Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов. Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8—9%, у медиков — в 1%. 2-е место занимают гипотонические состояния. Затем идут такие заболе­вания как хронические и острые тонзиллиты (примерно у 3,3—5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встре­чается чаще. Так, у первокурсников г. Челябинска на 1000 студентов она встречается в 2-х случаях, у студентов 3-го курса — в 4-х. Выражена распространенность близорукости: на­пример, в Челябинске она выявлена у 31% студентов, причем на старших курсах процент близорукости выше, чем у первокурсников.

Режим труда и отдыха. Реально студенты работают по 12 часов ежедневно. До 30% сту­дентов вынуждены затрачивать на учебный процесс и ночное время. Следовательно, даже в неэкзаменационный период ХЫ—'/э студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют сво­бодного времени. Все это указывает на то, что у студентов имеется большая нагрузка, а их режим труда и отдыха явно нерационален. В последние годы, однако, сделана попытка рег­ламентировать работу студентов, уменьшить продолжительность академической работы в студенческой аудитории. Но реально затраты времени не уменьшились.

По данным литературы, лишь 6—10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо принимают пишу в различные часы, либо вынуждены поздно при­нимать ужин. В пище студента преобладает жирная и углеводная пища, мало белка, осо­бенно животного происхождения.

До 30% студентов медицинских вузов мало бывают на свежем воздухе. Около 83% су­точного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, регулярно занимающихся спортом, не превышает 23%.

Установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ (его содержание возрастает в 3—4 раза в непроветриваемой аудитории), температура воздуха возрастает на 3—5°, а влажность увеличивается на 3—4%. К концу учебного дня во многих плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26°, относительная влажность — 80%, а уровень СО: превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых занятии и экзамена. Установле­но, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется диф-ференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомления (снижение тонуса симпатической нервной системы). Особенно заметны эти сдвиги во второй половине рабо­чей недели. Согласно данным ЭЭГ, к концу дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности, происходит смещение фокуса возбуждения из лево-передних отделов мозга в право-задние отделы и уменьшается степень межполушарных и лобно-затылочных асимметрий.

У первокурсников медицинских вузов к концу рабочего дня показатели работоспособ­ности в среднем снижаются на 24%, у студентов 4-го курса — на 18%, а у 5- и 6-курсников не отмечено изменений (данные 1970 г.). Судя по результатам исследования крови, наибо­лее утомительной для студента является самостоятельная работа, на втором месте — прак­тическое занятие и меньше всего сдвигов наблюдается на лекции.

Во время экзамена повышаются температура тела и артериальное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, уровень гемоглобина, уровень сахара, т. е. происходит значительная активация симпатической нервной системы. Наиболее глубо­кие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и при ответе экзаменатору — в этот момент число сердечных сокращений достигает 168 ударов в минуту, а число дыхательных движений ■— 33 в 1 минуту. И только спустя день после экзамена наблюдается восстановление показателей до исходного уровня. Непосредственно перед экзаменом про­исходит некоторое уменьшение поля зрения, а восстановление его до нормы наблюдается лишь спустя 8—15 часов. Перед ответом на экзамене отчетливо снижается функция внима­ния, а восстановление происходит после окончания экзамена. Во время экзамена имеет место снижение зубцов Р и Т на ЭКГ, эти. изменения сохраняются некоторое время после экзамена. Суточное выделение катехоламинов за 3, 2 и 1 день до экзаменов выше, чем в обычные дни. Вегетативные сдвиги в период сессии (особенно во время экзаменов) наиме­нее выражены у студентов, регулярно занимающихся спортом, и у студентов, имеющих высокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее значительные изменения ве­гетативных функций, чем устный экзамен, особенно безбилетный.

Глава 32 ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В конце прошлого столетия И.М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, под­держивающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение должна вхо­дить и окружающая среда обитания». Во второй половине XX столетия с целью комплекс­ного изучения человека сформировалось новое научное направление — экология человека как междисциплинарная область знаний.

Экология человека — это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциаль­ного существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно услож­няющейся динамичной средой обитания.

