Вопросник на выявление доминирующего инстинкта (типа) Гарбузова В.И
Ознакомьтесь с вопросником, после чего отметьте знаком «+» наиболее близкие и волнующие Вас проблемы и утверждения.
I. Вы уделяете достаточно времени и усилий проблеме сохранения своего здоровья, полагая, что здоровье превыше всего.
II. Вас больше всего волнует здоровье Ваших детей.
III. Вас более всего волнуют и огорчают проявления недоброжелательности людей по отношению друг к друг, отсутствие у многих истинной доброты.
IV. Вы однозначно отдаете предпочтение исследовательской, экспериментальной, поисковой работе.
V. Вы всегда стремились к лидерству, и для Вас карьера – естественное самоутверждение человека.
VI. Вас нестерпимо возмущают все формы подавления человека человеком, человека – государством.
VII. Вы ни при каких обстоятельствах не потерпите высокомерия по отношению к Вам.
I. Вы полагаете, что человек не должен упускать ни мига радости и удовольствия, поскольку жизнь одна и другой не будет.
II. Вас более всего волнуют проблемы, связанные с благополучием Вашей семьи.
III. Больше всего Вы цените способность ощущать состояние другого человека, понимать его переживания.
IV. Более всего Вы мечтаете о работе в коллективе увлеченных и талантливых людей.
V. Вы предпочитаете, как наиболее отвечающую Вашим способностям, управленческую, организационную работу, и Вам близки утверждения: «Не мешайте деловым людям, и тогда придет изобилие».
VI. Если бы Вам предложили на выбор карьеру, богатство, безопасность и свободу, Вы бы без колебаний выбрали свободу!
VII. Вы всегда на стороне тех, кто готов поступиться благополучием во имя сохранения своей чести и родовой гордости!
I. Вы не приемлете риска здоровьем и благополучием даже ради самых заманчивых целей и предложений.
II. Более всего Вас волнует безопасность Ваших детей.
III. Более всего Вы цените бескорыстие в отношениях между людьми.
IV. Вы отлично понимаете людей, готовых покинуть обжитое место и уехать на новые земли, если там начинается новое и интересное дело.
V. Для Вас более приоритетна перспектива служебного роста, чем материальные стимулы.
VI. Вы полагаете, что из всех прав человека важнейшее – свобода слова, передвижения, вероисповедования.
VII. Вам глубоко симпатичны люди, ведущие самоотверженную борьбу против всех форм унижения человека человеком, человека – государством и имеющие право сказать: «В нашем роду не было подлецов!»
I. Вы полагаете, что самая большая глупость на свете – несвоевременно обращаться к врачу и тем самым запустить болезнь.
II. Более всего Вас волнует и тревожит будущее Ваших детей.
III. Вы тяжелее переживаете беды и несчастья своего народа, чем свои собственные.
IV. Вас нестерпимо раздражает инертность и противодействие бездарных, но облеченных властью людей новому, прогрессивному, талантливому, творческим людям.
V. Вы однозначно готовы к жестокой борьбе с конкурентами в главном для Вас деле.
VI. Более всего интересует Вас независимость от кого бы то ни было и от чего бы то ни было.
VII. Вы более всего нетерпимы ко всем формам ущемления Вашего Я, и Ваше кредо – «честь – превыше всего!»
I. Вы абсолютно согласны с философом, утверждавшим, что « все, что вокруг меня есть и имеет смысл, пока есть я».
II. Лучше всего Вы ощущаете себя в кругу своей семьи. Она Ваша отрада, и Ваше кредо: «Мой дом – моя крепость!»
III. Более всего Вас волнует и удручает отсутствие заботы о слабых, больных, инвалидах и пожилых людях.
IV. Вас восхищают люди, готовые поступиться благополучием и здоровьем ради реализации своих творческих планов.
V. Вы цените людей дела, результат, сильную руку в управлении.
VI. Вы не терпите ограничений в своей деятельности, в своей жизни, в своей свободе.
VII. При любых обстоятельствах и перед лицом любой угрозы следует действовать в согласии с утверждением «лучше умереть стоя, чем жить на коленях».
Для понимания целей и задач предлагаемого выше вопросника необходимо определить по пять ведущих качеств, наиболее полно характеризующих выделяемые по доминирующему инстинкту типы.
Эгофильный тип.
- Эгоцентричность.
- Консерватизм.
- Готовность поступиться социальным потребностям ради собственной безопасности.
- Отрицание риска.
- Тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
Генофильный тип.
- Сверхлюбовь к своим детям.
- Семейственность.
- Сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей.
- Тенденция к отрицанию Я в пользу «мы» (семьи).
- Сверхтревожность относительно будущего своих детей.
Альтруистический тип.
1. Доброта.
2. Эмпатийность.
