Проблема периодизации развития

Проблема периодизации развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Проблема в значительной степени определяется отсутствием обще­признанного критерия, т.е. такого признака или показателя, кото­рый был бы равно принят и признан представителями разных наук.

Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С.Выготским, который указывал: признак, на основании ко­торого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) лег­ко доступным наблюдению и 3) объективным. В качестве приме­ра такого признака Выготский приводит процесс смены зубов. Действительно, это информативный показатель биологического со­зревания. Морфологи указывают, что он больше других соответ­ствует календарному возрасту ребенка (Никитюк, Чтецов, 1990). Есть также данные о том, что существует корреляция между тем­пами смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспекта­ми умственного (вербального) развития.

Тем не менее ограниченность такого критерия очевидна. Он ох­ватывает слишком короткий период онтогенеза, и, кроме того, бу-

303

Проблема периодизации развития - student2.ru дучи частным признаком, не дает представления о сути процес­сов, происходящих в организме на выделяемых с его помощью эта­пах развития. Похожие претензии можно предъявить и другим ана­логичным подходам к периодизации (например, периодизация на ос­нове критерия сексуального развития).

Известный физиолог И. А. Аршавский (1975) полагал, что в ос­нову периодизации должны быть положены критерии, отражающие специфику целостного функционирования организма. По этой ло­гике, представляется оправданным в качестве фундаментального критерия периодизации рассматривать процессы адаптации и адап­тивные возможности организма. Как отмечают М.М. Безруких и Д.А.Фарбер (2000): «Особую роль в возрастной периодизации при­обретают критерии, отражающие уровень развития и качествен­ные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием регуляторных структур центральной нервной системы и обуслов­ливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка». Такая логика сближает физиологические и психологиче­ские подходы к проблеме возрастной периодизации и создает ос­нову для выработки единой периодизации развития.

В этой связи уместно привести схему, характеризующую этап-ность нервно-психического реагирования детей и подростков и от­ражающую особенности нарушений адаптации на разных этапах раз­вития (Щеплягина с соавт., 2000). Можно выделить следующие четыре этапа или уровня в развитии организма и типах нарушения при дезадаптации:

1)0 — 3 года; в этом возрасте наиболее развиты вегетатив­ные отделы нервной системы и ответ на вредоносное воздействие среды находит свое выражение в виде нарушения вегетативных функций (расстройства пищеварения; нарушения цикла сна и бодр­ствования и т.п.).

2) 4 —10 лет; в этом возрасте ускоренно развиваются двигатель­ные функции и устанавливаются субординационные отношения ме­жду подкорковыми и корковыми уровнями в организации двигатель­ных актов, при патогенных воздействиях в этом возрасте чаще воз­никают нарушения в двигательной сфере (тики, заикание и др.)

3)7 —12 лет; в этом возрасте наступает этап аффективного ре­агирования, обусловленный формированием и усложнением субъ-

304

ективного опыта ребенка и его эмоциональных переживании; на этом этапе дезадаптация проявляет себя в виде таких явлений, как повышенная возбудимость и страхи.

4) 12 — 16 лет; определяется как этап эмоционально-идеатор-ного нервно-психического реагирования; уровень психической зре­лости в этом возрасте обеспечивает ее ответы виде характероло­гических реакций. В качестве иллюстрации процессов дезадаптации в этом возрасте можно привести типологию акцентуаций характе­ра подростков, предложенную А.Е. Личко (1977).

Приведенную схему не стоит рассматривать как вариант перио­дизации, поскольку она предложена для решения других задач. Од­нако она позволяет уточнить содержание понятия дезадаптации и выделить возрастную специфику психофизиологических механиз­мов этого явления.

Междисциплинарное решение проблемы периодизации развития осложняется также таким явлением, как неоднозначность понятия возраст. В физиологии, психологии и социальных науках понятие возраста имеет свое содержание.

Биологический возраст.Значительные индивидуальные коле­бания в темпах созревания организма дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Он определяется со­стоянием морфофункциональных особенностей организма по срав­нению со статистически установленным средним уровнем раз­вития, характерным для всей популяции данного хронологическо­го возраста. Понятие биологического возраста включает три со­ставляющих: скелетный (костный), зубной и возраст полового со­зревания.