Экология человека охватывает не только биологические, но и многие социальные про­блемы, а следовательно, не может рассматриваться как чисто биологическая наука. Здесь мы должны все более специализироваться по проблемам, общим научным направлениям, а не по научным дисциплинам.

Бурный процесс мирового экономического развития породил безответственное отноше­ние людей к окружающей природе. Арал, Чернобыль и другие «кризисные» регионы пока­зывают нам масштабы разрушения биосферы, порчи природных ресурсов. При этом эколо­гизация общественного сознания отстает от экологизации науки и культуры.

Экологические исследования не только проникнуты прагматизмом, но и воспитывают гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, отношение к ресурсам при­роды и к самому ценному биологическому капиталу — человеку.

Слово «экое», или точнее «эйкос», — греческого происхождения и переводится как «дом». Этим словом греки обозначали любое обитаемое пространство (в том числе дом, жилище, в котором живут люди), а всю известную им населенную людьми сушу они называ­ли «эйкуменой» или, на других диалектах, — «ойкуменой». В современные языки термин «экология» введен в 1859 г. в одной из публицистических статей Генри Даниэля Торро, известного американского философа и природоведа, автора книги «Уолден или жизнь в лесу», переведенной на все современные языки. Торро понимал под этим названием изучение всех природных явлений, поскольку считал, что истинным местом обитания человека, принося­щим ему удовлетворение и благополучие, должна быть природная обстановка вдали от боль­ших городов.

В дальнейшем более точное определение термину «экология» дал в 1865 г. немецкий дарвинист Эрнст Геккель. Экологию он понимал как науку о взаимоотношении между со­бой животных и растений, обитающих в определенных физико-географических и природ­но-климатических условиях.

Концептуальные основы понятия биосферы и общей экологии были заложены трудами В.И. Вернадского. Рассматривая современную научную картину мира, он ввел понятие живого вещества как синтетического явления, представляющего собой не совокупность отдельных видов, а единое целое, сыгравшее огромную роль во всех природных процессах и формировании географического лица Земли.

Австрийский геолог Эдуард Зюсс в 1875 г. назвал биосферой особую оболочку Земли, включающую совокупность всех организмов, противопоставив ее другим земным оболочкам: атмосфере, гидросфере, литосфере. По В. И. Вернадскому, биосфера — это область распро­странения жизни на планете, включающая наряду с организмами и среду их обитания.

В своей концепции ноосферы он отводил человеку роль не только закономерного эвена эволюционно направленной цефализации, но и совершенно новой разумной силы с творче­скими способностями сознательного организатора биосферного процесса «в интересах мыслящего человечества как единого целого».

Приоритетными направлениями являются разработка теории экологии человека, изуче­ние физиологических механизмов адаптации человека в различных природно-климатичес­ких и производственных условиях среды обитания и их влияние на конституциональные особенности, а также анализ и выявление такого интегрального критерия адаптации как продолжительность жизни.

В центре экологии стоит человек как биологический объект со специфической морфо-физиологической организацией й социальной сущностью.

Вся история человека—это история его взаимодействия с окружающей средой; его борьба за природу и его борьба с природой. Под напором природных факторов в разных регионах формировался экологический портрет человека и настолько Деформировалась природа, что ему теперь приходится опасаться, исправляя ее. Именно поэтому, когда сейчас говорят1 «экология», всегда подразумевают, что речь идет о человеке, о его здоровье и здоровье среды обитания — биосферы.

Ниже будут приведены материалы о двух важнейших проблемах экологии человека: 1. Кон­ституция и среда обитания; 2. Продолжительность жизни как показатель, характеризующий функциональные резервы организма и качество жизни, обусловленные природными и социаль­ными факторами.

Экологию человека можно характеризовать как одну из важнейших наук будущего, ко­торая будет пронизывать все более широкий круг наук и производства. От решения эколо­гических проблем зависит здоровье и благополучие человека и всего живого на планете Земля. Из прикладной внутрибиологической науки экология, опирающаяся на достижения многих разделов естествознания, превращается в фундаментальную научно-практическую дисциплину.

Экология сегодня — нооэкология, экология разума, она включает наряду с естествен­ными и общественными науками созидательную деятельность людей, нравственность и мышление.

Наши рекомендации