Зрительная сенсорная система

Актуальность темы

Зрительная сенсорная система принимает около 90% информации, которая идёт от дистантных раздражителей к мозгу.

Благодаря мозгу человек воспринимает форму, величину, цвет, движение предметов, а также их расположение в пространстве.

Слуховая сенсорная система – принимает дистантные стимулы.

В процессе эволюции она специализировалась до взаимодействий с акустическими сигналами, которые распространяются в воздушной среде.

Важной особенностью её – это не только восприимчивость звуков, но и выявление свойств и места в просторные источники звуковых колебаний.

Знания биофизических и физиологических процессов, которые происходят в разных отделах зрительной и слуховой сенсорных систем, нужны врачу для профессиональной деятельности, в частности, для понимания процессов взаимодействия организма с внешней средой и диагностики нарушения функций главных или дополнительных структур сенсорных систем.

Учебные цели

· Объяснять структуру и функциональную организацию зрительной и сенсорной сенсорных систем.

· Изображать схематично строение зрительной и слуховой сенсорных систем.

· Характеризовать процессы, которые происходят на разных уровнях организации зрительной и слуховой сенсорных систем.

· Выбирать адекватные методы исследования основных функций зрительной и слуховой сенсорных систем.

· Анализировать особенности функций сенсорных систем в возрастном диапазоне жизни человека.

Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию.

Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию.

Термин Значение
Острота зрения Способность человека видеть две крапинки отдельно при их максимальном сближении.
Поле зрения Способность видеть широкий спектр пространства перед глазом.
Бинокулярное зрение Способность человека видеть один объект при формировании изображений на сетчатке каждого глаза.
Цветное зрение Способность воспринимать и отличать цвета.
Аккомодация Процесс, с помощью которого достигают увеличение кривизны хрусталика при виденье близких предметов.
Конвергенция Восхождение оптических осей при рассматривании близких предметов.
Эмметропия Фокусировка изображения на сетчатке.
Миопия Аномалия рефракции - фокусировка изображения перед сетчаткой, коректируется двояковогнутыми линзами.
Гиперметропия Аномалия рефракции – фокусировка изображения за сетчаткой, корегируется выпуклыми линзами.
Астигматизм Аномалия рефракции, когда кривизна роговицы не является одинаковой, корегуеться цилиндровыми линзами.
Пресбиопия Нарушение изменения выпуклости хрусталика при аккомодации из-за потери его эластичности, этот дефект корегуеться выпуклыми линзами.
Воздушная проводимость звука Это обычная проводимость звуковых волн через все вспомогательные структуры к слуховым рецепторам органа Корте.
Костная проводимость звука Это проводимость костями черепа к костной части завитка, а оттуда непосредственно благодаря колебанию перилимфы и эндолимфы каналов завитка и базальной мембраны на слуховые рецепторы органа Корте.
Острота слуха Методом аудиометрии исследуют потерю слуха на разных частотах относительно стандартного порога для каждой частоты, принятого за норму.
Бинауральный слух Это слух, который позволяет локализовать источник звука благодаря тому, что звуковая волна поступает к слуховым рецепторам каждого уха.

3.2. Теоритические вопросы

Ø Общая физиологическая характеристика зрительной и сенсорной системы и их отделов.

Ø Глазодвигательный аппарат. Роль движения глаз в формировании зрительной функции. Бинокулярное зрение.

Ø Конвергенция зрительных линий.

Ø Светопроводящий и фокусирующий аппарат. Аккомодация. Зеничный рефлекс.

Ø Светопринемающий и анализирующий аппарат. Фоторецепция. Рецепторные поля сетчатки, острота зрения, поле зрения.

Ø Внешние коленчатые тела. Зрительная кора.

Ø Восприимчивость цветов.

Ø Методы исследования основных зрительных функций и их показателей (бинокулярного, перифирического, центрального, цветового зрения).

Ø Общая физиологическая характеристика слуховой системы и её отделов.

Ø Звукопроводящий аппарат, функции внешнего уха, передача звуковых колебаний каналами завитка.

Ø Звукопринимающий аппарат, функции рецепторных клеток спирального органа.

Ø Электрические явления в завитке. Электрическая активность путей и центров слухового анализатора.

Ø Анализ частоты звуков, интенсивность звучания.

Ø Основные звуковые ощущения.

Практические работы

v Исследование центрального зрения с помощью таблиц Сивцева - Головина.

v Исследование перефирического зрения с помощью периметра.

v Исследование бинокулярного зрения с помощью цветотеста.

v Исследование цветного зрения с помощью полихроматических таблиц.

v Исследование костного проведения звука в человека.

v Сравнение воздушного и костного проведения звука в человека.

Содержание темы

Зрительная сенсорная система

Зрительная сенсорная система имеет главные и вспомогательные структуры.

Главные структуры зрительной сенсорной системы обеспечивают введение информации от фоторецепторов сетчатки – палочек и колбочек на разные уровни ЦНС и её обработка на разных уровнях, следствием чего – формирование зрительных образов с участием зрительных центров кори головного мозга.

Вспомогательные структуры обеспечивают формирование чёткого изображения на сетчатке каждого глаза, следствием чего – передача информации от фоторецепторов на разные уровни ЦНС о наличие чёткого изображения.

Наши рекомендации