Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений

Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется.

В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°С.

При проектировании в школьном здании воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%.

Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°С.

В учебных помещения рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не используется.

Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в школьных столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.

Асбестоцементные воздухопроводы в учебных учреждениях не применяются.

Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских школах (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре.

Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за 2 ч до прихода учащихся.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С – при ленточном остеклении; в учебных мастерских – 15 – 17°С; в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате – 18-20°С; в дисплейных классах – оптимальная 19-21°С, допустимая 18-22°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17°С; в раздевалке спортивного зала – 19-23°С; в кабинетах врачей – 21-23°С; в рекреациях – 16-18°С; в библиотеке – 17-21°С; в вестибюле и гардеробе – 16-19°С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно – два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание – во время перемен при отсутствии учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14°С проветривание зала следует прекращать.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция.

Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

В школьных учебно-производственных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м3 в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Литература

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа,1985.

2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещения, 1975.

3. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1978.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

5. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 5-ое изд. – М.: Медицина, 1977.

6. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. – М.: Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

7. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск,1980.

8. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. – Минск, 1985.

9. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. – М.: Просвещения, 1983.

10. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. – Казань, 1992.

11. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985.

12. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. Ноздрачева А.Д. В 2 томах. – М.: Высшая школа, 1991. – Т.1. – С. 32-370.

13. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М.: Просвещение, 1986.

14. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. – М.: Педагогика, 1983.

15. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. М.: Педагогика, 1983.

16. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Агаджанян Н.А. – М.: Высшая школа, 1986. – 351 с.

17. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. – М.: Мир, 1991-1992. – Т.1. – С. 186-375; Т.2. – С. 261-273.

18. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. – М.: Медицина, 1983. – 611 с.

Наши рекомендации