3. Бескорыстность в отношении с людьми.
4. Миролюбие.
5. Забота о слабых, больных, увечных и несчастных.
Исследовательский тип.
1. Склонность к исследованию, к исследовательской работе.
2. Склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т.д.
3. Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, готовности к лишениям, но интересных дел и задач.
4. Устремленность к творчеству (приоритет творческих потребностей).
5. Самоотверженность в реализации творческих планов.
Доминантный тип.
1. Склонность к лидерству.
2. Предрасположенность к решению сложных организационных задач.
3. Приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами.
4. Готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место.
5. Приоритет общего (интересов, коллектива, государства, дела в целом) над частным (интересами одного человека).
Либертофильный (свободолюбивый) тип.
1. Склонность к протесту, бунтарству.
2. Предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности).
3. Приоритет тенденции к независимости.
4. Склонность к реформаторству, революционным преобразованиям.
5. Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.
Дигнитофильный (с обостренным чувством собственного достоинства) тип.
1. Нетерпимость к любым формам унижения.
2. Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства.
3. Приоритет чести и гордости над безопасностью.
4. Холерическая бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами.
5. Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Вариант вопросника, адаптированный к изучению ведущего типа поведения студентов университета.
Представьте, что Вам предстоит оценить ответ ученика на экзамене. Каждый ответ, выраженный через пословицу (поговорку, высказывание, цитату и т.д.) оцените по 5 – бальной шкале, учитывая степень соответствия идеи пословицы вашим собственным убеждениям.
1. Доверяй, но проверяй!
2. Мой дом – моя крепость.
3. Доброта спасет мир!
4. То не лестно, что известно. Лестно то, что интересно.
5. Дело и порядок – превыше всего.
6. Птицы вольные в клетке не поют.
7. Честь и гордость заслуживают уважения.
8. Чужая душа – потемки.
9. Дом и семья – рай на земле.
10. Бог создал человека для любви.
11. Познание и поиск – двигатели жизни.
12. Большому кораблю – большое плавание.
13. Глоток свободы лучше чаши злата.
14. Быть рыцарем при даме – дело чести.
15. Семь раз отмерь – один отрежь.
16. В родном доме и стены помогают.
17. Возлюби ближнего, как самого себя.
18. Прекрасен миг открытий новых знаний.
19. Карьерный рост – вот жизненное кредо.
20. Весь мир – мой дом!
21. Ни шагу уступить нельзя в своих позициях, друзья.
22. Тише едешь – дальше будешь.
23. К семейным узам всяк стремиться должен.
24. Все люди – братья.
25. Постичь премудрости науки – вот блаженство!
26. Стремись всегда к победе и успеху!
27. Душа не терпит уз ограничений.
28. Презрен, кто спину гнет перед другими.
29. Береженого – Бог бережет.
30. Отступится горе, коль вся семья в сборе.
31. И врагу и другу подай в беде руку.
32. Любопытство не порок, а дорога за порог.
33. За лучшее место под солнцем борись до последнего вздоха!
34. Тот, кто желает перемены, пройдет сквозь каменные стены.
35. Я счастлив тем, что горд и независим.
Обработка результатов. Полученные баллы в соответствии с вопросами распределите по типам в следующем порядке:
Эгофильный тип: 1, 8, 15, 22, 29. Генофильный тип: 2, 9, 16, 23,30.
Альтруистический тип: 3, 10, 17, 24, 31. Исследовательский тип 4, 11, 18, 25, 32.
Доминантный тип: 5, 12, 19, 26, 33. Либертофильный тип: 6, 13, 20, 27, 34.
Дигнитофильный: 7, 14, 21, 28, 35.
Полученную сумму по каждому типу, разделите на количество вопросов. Если Вы получили одинаковые оценки по нескольким типам, вернитесь к вопросам, и внимательно прочитав, отдайте предпочтение какому – либо из них.
Составьте «инстинкт – профиль».
«Эгофильный» тип.
Люди этого типа осторожны, рассудочны, предрасположены к недоверчивости и подозрительности, эгоцентричны, избегают риска, исключают для себя авантюризм, склонны к стабильности. У них повышенная предрасположенность к тревожности, мнительности, страхам высоты, воды, больших скоростей. По натуре люди этого типа не гонщики, не альпинисты, не мореплаватели. Для них «моя безопасность и мое благополучие превыше всего». Будучи чаще всего благоразумными, не рискуя, они, как правило, благополучны и, сохраняя себя и свою семью, выступают как хранители генофондасвоегорода.
