Зрительная сенсорная система
Актуальность темы
Зрительная сенсорная система принимает около 90% информации, которая идёт от дистантных раздражителей к мозгу.
Благодаря мозгу человек воспринимает форму, величину, цвет, движение предметов, а также их расположение в пространстве.
Слуховая сенсорная система – принимает дистантные стимулы.
В процессе эволюции она специализировалась до взаимодействий с акустическими сигналами, которые распространяются в воздушной среде.
Важной особенностью её – это не только восприимчивость звуков, но и выявление свойств и места в просторные источники звуковых колебаний.
Знания биофизических и физиологических процессов, которые происходят в разных отделах зрительной и слуховой сенсорных систем, нужны врачу для профессиональной деятельности, в частности, для понимания процессов взаимодействия организма с внешней средой и диагностики нарушения функций главных или дополнительных структур сенсорных систем.
Учебные цели
· Объяснять структуру и функциональную организацию зрительной и сенсорной сенсорных систем.
· Изображать схематично строение зрительной и слуховой сенсорных систем.
· Характеризовать процессы, которые происходят на разных уровнях организации зрительной и слуховой сенсорных систем.
· Выбирать адекватные методы исследования основных функций зрительной и слуховой сенсорных систем.
· Анализировать особенности функций сенсорных систем в возрастном диапазоне жизни человека.
Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию.
Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию.
Термин | Значение |
Острота зрения | Способность человека видеть две крапинки отдельно при их максимальном сближении. |
Поле зрения | Способность видеть широкий спектр пространства перед глазом. |
Бинокулярное зрение | Способность человека видеть один объект при формировании изображений на сетчатке каждого глаза. |
Цветное зрение | Способность воспринимать и отличать цвета. |
Аккомодация | Процесс, с помощью которого достигают увеличение кривизны хрусталика при виденье близких предметов. |
Конвергенция | Восхождение оптических осей при рассматривании близких предметов. |
Эмметропия | Фокусировка изображения на сетчатке. |
Миопия | Аномалия рефракции - фокусировка изображения перед сетчаткой, коректируется двояковогнутыми линзами. |
Гиперметропия | Аномалия рефракции – фокусировка изображения за сетчаткой, корегируется выпуклыми линзами. |
Астигматизм | Аномалия рефракции, когда кривизна роговицы не является одинаковой, корегуеться цилиндровыми линзами. |
Пресбиопия | Нарушение изменения выпуклости хрусталика при аккомодации из-за потери его эластичности, этот дефект корегуеться выпуклыми линзами. |
Воздушная проводимость звука | Это обычная проводимость звуковых волн через все вспомогательные структуры к слуховым рецепторам органа Корте. |
Костная проводимость звука | Это проводимость костями черепа к костной части завитка, а оттуда непосредственно благодаря колебанию перилимфы и эндолимфы каналов завитка и базальной мембраны на слуховые рецепторы органа Корте. |
Острота слуха | Методом аудиометрии исследуют потерю слуха на разных частотах относительно стандартного порога для каждой частоты, принятого за норму. |
Бинауральный слух | Это слух, который позволяет локализовать источник звука благодаря тому, что звуковая волна поступает к слуховым рецепторам каждого уха. |
3.2. Теоритические вопросы
Ø Общая физиологическая характеристика зрительной и сенсорной системы и их отделов.
Ø Глазодвигательный аппарат. Роль движения глаз в формировании зрительной функции. Бинокулярное зрение.
Ø Конвергенция зрительных линий.
Ø Светопроводящий и фокусирующий аппарат. Аккомодация. Зеничный рефлекс.
Ø Светопринемающий и анализирующий аппарат. Фоторецепция. Рецепторные поля сетчатки, острота зрения, поле зрения.
Ø Внешние коленчатые тела. Зрительная кора.
Ø Восприимчивость цветов.
Ø Методы исследования основных зрительных функций и их показателей (бинокулярного, перифирического, центрального, цветового зрения).
Ø Общая физиологическая характеристика слуховой системы и её отделов.
Ø Звукопроводящий аппарат, функции внешнего уха, передача звуковых колебаний каналами завитка.
Ø Звукопринимающий аппарат, функции рецепторных клеток спирального органа.
Ø Электрические явления в завитке. Электрическая активность путей и центров слухового анализатора.
Ø Анализ частоты звуков, интенсивность звучания.
Ø Основные звуковые ощущения.
Практические работы
v Исследование центрального зрения с помощью таблиц Сивцева - Головина.
v Исследование перефирического зрения с помощью периметра.
v Исследование бинокулярного зрения с помощью цветотеста.
v Исследование цветного зрения с помощью полихроматических таблиц.
v Исследование костного проведения звука в человека.
v Сравнение воздушного и костного проведения звука в человека.
Содержание темы
Зрительная сенсорная система
Зрительная сенсорная система имеет главные и вспомогательные структуры.
Главные структуры зрительной сенсорной системы обеспечивают введение информации от фоторецепторов сетчатки – палочек и колбочек на разные уровни ЦНС и её обработка на разных уровнях, следствием чего – формирование зрительных образов с участием зрительных центров кори головного мозга.
Вспомогательные структуры обеспечивают формирование чёткого изображения на сетчатке каждого глаза, следствием чего – передача информации от фоторецепторов на разные уровни ЦНС о наличие чёткого изображения.