Мочевыделительная система
Почечные лоханки и мочеточники относительно широкие, стенки их гипотоничны вследствие недостаточного развития мышечных и эластических волокон. Это предрасполагает к застою мочи, возникновению заболеваний и нарушениям вводно-солевого обмена.
Частота мочеиспусканий:до 6 месяцев – 15-20 раз в сутки;от 6 до 12 месяцев – 10-15 раз в сутки.Суточный объем мочи в год составляет 600 мл.
В первые месяцы жизни акт мочеиспускания является только безусловным рефлексом. С 3-х месяцев начинает формироваться рефлекс на произвольное мочеиспускание (в часы наибольшей вероятности мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок.
Нервная система.
Идет развитие второй сигнальной системы – речь ребенка, которая развивается в три этапа:
- подготовительный – появляются оттенки в плаче, крике, лепет;
- сенсорная речь – произносит слоги и связывает их с конкретными образами;
- моторная речь – произносит слова, связывая с выполняемыми действиями.
Необходимо с ребенком много разговаривать, читать, играть, происходит накопление пассивного словаря, т.е. понимание речи
Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни.
Основные критерии развития:
Аз – анализатор зрительный;
Ас – анализатор слуховой;
Э – эмоции;
Др – движения руки;
До – движения общие;
Рп – речевые понимания;
Ра – речь активная;
Н – навыки;
Ср – сенсорика;
И – игра и действия с предметом;
Д – движения;
1 месяц:
Аз – плавное прослеживание движущегося предмета;
Ас – длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки);
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
До – лежа на животе, пытается поднять и держать голову (до 5сек);
Ра – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
3 месяца:
Аз – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке);
Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами источник звука;
Др – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
До – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минуту);
6 месяцев:
Ас – по разному реагирует на свое и чужое имя;
Др – уверенно берет игрушку, находясь в любом положении и подолгу ей занимается, перекладывая из одной руки в другую;
До – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;
Ра – произносит отдельные слоги;
Н – ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
9 месяцев
Ас – плясовые движения под музыку;
Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
Др – действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);
До – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;
Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов;
Ра – подражает взрослому, повторяя за ним слоги;
Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
12 месяцев:
Аз – узнает на фотографии знакомого взрослого;
Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
Др – катает, водит, кормит, баюкает;
До – ходит самостоятельно;
Рп – понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрслых;
Ра – произносит 5-10 облегченных слов;
Н – самостоятельно пьет из чашки.
Закономерности нарастания массы и роста.
Масса тела:
Минимальная масса тела доношенного новорожденного ребенка 2500 г, средняя 3500 ± 200 г.
Прибавка в массе на 1-ом году жизни составляет по месяцам:
1 месяц – 600 г;
2-3 месяц – 800 г;
4 месяц – 750 г;
затем каждый последующий месяц на 50 грамм меньше предыдущего.
За 1-ый год ребенок прибавляет в весе 7000-8000 г.
Длина тела (рост):
Минимальная длина тела доношенного новорожденного 45 см, в среднем 50-55 см.
За 1-ый год жизни прибавка в росте:
с 1 по 3 месяц – по 3 см в месяц = 9 см за I квартал;
с 4 по 6 месяц – по 2,5 см в месяц = 7,5 см за II квартал;
с 7 по 9 месяц – по 1,5 см в месяц = 4,5 см за III квартал;
с 10 по 12 месяц – по 1 см в месяц = 3 см за IV квартал.
За 1-ый год жизни вырастает примерно на 24-25 см.
Окружность головы:
При рождении 34-36 см. Ежемесячная прибавка по 1 см, за год примерно до 12 см.
Окружность грудной клетки:
При рождении 32-34 см. На первом году жизни ежемесячная прибавка около 1,3 см, за год примерно 15 см.
Для оценки физического развития также используют центильные таблицы. Такой способ позволяет оценить соотношение массы и длины ребенка, т.е. их соотношение друг к другу (гармоничность развития).
Правила оценки нервно-психического и социального развития
Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня - психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 1 года ежемесячно.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение.