Характеристика психического отражения при дефектах зрения

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ

Характеристика психического отражения при дефектах зрения

Отражательная деятельность каждого из нас характеризуется активностью, является процессом, в ходе которого человек идёт ко всё более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя в призме своей индивидуальности внешние воздействия. Характеризуя психику в целом, следует сказать, что это адекватное, хотя и несущее в себе элементы субъективности, отражение объективного мира.

Выпадение или серьёзное ограничение функций зрительного анализатора даёт основание поставить вопрос: изменятся ли познавательные возможности и адекватность отражения, если человек будет иметь меньше органов чувств, чем в норме?

Изучение психической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха и комбинированными дефектами (слепоглухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трёх познавательных чувств: зрения, слуха и осязания.

Возможность адекватного отражения внешнего мира при сужении сенсорной сферы обусловлена, во-первых, наличием замещения ощущений, то есть замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется, не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредованно, при помощи мышления.

Установив, что инвалиды по зрению в принципе адекватно отражают мир, необходимо рассмотреть ещё один вопрос: в какой мере соответствует формирующиеся у них образы реальной действительности во всех её проявлениях? В какой степени их впечатления соотносятся с впечатлениями нормально видящих? Возможно, ли в ходе компенсаторного приспособления достичь такой же полноты отражения, что и при нормальном зрении?

Разумеется, полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объёме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определённые качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифференцированности образов, скорости их возникновения.

Отмечая существование количественных и качественных различий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, следует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира предполагает сохранность хотя бы одного из видов познавательных ощущений – зрительных или кожно-мышечных.

Это подтверждается и современными исследованиями, показавшими, что в различных сенсорных системах при перекодировании раздражителей в нервные импульсы существует адекватная информационная эквивалентность. Иными словами, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающих в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т.д.), оценивается однозначно.

Из сказанного следует, что, несмотря на некоторые различия в объёме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

Далее следует перейти к вопросу о компенсации слепоты.

Понятие о дефекте и компенсации

Дефект – это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на врождённые и приобретённые.

Врождённые дефекты могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения.

Приобретённые дефекты могут быть следствием перенесённых в постнатальный период интоксикаций, травм и инфекционных заболеваний.

Аномалии зрения могут быть вызваны заболеваниями глаз, т.е. возникать самостоятельно.

Врождённые и приобретённые дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам.

Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения, которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов. Таким образом, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект влечёт за собой другой.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.

Одновременно им было выдвинуто положение, согласно которому задачей специальной педагогики является компенсация вторичных дефектов.

Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций в ряде случаев влечёт за собой физиологическую компенсацию.

Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций.

В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в тифлопсихологии сложился свой взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций.

Итак, история развития теорий компенсации тесно связана с философскими идеями о сущности человека, с научными физиологическими исследованиями возможностей организма и закономерностей его функционирования. Огромное значение имеет также успешная практика обучения детей с нарушениями зрения и их достижения в различных видах деятельности.

Анализируя историю развития теории компенсации, А.Г. Литвак выделил 4 этапа:

1. проявление духовных сил;

2. чисто биологическое формирование автоматического «изо­щрения» сохранных анализаторов;

3. социологизация;

4. материалистический детерминизм.

Кроме социальных и биологических детерминант, определяю­щих развитие слепых, он описал также аномальный специфиче­ский фактор, отличающийся по своему влиянию от социального и биологического.

В основе всех теорий, объясняющих возможность компенса­ции, лежат два основных постулата:

1) использование человеком с недостатками развития сохра­нившихся анализаторов;

2) включение высших психических функций в процесс позна­ния.

В исследованиях первого направления, так же как и в теории «сверхкомпенсации», результативность связывалась с большой, вынужденной, механической тренировкой и упражняем остью ор­ганов чувств или с передачей им энергии, не истраченной бездей­ствующим зрительным анализатором. В этих теориях отразился исключительно важный факт: если слепой ребенок не может пра­вильно отображать внешний мир, используя сохранившуюся сен­сорную систему, то невозможна никакая компенсация. Без этого умения он оказывается беспомощным и бесполезным членом об­щества.

Авторы второго направления связывают успешность компен­сации с использованием памяти, мышления, произвольного вни­мания, воли, как недетерминированных субстанций, так и мате­риалистически понимаемых психических образований.

Таким образом, компенсацию дефектов зрения и их последствий в самом широком смысле следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые обуславливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздноослепших – реадаптации) к новым условиям жизни.

Наши рекомендации