Особенности трудовой деятельности студентов
Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8—9%, у медиков — в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболевания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3—5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встречается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса — в 4-х. Выражена распространенность близорукости: например, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.
Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% студентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период ХЫ—'/э студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка регламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.
По данным литературы, лишь 6—10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо принимают пишу в различные часы, либо вынуждены поздно принимать ужин. В пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, особенно животного происхождения.
До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.
Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3—4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3—5°, а влажность увеличивается на 3—4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность — 80%, а уровень СО: превышает предельно допустимые концентрации.
Изменения в организме студентов в период семестровых занятии и экзамена. Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется диф-ференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабочей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга в право-задние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.
У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса — на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наиболее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте — практическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.
Во время экзамена повышаются температура тела и артериальное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, уровень гемоглобина, уровень сахара, т. е. происходит значительная активация симпатической нервной системы. Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и при ответе экзаменатору — в этот момент число сердечных сокращений достигает 168 ударов в минуту, а число дыхательных движений ■— 33 в 1 минуту. И только спустя день после экзамена наблюдается восстановление показателей до исходного уровня. Непосредственно перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зрения, а восстановление его до нормы наблюдается лишь спустя 8—15 часов. Перед ответом на экзамене отчетливо снижается функция внимания, а восстановление происходит после окончания экзамена. Во время экзамена имеет место снижение зубцов Р и Т на ЭКГ, эти. изменения сохраняются некоторое время после экзамена. Суточное выделение катехоламинов за 3, 2 и 1 день до экзаменов выше, чем в обычные дни. Вегетативные сдвиги в период сессии (особенно во время экзаменов) наименее выражены у студентов, регулярно занимающихся спортом, и у студентов, имеющих высокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее значительные изменения вегетативных функций, чем устный экзамен, особенно безбилетный.
Глава 32 ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В конце прошлого столетия И.М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение должна входить и окружающая среда обитания». Во второй половине XX столетия с целью комплексного изучения человека сформировалось новое научное направление — экология человека как междисциплинарная область знаний.
Экология человека — это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания.
Экология человека охватывает не только биологические, но и многие социальные проблемы, а следовательно, не может рассматриваться как чисто биологическая наука. Здесь мы должны все более специализироваться по проблемам, общим научным направлениям, а не по научным дисциплинам.
Бурный процесс мирового экономического развития породил безответственное отношение людей к окружающей природе. Арал, Чернобыль и другие «кризисные» регионы показывают нам масштабы разрушения биосферы, порчи природных ресурсов. При этом экологизация общественного сознания отстает от экологизации науки и культуры.
Экологические исследования не только проникнуты прагматизмом, но и воспитывают гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, отношение к ресурсам природы и к самому ценному биологическому капиталу — человеку.
Слово «экое», или точнее «эйкос», — греческого происхождения и переводится как «дом». Этим словом греки обозначали любое обитаемое пространство (в том числе дом, жилище, в котором живут люди), а всю известную им населенную людьми сушу они называли «эйкуменой» или, на других диалектах, — «ойкуменой». В современные языки термин «экология» введен в 1859 г. в одной из публицистических статей Генри Даниэля Торро, известного американского философа и природоведа, автора книги «Уолден или жизнь в лесу», переведенной на все современные языки. Торро понимал под этим названием изучение всех природных явлений, поскольку считал, что истинным местом обитания человека, приносящим ему удовлетворение и благополучие, должна быть природная обстановка вдали от больших городов.
В дальнейшем более точное определение термину «экология» дал в 1865 г. немецкий дарвинист Эрнст Геккель. Экологию он понимал как науку о взаимоотношении между собой животных и растений, обитающих в определенных физико-географических и природно-климатических условиях.
Концептуальные основы понятия биосферы и общей экологии были заложены трудами В.И. Вернадского. Рассматривая современную научную картину мира, он ввел понятие живого вещества как синтетического явления, представляющего собой не совокупность отдельных видов, а единое целое, сыгравшее огромную роль во всех природных процессах и формировании географического лица Земли.
Австрийский геолог Эдуард Зюсс в 1875 г. назвал биосферой особую оболочку Земли, включающую совокупность всех организмов, противопоставив ее другим земным оболочкам: атмосфере, гидросфере, литосфере. По В. И. Вернадскому, биосфера — это область распространения жизни на планете, включающая наряду с организмами и среду их обитания.
В своей концепции ноосферы он отводил человеку роль не только закономерного эвена эволюционно направленной цефализации, но и совершенно новой разумной силы с творческими способностями сознательного организатора биосферного процесса «в интересах мыслящего человечества как единого целого».
Приоритетными направлениями являются разработка теории экологии человека, изучение физиологических механизмов адаптации человека в различных природно-климатических и производственных условиях среды обитания и их влияние на конституциональные особенности, а также анализ и выявление такого интегрального критерия адаптации как продолжительность жизни.
В центре экологии стоит человек как биологический объект со специфической морфо-физиологической организацией й социальной сущностью.
Вся история человека—это история его взаимодействия с окружающей средой; его борьба за природу и его борьба с природой. Под напором природных факторов в разных регионах формировался экологический портрет человека и настолько Деформировалась природа, что ему теперь приходится опасаться, исправляя ее. Именно поэтому, когда сейчас говорят1 «экология», всегда подразумевают, что речь идет о человеке, о его здоровье и здоровье среды обитания — биосферы.
Ниже будут приведены материалы о двух важнейших проблемах экологии человека: 1. Конституция и среда обитания; 2. Продолжительность жизни как показатель, характеризующий функциональные резервы организма и качество жизни, обусловленные природными и социальными факторами.
Экологию человека можно характеризовать как одну из важнейших наук будущего, которая будет пронизывать все более широкий круг наук и производства. От решения экологических проблем зависит здоровье и благополучие человека и всего живого на планете Земля. Из прикладной внутрибиологической науки экология, опирающаяся на достижения многих разделов естествознания, превращается в фундаментальную научно-практическую дисциплину.
Экология сегодня — нооэкология, экология разума, она включает наряду с естественными и общественными науками созидательную деятельность людей, нравственность и мышление.