Система Ньяя-Вайшешика

Из шести основных философских систем Ведической науки, только система Ньяя-Вайшешика как физиче­ская теория строе­ния вселенной наиболее полно и широко прояви­ла себя и далеко ушла в процессе объ­яснения физических законов этого мира, осо­бенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов – Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты.

Профессор Др.Радхакришнан так отзывался об этой научно-фи­лософ­ской системе: "...Позиция Вайшешика более научна, чем спе­кулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей (современ­ной, прим. автора) науки, Вайшешика формулирует осново­полага­ющие характеристики принципов строения этой вселенной. Это не философия, это физика! Ньяя и Вайшешика выявили ос­новные принципы зарождения матери­альной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения все­ленной. Она классифици­ровала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой тео­рии".

Это представляет особый интерес для Аюрведы, т.к. здесь мы рассмат­риваем в основном многомолекулярные, "громоздкие" объ­екты, и поэто­му изучение Аюрведы, и, в частности, Чарака Самхи­ты, начинается с изуче­ния основных принципов философии Вай­шешика.

Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах.

Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньяя сутре. Дословно «Артха» можно перевести как объект, а «Пада» как стопы. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Па­дартх:

1. Материя, субстанция.

2. Качества.

3. Действие, воздействие, движение.

4. Всеобщность, неопределенность.

5. Индивидуальность, специфичность, раздельность.

6. Нераздельность, комплиментарность.

В некоторых источниках приводится седьмая Падартха - Небы­тие, Несуществование, которая является противоположностью пер­вых шести, называемых существующими, проявленными. С помо­щью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира. Пер­вые три имеют реальное ощутимое мате­риальное проявление, остальные являются в большей степени фи­лософско-физическими категориями.

С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падарт­хи, о которых говорит Чарака (чистота-душа-тело), или четыре, о которых пи­шет Сушрута (личность-болезнь-способ лечения-тера­пия).

Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисля­ет все Падартхи и дает им краткое объяснение.

Материя

Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где каче­ства и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51; В.Ш.1.1.15.). Субстанции существуют и обладают определенными качества­ми, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают ин­дивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - ме­таллы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти каче­ства у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свой­ственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.

Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивиду­альное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

Нераздельность является основным видом связи в материи. Она быва­ет внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способству­ет обретению ими индивидуальности и целостности.

Качества и действие существуют только в комбинации с мате­рией. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разно­видность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специ­фичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качест­ва, воздействие и положение воз­действия в видовой характеристи­ке, специфичность и субстанция, относительно ко­торой все эти качества прояв­ляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и компли­ментарности. Поэтому субстанция, материя - фундамен­тальная и основополагающая сущность.

Существует девять основных, первоначальных субстанций, при­чем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:

1. Земля.

2. Вода.

3. Огонь.

4. Воздух.

5. Эфир.

6. Душа.

7. Ум.

8. Время.

9. Пространство.

Эти девять компонентов образуют все материальные и немате­риаль­ные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространс­тво все на­полняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распрос­траненными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Прос­транство, а так же атомы не ощутимы органа­ми чувств" (В.Ш.8.1.2.). Ко­гда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявле­ния, а первоэлементы.

Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстан­ция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возраста­ния и увеличения или уменьшения и убывания тела живого сущес­тва, дейст­вующая тем или иным образом благодаря своему перво­элементарному со­ставу, со­единенности и нераздельности.

Существует два вида материи - творящая и сотворяемая.

Творящая материя

Творящая материя – это компонентарная субстанция, пребы­вающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме. К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и про­странство. Все много­атомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творя­щей материи. Частицы творящей ма­терии, комбинируясь во всевозмож­ных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнооб­разие этого мира.

Сотворяемая материя

Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатом­ной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэле­ментов, то есть из элементов творящей материи. В свою очередь, сотворяемая мате­ри бывает живая и неживая: "Та субстанция, кото­рая обладает чувствами, называется живой, а бес­чувственная - неживой" (Ч.С.1.1.48.).

1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы отно­сятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функ­ционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, даю­щая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, прояв­ление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком ка­ждого живого существа. Одно из основных ка­честв души - ее ак­тивность - стремление совершать действия.

авьякто аям ачинтйой аям

авикарйо аям учьяте

(Б.Г.2.25.)

"Душа невидима, непостижима и неизменна".

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого по­нятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Гос­пода, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно ма­лым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчинен­ном Ему положении. Веды описыва­ют душу как "Нитьях" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создава­лась и никогда не умрет.

Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (жи­вотные) и скрыта внутри организма (растения).

Животные.

Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заме­тить, что у всего этого класса жизненные признаки про­являются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, жи­вотные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насе­комые и т.д. и низшие формы - подзем­ные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.

Растения

Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", не­заметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споро­вые и все лекарствен­ные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все расте­ния являются лекарственными, но в дан­ном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающих­ся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим же­ланиям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уро­вень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом слу­чае живое существо больше не ро­дится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Свя­щенные писания.

2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что со­творено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано че­ловеком или жи­вотными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.

Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, соз­данных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, ком­бинируя из единичных атомов и молекул полимоле­кулярные объекты.

Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творя­щая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действи­тельно, Эфир является во всех ситуациях творящей матери­ей, или творящим первоэле­ментом, а Вода по отношению к нему - сотворя­емая, ведь для возникно­вения первоэлемента Вода необхо­дим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принци­пах возник­новения.

Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на прояв­лен­ную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает сле­дующими тремя свойствами:

1. Ограниченностью положения в пространстве.

2. Количественностью, измеримостью.

3. Действием.

Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя.

Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3).

Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстан­ции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарс­твенные травы, минералы, продукты питания и т.д.

Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воз­действию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддержи­вая тем самым здоровье.

Качество

В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49; В.С.1.1.16.), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[33]) с двадцатью основными качества­ми (лег­кий-тяжелый, хо­лодный-горячий[34] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качест­вом данного объекта». Без объекта ка­чества не существуют.

Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он крас­ный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и крас­ноты, мы го­ворим об этих качествах вкуса и цвета, которые и яв­ляются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец ок­рашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сла­дость данного леденца.

Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6.):

1. Форма, цвет.

2. Вкус.

3. Запах.

4. Шершавость.

5. Номер.

6. Размер.

7. Индивидуальность.

8. Сочетаемость.

9. Несовместимость.

10. Приоритетность, первичность.

11. Вторичность.

12. Знание.

13. Состояние счастья, наслаждение.

14. Состояние несчастья, боль, страдание.

15. Желанность, симпатичность.

16. Антипатичность, отвращение.

17. Усилие.

Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и гово­рит о двадцати четырех качествах:

18. Тяжесть.

19. Агрегатное состояние.

20. Вязкость.

21. Достойность.

22. Недостойность.

23. Звучность.

24. Способность.

Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхьягуну (Ч.С.1.1.49.). Это:

а) (5) Пять объектов чувств:

1. Звук.

2. Шершавость.

3. Форма, цвет.

4. Вкус.

5. Запах.

б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно опи­сываются в Дравьягуна Сутре в главе Гунапракаранам.

в) (1) Разум.

г) (5) Заканчивающиеся усилием:

1. Желанность, симпатичность.

2. Антипатичность, отвращение.

3. Состояние счастья, наслаждение.

4. Состояние несчастья, боль, страдание.

5. Усилие.

д.) (10) Начинающиеся с двойственного.

Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описа­ния свойств лекарственных трав и, соответственно, их воз­действия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые нес­колько близки с достойностью и недостой­ностью.

Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из перво­элемен­тов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых ка­честв, которые, конечно же, проявляются не только в че­ловеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарствен­ных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в ор­ганизме человека при болезнях. Эти каче­ства парные, и если про­водить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, сол­неч­ную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:

1. Тяжелый - Легкий.

2. Горячий - Холодный.

3. Сухой - Влажный, вязкий.

4. Активный - Пассивный.

5. Подвижный - Неподвижный.

6. Твердый - Мягкий.

7. Чистый - Слизистый.

8. Шершавый - Гладкий.

9. Большой - Маленький.

10. Твердый - Жидкий.

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он при­обретает те или иные качества, являющиеся его индивидуаль­ной характе­ристикой.

Действие

"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, явля­ясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, назы­вается дейс­твием" (В.С.1.1.17; Ч.С.1.1.52; ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстан­ции на другую складывается исключительно из ее ка­честв и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Мо­локо, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно ох­лаждает тело, а красный перец, горя­чий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными ка­чествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу поз­воляет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстан­ции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения.

Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), умень­шение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помо­щью органов чувств, а движение остальных выво­дится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практиче­ски нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе).

Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой по­зиции, определяя его как "праятнади карма чештитам учьяте" (Ч.С.1.1.49.). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Со­вокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его испол­нение порождает повтор­ное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[35]. По­этому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хо­тим сделать шаг, то есть совершить движение, нам не­обходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., кото­рое складывается из более мелких действий, в свою очередь явля­ю­щихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность со­вершать генераль­ное действие - перемещение тела, движение.

