуть с себя клевету. Или если вы оказались упомянуты в завещании, то кто-то (может
быть, тот, кто был близок и дорог вам) должен был умереть, чтобы вы получили наследство. Обмен между хозяевами других д0. мов обычно приносит смешанные результаты, в чем-то хорошие в чем-то плохие.
Паривартана йога может производить и зловредное действие. Вот один пример. Если хозяин 1-го дома занимает 6-й, а хозяин 6-го — 1-й и хозяин 6-го в соединении или в аспекте с маракой, то результатом будет бедность («Брихат Парашара Хора» 42:3).
Парвата йога: Парвата йога делает человека богатым, щедрым, красноречивым, знатоком классики, любящим веселье, известным, неотразимым. Она может возвысить его до положения градоначальника. Два из перечисленных здесь эпитетов данной йоги фигурируют в «Брихат Парашара Хоре» и в «Пхаладипике».
Парашара определяет парвата йогу как присутствие благодетелей в кендрах при пустых, либо занятых только благодетелями 7-м и 8-м домах. Так как 7-й дом является маракой, а 8-й — наихудшим из домов трик, то чтобы улучшить их действие, нужно, чтобы они были заняты только благодетелями. В любом случае, вредитель в 7-м доме будет портить дом первый, а вредитель в 8-м доме вызовет немалые страдания и сократит продолжительность жизни. Благодетель в 8 доме, по крайней мере, смягчит его негативное воздействие, хотя и утратит при этом изрядную долю своих лучших качеств. Изучать йоги и предсказывать их возможное действие означает не зубрежку их книжных значений, а наблюдение за тем, как основные принципы джйотиша прилагаются к ситуациям, возникающим в реальной жизни.
«Пхаладипика» утверждает, что парвата йога образуется, если диспозитор хозяина лагны занимает собственное раши, находясь при этом в кендре или коне от лагны. В данном тексте предполагается, но не упоминается, что для того, чтобы эта йога действительно произошла, хозяин лагны сам должен сильно располагаться в гороскопе. Если хозяин 1-го дома, находится, скажем, в 8-м65, то ему, несомненно, будет огромная польза, если его диспозитор окажется в собственном раши, в кендре или коне от лагны, но еще больше пользы будет, если при этом произойдет нича бханга раджа йога, то есть его падение будет аннулировано.
По логике дальнейшего повествования подразумевается, что он еще и в падении. (Прим. перев.) |
Пушкала йога: Если диспозитор Луны расположен в соединении с хозяином лагны в кендре, в раши, где он силен, а лагна аспектирована сильными благодетелями. Имеющие пушкала (изобильная, урожайная) йогу, которая является ярким примером важности диспозитора, — богаты, обласканы царями, известны. В этом случае решающим фактором является диспозитор Луны, так как Луна — самая важная после асцендента точка гороскопа.
Сарасвати йога: Если Венера, Юпитер и Меркурий находятся в кендре, коне или во 2-м доме и все три грахи (особенно Юпитер) сильны. Дает хороших писателей, ораторов или ученых. 2-й дом включен сюда, потому что он отвечает за речь и изучение общеобразовательных предметов.
Шаката йога: Если Луна расположена в 6, 8 или 12-м доме от Юпитера. В жизни урожденных с этой йогой фортуна крайне переменчива, подобно колесу телеги («шаката» и означает «телега»), что катится по дороге. Если Луна — в кендре от лагны, то шаката йога не образуется.
Шубха- и папа картари йога: Если планеты расположены по обеим сторонам от 1-го дома (то есть во 2-м и 12-м домах). «Картари» означает ножницы. Шубха картари йога происходит, если 1-й дом окружен благодетелями, не пораженными вредителями; если же 1-й дом окружают вредители, не аспектированные благодетелями, то полученная комбинация называется папа картари йога. Считается, что первая из вышеупомянутых комбинаций — в высшей степени благоприятна («шубха» означает «благоприятная») и должна даровать нативу защиту, ограждая его от всевозможных затруднений. Вторая йога является чрезвычайно неблагоприятной («папа» означает «грех») и заключает в себе слабую защиту, особенно для дел 1-го дома, так как ножницы, образуемые злыми грахами, отсекают натива от божественного покрова.
Сунапха, анапха и дурудхара йоги: Три эти комбинации называются лунными йогами, так как отсчитываются только от Луны. Если во 2-м доме от Луны есть планеты, кроме Солнца, Раху и Кету, то образуется сунапха йога; когда та же ситуация наблюдается в 12-м доме от Луны, то это — анапха йога; и если планеты есть и во 2-м, и в 12-м домах от Луны, то это — дурудхара йога. Планеты по обе стороны от Луны или от Солнца (как при веши, воши и убхайячари йогах) выступают как герольды, или вестники, светил, являющихся регентами на небесах66. Ночью планеты в непосредственной близости от Луны будут видны очень хорошо. Ими Луна как бы возвещает о своем приходе.
В текстах перечисляются множество значений таких йог, но наш джиотиш гуру учил нас всегда исследовать природу задей-ство-ванных грах и бхав, прежде чем приступить к прогнозу. Предположим, что в гороскопе с лагной Весы Луна расположена в 10-м доме в Раке, а Меркурий находится в 9-м доме (в 12-м от Луны) в Близнецах. Сформированная тем самым анапха йога существенно усиливается бхадра йогой, которую образует Меркурий в хорошем 9-м доме. Можно с осторожностью утверждать, что такая йога будет способствовать писательству, публицистике, высшему образованию и глубинным научным изысканиям, так как эти темы близки и Меркурию, и 9-му дому. Теперь оставим лагну прежней, а Луну и Меркурий переместим соответственно в Овен (7-й дом) и в Рыбы (6-й дом). Анапха йога, сформированная падающим Меркурием в 6-м доме, едва ли имеет какую-то ценность. Хотя, теоретически, лучше пусть будет эта ослабленная анапха йога, чем просто падающий Меркурий — хозяин 9-го дома высшего образования — в 6-м доме.