Представление о биологическом возрасте имеет значение, по­тому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально су­ществующих различий в их развитии. У большинства детей биоло­гический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встре­чаются дети, у которых биологический возраст опережает кален­дарный или, напротив, отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и по­стоянных зубов; 2)скелетная зрелость (порядок и сроки окосте-

305

нения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков. В последнее время при оценке био­логического возраста стали использовать не только морфологи­ческие возрастные изменения, но и показатели зрелости физиоло­гических систем организма.

Оценка биологического возраста проводится путем сопостав­ления соответствующих показателей развития обследуемого ребен­ка со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Индивидуальные различия в биологическом возрасте определяются многими факторами: генетическими и сре-довыми, как климато-географическими, экологическими, так и со-цио-культурными. По этой причине дети и подростки из разных этнических и социо-культурных групп при одинаковом календар­ном возрасте могут иметь различный биологический возраст (Ни-китюк, Чтецов, 1990).

Нужно отметить, что проблема возраста в науке приобретает все более дифференцированное толкование (Бочаров, 2000). Наря­ду с календарным и биологическим возрастом, для характеристики человека используются такие понятия, как социальный и психиче­ский возраст. Причем такие широко принятые в психологии и фи­зиологии понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, ра­бочий и пенсионный возраст представляют собой градации социаль­ного возраста, поскольку имеют явно социальное происхождение и содержание, определяемое нормативно-ролевыми характеристи­ками, существующими в данном обществе в конкретную историче­скую эпоху.

Дифференцируется и понятие психического возраста. Кроме ум­ственного возраста, определяемого коэффициентом интеллекта, выделяют психосексуальный возраст (уровень эротических инте­ресов и поведения), рекреационный возраст (соответствие досуга возрастным нормам) и т.д. В этой связи снова возникает проблема согласованности, в данном случае согласованности между разными категориями или аспектами возраста. Например, насколько пси­хосексуальный возраст соответствует уровню индивидуальной фи­зиологической зрелости подростка.

Сложившиеся в науке и практике представления обеспечивают некоторые в основном эмпирические представления о степени со-

306

гласованности различных аспектов возраста, соответствующей нормальному ходу онтогенеза. Тем не менее существуют опреде­ленные типы или варианты развития, которые выделяются по объ­ективным критериям рассогласования биологического, психическо­го и календарного возраста.

Акселерация и ретардация. Наряду с типичными показателя­ми уровня развития, характерными для большинства представите­лей определенной возрастно-половой группы, встречаются откло­нения. Они сводятся к двум основным типам: акселерации и ретар­дации развития. Акселерация представляет собой ускорение фи­зического развития и формирования функциональных систем ор­ганизма детей и подростков. Различают два вида акселерации: эпо­хальную и внутригрупповую.

Первая определяется как явление, присущее всем детям и подро­сткам в сравнении с предшествующими поколениями. Эпохальная ак­селерация была заметным явлением в 60 — 70-е годы XX века. В 80-е годы процесс стабилизировался, а с начала 90-х появились призна­ки противоположного явления — децелерации развития, т.е. широко | наблюдаемого замедления процессов физического созревания де­тей и подростков (Зелинская, 1995). Причины этих явлений (мас­совой акселерации и децелерации) до конца не изучены. Высказыва­ется предположение, что эпохальные процессы акселерации и де­целерации имеют циклический характер. Это означает, что ускоре­ние развития — явление временное, оно наступает периодически под влиянием экзогенных факторов (например, солнечной активности) или эндогенных (неизвестной природы), и на смену ему приходит ре­тардация — замедление физического развития.

Внутригрупповая или индивидуальная акселерация рассматрива­ется, как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в оп­ределенных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пределах от 13% до 20% в разных возрастах.

Ретардация развития возникает при задержке физического раз­вития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Число ретардированных детей внутри разных воз­растных группы составляет в среднем 13% — 20%. Ретардация раз­вития может проявляться в разных сферах и иметь разную степень отклонения от статистической нормы. Необходимо различать ре-

307

тардацию физического развития и задержку психического разви­тия. Первая может существовать независимо от второй и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы. Описано, например, конституциональное замедление развития, обусловлен­ное факторами наследственности и проявляющееся в отставании всего развития, в том числе полового созревания, на 2 — 3 года. В конечном итоге, эти дета проходят все стадии развития и дости­гают зрелости, но только с опозданием.

В связи с этим существует особая задача отделить замедленное развитие и созревание как вариант нормы от задержки развития, обусловленной патологическими процессами. Последнее особенно важно учитывать при определении школьной зрелости и готовно­сти к обучению.

Таким образом, от 26% до 40% детей имеют динамику биологи­ческого созревания, отклоняющуюся от средних нормативных дан­ных. По-видимому, можно утверждать, что каждому человеку при­сущ собственный темп индивидуального развития. Дети, имею­щие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития. Несоответствие календар­ного и биологического возраста ребенка позволяет оценить темп индивидуального развития.

По современным представлениям, скорость роста и развития на разных этапах онтогенеза в определенной степени зависит от кон­ституциональной принадлежности ребенка и его гормонального ста­туса (Хрисанфова, 1990). Так, например, у представителей диге-стивного и, по-видимому, мышечного типов по сравнению с асте-но-торакальным типом раньше начинается период полового со­зревания и, по-видимому, они в более раннем возрасте достигают половой зрелости (Сонькин, 2000). Известно также, что ростовые процессы у представителей мышечного типа заканчиваются рань­ше, чем у людей астенического телосложения.

Наряду с конституциональными, чрезвычайно выражены по­ловые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет бы­стрее, соответственно этому имеют место половые различия по це­лому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем на­ступлении зрелости у девочек.

Итак, психофизиологическое созревание, определяющее оче-

308

УММЬ.

редность возрастных изменений в центральной нервной системе и некоторых других системах организма (эндокринной, опорно-двигательной) обеспечивает условия для возникновения и реализа­ции психических функций. По морфологическим и функциональ­ным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах он­тогенеза каждого конкретного ребенка. Однако в последователь­ности процессов созревания отражается как общее, так и индиви­дуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается, в пер­вую очередь, темна созревания (скорости возрастных преобразо­ваний).

Нередко высказывается мнение, что акселерация физическо­го развития не оказывает влияния на темпы психического развития и это создает трудности в обучении и воспитании ускоренно созре­вающих детей. Действительно большинство детей, обнаруживаю­щих признаки преждевременного полового созревания, склонны к отставанию в развитии умственных способностей. В то же время, немецкий психолог X. Ремшмидт (1994), обобщая данные ряда ис­следований, указывает, что конституционально рано развиваю­щиеся дети и так называемые соматические акселераты обнару­живают более высокие показатели умственного развития и лучшую социальную приспособляемость. Размеры тела влияют на успехи рано созревающих подростков, у более крупных детей успеваемость лучше, чем у мелких, они пользуются симпатией окружающих и уве­рены в себе. В противоположность этому, у поздно созреваю­щих подростков меньше веры в себя, больше сомнений в осуще­ствимости своих планов. Некоторые из этих особенностей, по-ви­димому, сохраняются и на более поздних этапах онтогенеза.

Таким образом, конституциональные особенности ребенка (в том числе и темп созревания), создают специфические условия для его психического и социального развития — более благоприятные для одних детей и менее благоприятные для других.

Как уже отмечалось выше, темп созревания — характеристи­ка относительно непостоянная, поэтому в жизни индивида на смену выраженному ускорению темпов созревания может прийти замед­ление развития и напротив, изначально замедленное созревание мо­жет ускориться и привести к акселерационному скачку. Эти явле-

309

ния адекватно описьшаются понятием «индивидуальная траектория развития». Оно подразумевает возможные ускорения и замедления созревания, а также определенную меру онтогенетической стабиль­ности характеристик индивида в ходе онтогенеза.

12.1.4. Преемственность процессов созревания


Проблема периодизации развития - student2.ru

Преемственность процессов созревания в онтогенезе тесно свя­зана с такими понятиями, как непрерывность (континуальность) / прерывистость (дискретность) развития (Emde, Harmon, 1984). Не­прерывность в общем виде интерпретируется, как преемственность процессов развития человека и формирования индивидуальных осо­бенностей. Если процесс созревания непрерывен, основные стру­ктурно-функциональные изменения, возникающие в результате со­зревания и усвоения опыта в раннем онтогенезе, непосредственно связаны между собой и, возможно, в определенной степени пре­допределяют более поздние эффекты развития.

Онтогенетическая стабильность. Онепрерывности и преем­ственности созревания можно судить в первую очередь, оценивая устойчивость или стабильность его показателей. Однако поня­тие стабильности чрезвычайно емко и имеет ряд интерпретаций. В психологии развития выделяется несколько вариантов интерпрета­ции понятия стабильность. Во-первых, стабильность можно пони­мать как временную устойчивость некоторой характеристики, т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при повторных измерениях, во-вторых, как устойчивость соотноше­ния между свойствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных значений в ходе развития. Наконец, можно оценивать онтогенетическую стабильность, которая рассматривается как со­хранение рангового места индивида в группе (Равич—Щербо с со-авт., 1999).

В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигуриру­ет онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не от­сутствие изменений в абсолютных значениях показателей созре­вания, а относительное постоянство темпа их преобразований в он­тогенезе, т.е. стабильность индивидуальных особенностей челове­ка на изучаемом отрезке онтогенеза. Конкретным показателем он-

310

тогенетической стабильности, как уже говорилось, служит посто­янство рангового места в группе, которое занимает индивид при по­вторных обследованиях.

Установлено, например, что на относительно длинных отрезках онтогенеза, включающих периоды созревания и сложных пере­строек, вызванных гормональными сдвигами, некоторые парамет­ры биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) индивидуально ус­тойчивы. Конкретным показателем устойчивости служит постоян­ство рангового места, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предполагается, что в пределах общих закономер­ностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из частных проявлений которой служит сохранение поло­жения индивида (точнее его рангового места) в группе ровесников.

Предикторы развития.В какой степени психофизиологиче­ское созревание на ранних этапах развития связано с последую­щими преобразованиями в функционировании психики человека? В теоретическом плане этот вопрос, как уже говорилось, упирается в решение общей проблемы возрастной психологии — проблемы непрерывности развития. Практическая сторона проблемы связа­на с прогностической валидностью оценок созревания и развития детей первых лет жизни. Например, установлено, что низкий вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг) является неблагоприятным фактором его интеллектуального развития в будущем.

Полученные в раннем онтогенезе психологические и психофи­зиологические характеристики, обладающие прогностическими свойствами, называются предикторами. Термин «предиктор» (от английского глагола predict — прогнозировать, предсказывать) мо­жет быть истолкован двояко: в «широком» и «узком» смысле сло­ва. В «широком» смысле это та исходная характеристика индиви­да и его окружения, по которой можно с большим или меньшим основанием предсказывать другую (целевую) характеристику то­го же индивида. В «узком» смысле понятие предиктор, сохраняя ту же семантику, приобретает дополнительные ограничения, связан­ные с количественным выражением и оценкой статистической до­стоверности прогноза. В регрессионном анализе, который наи­более часто используется как метод построения прогноза, преди­кторами называются такие независимые перемененные, изменения

311

которых приводят к изменениям зависимых переменных — откли­ков.

Иначе говоря, предикторы — это такие характеристики детей и подростков, по которым можно достаточно надежно предсказы­вать особенности их психического развития в дальнейшем онто­генезе, причем предикторами могут служить не только характери­стики самих детей, но и те физические и социальные условия, в которых они растут.

Например, до недавних пор считалось, что после первого года жизни существует, образно говоря, «разрыв» непрерывности раз­вития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показа­но, что оценка развития младенца по тесту Бейли практически не коррелирует с показателями интеллекта, полученным в дошколь­ном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение но­вых методов позволило установить, что особенности внимания мла­денцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностью и могут быть использованы для про­гноза дальнейшего умственного развития ребенка (Bornstein, Sig-man, 1986) .

Представляется весьма перспективным использовать для про­гноза психического развития такие объективные характеристи­ки, как показатели биоэлектрической активности мозга. Тем бо­лее, что в этих показателях хорошо отражается возрастная ди­намика индивидуальных особенностей психофизиологического со­зревания. К сожалению, исследований такого рода немного. Одна­ко они показывают, что по некоторым параметрам электроэнцефа­лограммы в младенчестве и по особенностям электрофизиологиче­ских ответов мозга детей в более позднем возрасте можно прогно­зировать и уровень умственного развития (показатели интеллек­та), и даже склонность к асоциальному поведению (например, Raine et al., 1990).

Наши рекомендации