Сходство и Различие

Если мы говорим о возможности существования множества раз­нооб­разных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые об­щие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны от­личаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые призна­ки у различных субстанций, мы назы­ваем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называ­ем их различием, таким об­разом, сходство и различие суть две противо­положных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанци­ям.

Слово "Саманья" образовано от прилагательного "Самана" - "одинако­вый, сходный". Оно проявляется как сходство некого мно­жества объек­тов, характеризующее их общность, а не индивидуаль­ность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, форми­руя из них очень широ­кие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качест­вами (в пределах своего класса, разуме­ется), что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявля­ется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схо­жие объекты и характеризует все отличи­тельные признаки данной субс­танции по сравнению с аналогичны­ми. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомаши­ны, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отли­чаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет (Ч.С.1.1.45.): "Сходство соединяет все различия и не­сходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Разли­чие способствует проявлению в подобных категориях объек­тов разнооб­разным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство са­мих объектов".

Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах ин­диви­дуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирую­щее качество называется Различием.

Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрве­де, ведь они являются фундаментальными принципами диаг­ностики и ле­чения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Разли­чиях. Чарака так го­ворит о нем: "Причина возрастания и увеличе­ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли­чие. Оба являются причинами из­менения субстанций" (Ч.С.1.1.44.). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболе­ваний, но об этом - позже.

Взаимодействие

Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераз­дельность.

Соединенность - это временные отношения между субстанция­ми, ко­торые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе не оказывая глубокого воздействия на параллель­ную субстанцию. Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодейст­вие стены и картины не оказывает большо­го влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вы­вод, что соединенность - внешние, поверхностные взаимоотноше­ния двух или нескольких субстанций.

Прашастапада дает следующее определение нераздельности: "связь существования и существующего объекта, которые неотде­лимы друг от друга, и находятся одно с другим во взаимосвязи, так, что можно сказать "это в этом", называется нераздельностью (В.С.7.2.26.)". Чарака говорит: "Нераздельность есть соединенность суб­станций с их качествами. Это возможно только по причине нераз­дельности субстанции с ее качества­ми" (Ч.С.1.1.50.). Можно ска­зать, что нераздельность - это глубочайшая взаимосвязь частей еди­ного целого друг с другом и одновременно с пол­ным целым, при­чем эти отношения не могут быть прерваны без глобаль­ного изме­нения структуры и качеств обоих субстанций - как части, так и це­лого. Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и со­стояния его составных частей. Примером может послужить орга­низм че­ловека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом - нераз­дельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он идет на работу - соединенность.

Небытие

Небытие, несуществование - последняя Падартха, являющаяся от­рица­тельной по сравнению с первыми шестью, называемыми су­ще­ствующими Падартхами. Это наиболее эмпирическое и философ­ское понятие среди их всех. Понятие "небытие" можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераз­дельностью. Допустим, у одного че­ловека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это - небы­тие. Небытие бывает двух видов - взаимное исклю­чение и отсутст­вие.

1. Анйойони Абхава - это взаимное исключение, невозмож­ность суще­ствования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций. Можно сказать, что на основа­нии взаим­ного исключения подводится итог отличиям одной субс­танции от другой. Когда одна субс­танция отличается от другой, или одно сос­тояние противоположно дру­гому, в данный момент време­ни они взаимно исключают друг друга. Да­вайте рассмотрим про­стой при­мер: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь во­лосы на голове. Или, стул отличается от стола, поэтому невозмож­но существование стула в структуре стола или стола в структуре стула (другое дело, что и на столе можно седеть).

2. Самсарга Абхава. Отсутствие какой то субстанции, качеств или ка­кого то специфического действия в данной субстанции на­зывается Сам­сарга Абхава. Отсутствие относится или к одной субс­танции, или к час­тям и целому. Отсутствие может быть трех видов: несуществование в прошлом, несуществование после разрушения и абсолютное небытие. Несуществование в прошлом относится к субстанции, не существовав­шей до момента создания, например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Несущест­вование после разрушения относится к разбившемуся кувшину - он перестал существовать как кувшин. К кате­гории абсолютного не­бытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности.

Только остановившись на Падартхавигьяне можно приступать к изу­чению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно склады­вают Тридоша, придавая им качества и определяя их функ­ции. Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять прин­ципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.

Наши рекомендации