Однако, если, самоутверждаясь, преодолевая страх они всеже становятся, скажем, гонщиками, то, борясь с собственными страхами, истязают себя и приходят к болезням сердца и сосудов. Люди «эгофильного» типа весьма чувствительны к обидам, самолюбивы поэтому достаточно уязвимы. Как правило, они предпочитают серый цвет — цвет обостренного самолюбия, скрытности, автономности, уклончивости, или зеленый — цвет гордости, самонадеянности, честолюбия, стремления к обладанию, жажды признания и уважения к себе, целеустремленности, но и замкнутости, внутренней напряженности.
«Генофильный» тип.
Для людей .этого типа характерно замещение понятия Я понятием «мы» (под «мы» подразумевается семья). Все в жизни подчинено у них интересам семьи, детей. Это «сверхотцы» «сверхматери». Для них «семья превыше всего!», «мой дом — моя крепость!». Они хранители семьи, а с этим генофонда своего рода. Предпочитаемый цвет синий, цвет спокойствия, умиротворенности, верности, порядка и доверия, мира.
«Альтруистический» тип
Для людей этого тип характерна доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию. Именно эти люди в детстве дают потрясающий по своему альтруизму ответ на рекомендацию дать отпор агрессивному сверстнику: «Я в могу его ударить, ведь ему будет больно!». И они подставляют ударившему их по щеке другую щеку, переживая неболь от удара, а стыд за ударившего и жалость к нему как к неправому. Люди «альтруистического» типа переживают беду другого больше, чем собственную, и до такой степени не переносят вида крови у другого, насилия над другим, что у них может возникнуть реакция с рвотой, бледностью кожных покровов и иными вегетососудистыми проявлениями вплоть до обморока и даже шока. Собственную боль они переносят стоически.
Это самоотверженные люди, посвящающие свою жизнь добру, защите слабых, нуждающихся, уходу за больными и престарелыми. Это миссионеры, сиделки и медицинские сестры в больницах для тяжелых больных, «солдаты Армии спасения» по призванию. Для них «доброта превыше всего!». К людям «альтруистического» типа относятся мать Тереза, Альберт Швейцер, Андрей Сахаров. Они — хранители жизни, хранители мира среди людей, проповедники добра и терпимости. Предпочитаемые ими цвета: белый — цвет духовной чистоты и синий — цвет сопереживания, доверия, женственности и мира.
«Исследовательский тип»
Люди этого типа — творческие личности, любознательные и изобретательные, стремящиеся во всем добраться до сути, постигнуть причинно-следственные связи. Изих рядов выдвигаются великие ученые-исследователи, путешественники изобрететатели, созидатели и творцы, люди поиска и открытия, зачастую ценой собственной жизни, ценой лишений, часто пренебрегающие материальным достатком и нередко семьей. Люди «исследовательского» типа подарили человечеству власть над огнем, открывали новые земли, создавали науку и всегда являлись движущей силой прогресса. Для них»творчество, поиск, прогресс превыше всего!». Эволюционная целесообразность данного типа очевидна. Предпочитаемый ими цвет — красный. Это цвет активности, жизненной силы, цвет желаний и страстей, стремления к новому, к инициативе, к борьбе за достижение творческих целей. Это—цвет мужественности.
V «Доминантный тип»
Люди этого типа—генетические лидеры, лидеры от рождения. Они отличаются логичностью мышления, самокритичностью, критичностью, способностью к прогнозированию развития событий и к восприятию нового, во всем умеют выделить главное. Лица «доминантного» типа ответственны, деловиты и практичны, разбираются в людях и эмоционально сдержанны, мужественны. Для них приоритетны статусные потребности (карьера). Они знают, чего хотят и как достигнуть желаемого, упорны, целеустремленны и настойчивы в достижении цели. Люди этого типа эгоцентричны, но признают общественные интересы и ценности как целесообразную необходимость. Они безусловно принимают и признают правила игры, законы, необходимость реформ, не путем эволюции, а не революции, готовы к тщательно просчитанному риску, но без авантюризма. В общении и в деловых контактах они ориентируются на таких же лидеров, деловых людей и снисходительны к слабым и к «лирикам» при готовности, однако, покровительствовать им. Люди «доминантного» типа признают табель о рангах и естественно подчиняются более сильному лидеру. Для них характерна склонность учитывать интересы масс при пренебрежении к интересам одного конкретного человека. Они и мыслят категориями типа «миллионы», полагая, что «один» лишь средство достижения интересов «миллионов» и цели одного достижимы лишь через интересы всех. Это прирожденные организаторы, руководители. Для них «дело превыше всего!». Они необходимы, как необходим порядок и руководство. И они хранителями интересов всего рода, племени. Предпочитаемые ими цвета: зеленый, цвет гордости, деятельной воли, целеустремленности, точности, твердости, постоянства, высокой оценки своего Я, честолюбия, высоких притязаний, и красный — цвет жизненной силы, стремлениями к победе, успеху, цвет активности, конкуренции, инициативы, цвет деятельной воли и безусловной мужественности.