Система Ньяя-Вайшешика
Из шести основных философских систем Ведической науки, только система Ньяя-Вайшешика как физическая теория строения вселенной наиболее полно и широко проявила себя и далеко ушла в процессе объяснения физических законов этого мира, особенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов – Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты.
Профессор Др.Радхакришнан так отзывался об этой научно-философской системе: "...Позиция Вайшешика более научна, чем спекулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей (современной, прим. автора) науки, Вайшешика формулирует основополагающие характеристики принципов строения этой вселенной. Это не философия, это физика! Ньяя и Вайшешика выявили основные принципы зарождения материальной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения вселенной. Она классифицировала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой теории".
Это представляет особый интерес для Аюрведы, т.к. здесь мы рассматриваем в основном многомолекулярные, "громоздкие" объекты, и поэтому изучение Аюрведы, и, в частности, Чарака Самхиты, начинается с изучения основных принципов философии Вайшешика.
Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах.
Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньяя сутре. Дословно «Артха» можно перевести как объект, а «Пада» как стопы. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Падартх:
1. Материя, субстанция.
2. Качества.
3. Действие, воздействие, движение.
4. Всеобщность, неопределенность.
5. Индивидуальность, специфичность, раздельность.
6. Нераздельность, комплиментарность.
В некоторых источниках приводится седьмая Падартха - Небытие, Несуществование, которая является противоположностью первых шести, называемых существующими, проявленными. С помощью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира. Первые три имеют реальное ощутимое материальное проявление, остальные являются в большей степени философско-физическими категориями.
С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падартхи, о которых говорит Чарака (чистота-душа-тело), или четыре, о которых пишет Сушрута (личность-болезнь-способ лечения-терапия).
Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисляет все Падартхи и дает им краткое объяснение.
Материя
Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где качества и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51; В.Ш.1.1.15.). Субстанции существуют и обладают определенными качествами, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают индивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - металлы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти качества у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свойственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.
Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивидуальное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.
Нераздельность является основным видом связи в материи. Она бывает внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способствует обретению ими индивидуальности и целостности.
Качества и действие существуют только в комбинации с материей. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разновидность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специфичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качества, воздействие и положение воздействия в видовой характеристике, специфичность и субстанция, относительно которой все эти качества проявляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и комплиментарности. Поэтому субстанция, материя - фундаментальная и основополагающая сущность.
Существует девять основных, первоначальных субстанций, причем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:
1. Земля.
2. Вода.
3. Огонь.
4. Воздух.
5. Эфир.
6. Душа.
7. Ум.
8. Время.
9. Пространство.
Эти девять компонентов образуют все материальные и нематериальные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространство все наполняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распространенными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Пространство, а так же атомы не ощутимы органами чувств" (В.Ш.8.1.2.). Когда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявления, а первоэлементы.
Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстанция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возрастания и увеличения или уменьшения и убывания тела живого существа, действующая тем или иным образом благодаря своему первоэлементарному составу, соединенности и нераздельности.
Существует два вида материи - творящая и сотворяемая.
Творящая материя
Творящая материя – это компонентарная субстанция, пребывающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме. К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и пространство. Все многоатомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творящей материи. Частицы творящей материи, комбинируясь во всевозможных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнообразие этого мира.
Сотворяемая материя
Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатомной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэлементов, то есть из элементов творящей материи. В свою очередь, сотворяемая матери бывает живая и неживая: "Та субстанция, которая обладает чувствами, называется живой, а бесчувственная - неживой" (Ч.С.1.1.48.).
1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы относятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, дающая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, проявление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком каждого живого существа. Одно из основных качеств души - ее активность - стремление совершать действия.
авьякто аям ачинтйой аям
авикарйо аям учьяте
(Б.Г.2.25.)
"Душа невидима, непостижима и неизменна".
Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно малым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчиненном Ему положении. Веды описывают душу как "Нитьях" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создавалась и никогда не умрет.
Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (животные) и скрыта внутри организма (растения).
Животные.
Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заметить, что у всего этого класса жизненные признаки проявляются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, животные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насекомые и т.д. и низшие формы - подземные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.
Растения
Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", незаметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споровые и все лекарственные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все растения являются лекарственными, но в данном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.
Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающихся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим желаниям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уровень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом случае живое существо больше не родится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Священные писания.
2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что сотворено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано человеком или животными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.
Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, созданных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, комбинируя из единичных атомов и молекул полимолекулярные объекты.
Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творящая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действительно, Эфир является во всех ситуациях творящей материей, или творящим первоэлементом, а Вода по отношению к нему - сотворяемая, ведь для возникновения первоэлемента Вода необходим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принципах возникновения.
Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на проявленную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает следующими тремя свойствами:
1. Ограниченностью положения в пространстве.
2. Количественностью, измеримостью.
3. Действием.
Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя.
Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3).
Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстанции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарственные травы, минералы, продукты питания и т.д.
Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воздействию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддерживая тем самым здоровье.
Качество
В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49; В.С.1.1.16.), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[33]) с двадцатью основными качествами (легкий-тяжелый, холодный-горячий[34] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качеством данного объекта». Без объекта качества не существуют.
Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он красный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и красноты, мы говорим об этих качествах вкуса и цвета, которые и являются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец окрашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сладость данного леденца.
Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6.):
1. Форма, цвет.
2. Вкус.
3. Запах.
4. Шершавость.
5. Номер.
6. Размер.
7. Индивидуальность.
8. Сочетаемость.
9. Несовместимость.
10. Приоритетность, первичность.
11. Вторичность.
12. Знание.
13. Состояние счастья, наслаждение.
14. Состояние несчастья, боль, страдание.
15. Желанность, симпатичность.
16. Антипатичность, отвращение.
17. Усилие.
Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и говорит о двадцати четырех качествах:
18. Тяжесть.
19. Агрегатное состояние.
20. Вязкость.
21. Достойность.
22. Недостойность.
23. Звучность.
24. Способность.
Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхьягуну (Ч.С.1.1.49.). Это:
а) (5) Пять объектов чувств:
1. Звук.
2. Шершавость.
3. Форма, цвет.
4. Вкус.
5. Запах.
б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно описываются в Дравьягуна Сутре в главе Гунапракаранам.
в) (1) Разум.
г) (5) Заканчивающиеся усилием:
1. Желанность, симпатичность.
2. Антипатичность, отвращение.
3. Состояние счастья, наслаждение.
4. Состояние несчастья, боль, страдание.
5. Усилие.
д.) (10) Начинающиеся с двойственного.
Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые несколько близки с достойностью и недостойностью.
Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из первоэлементов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых качеств, которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарственных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в организме человека при болезнях. Эти качества парные, и если проводить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, солнечную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:
1. Тяжелый - Легкий.
2. Горячий - Холодный.
3. Сухой - Влажный, вязкий.
4. Активный - Пассивный.
5. Подвижный - Неподвижный.
6. Твердый - Мягкий.
7. Чистый - Слизистый.
8. Шершавый - Гладкий.
9. Большой - Маленький.
10. Твердый - Жидкий.
В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он приобретает те или иные качества, являющиеся его индивидуальной характеристикой.
Действие
"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называется действием" (В.С.1.1.17; Ч.С.1.1.52; ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстанции на другую складывается исключительно из ее качеств и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Молоко, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно охлаждает тело, а красный перец, горячий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными качествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу позволяет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстанции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения.
Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), уменьшение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помощью органов чувств, а движение остальных выводится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практически нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе).
Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой позиции, определяя его как "праятнади карма чештитам учьяте" (Ч.С.1.1.49.). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Совокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его исполнение порождает повторное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[35]. Поэтому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хотим сделать шаг, то есть совершить движение, нам необходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., которое складывается из более мелких действий, в свою очередь являющихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность совершать генеральное действие - перемещение тела, движение.
Сходство и Различие
Если мы говорим о возможности существования множества разнообразных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые общие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны отличаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые признаки у различных субстанций, мы называем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называем их различием, таким образом, сходство и различие суть две противоположных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанциям.
Слово "Саманья" образовано от прилагательного "Самана" - "одинаковый, сходный". Оно проявляется как сходство некого множества объектов, характеризующее их общность, а не индивидуальность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, формируя из них очень широкие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качествами (в пределах своего класса, разумеется), что и есть Сходство.
Различие является полной противоположностью Сходства и проявляется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схожие объекты и характеризует все отличительные признаки данной субстанции по сравнению с аналогичными. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомашины, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отличаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.
Чарака пишет (Ч.С.1.1.45.): "Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство самих объектов".
Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах индивидуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирующее качество называется Различием.
Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрведе, ведь они являются фундаментальными принципами диагностики и лечения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Различиях. Чарака так говорит о нем: "Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Различие. Оба являются причинами изменения субстанций" (Ч.С.1.1.44.). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболеваний, но об этом - позже.
Взаимодействие
Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераздельность.
Соединенность - это временные отношения между субстанциями, которые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе не оказывая глубокого воздействия на параллельную субстанцию. Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодействие стены и картины не оказывает большого влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вывод, что соединенность - внешние, поверхностные взаимоотношения двух или нескольких субстанций.
Прашастапада дает следующее определение нераздельности: "связь существования и существующего объекта, которые неотделимы друг от друга, и находятся одно с другим во взаимосвязи, так, что можно сказать "это в этом", называется нераздельностью (В.С.7.2.26.)". Чарака говорит: "Нераздельность есть соединенность субстанций с их качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанции с ее качествами" (Ч.С.1.1.50.). Можно сказать, что нераздельность - это глубочайшая взаимосвязь частей единого целого друг с другом и одновременно с полным целым, причем эти отношения не могут быть прерваны без глобального изменения структуры и качеств обоих субстанций - как части, так и целого. Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и состояния его составных частей. Примером может послужить организм человека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом - нераздельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он идет на работу - соединенность.
Небытие
Небытие, несуществование - последняя Падартха, являющаяся отрицательной по сравнению с первыми шестью, называемыми существующими Падартхами. Это наиболее эмпирическое и философское понятие среди их всех. Понятие "небытие" можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераздельностью. Допустим, у одного человека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это - небытие. Небытие бывает двух видов - взаимное исключение и отсутствие.
1. Анйойони Абхава - это взаимное исключение, невозможность существования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций. Можно сказать, что на основании взаимного исключения подводится итог отличиям одной субстанции от другой. Когда одна субстанция отличается от другой, или одно состояние противоположно другому, в данный момент времени они взаимно исключают друг друга. Давайте рассмотрим простой пример: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь волосы на голове. Или, стул отличается от стола, поэтому невозможно существование стула в структуре стола или стола в структуре стула (другое дело, что и на столе можно седеть).
2. Самсарга Абхава. Отсутствие какой то субстанции, качеств или какого то специфического действия в данной субстанции называется Самсарга Абхава. Отсутствие относится или к одной субстанции, или к частям и целому. Отсутствие может быть трех видов: несуществование в прошлом, несуществование после разрушения и абсолютное небытие. Несуществование в прошлом относится к субстанции, не существовавшей до момента создания, например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Несуществование после разрушения относится к разбившемуся кувшину - он перестал существовать как кувшин. К категории абсолютного небытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности.
Только остановившись на Падартхавигьяне можно приступать к изучению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно складывают Тридоша, придавая им качества и определяя их функции. Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять принципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.