Роль сектора здравоохранения

Очевидно, что сектор здравоохранения должен играть ведущую роль не только в предоставлении необходимых услуг, но также в акти­визации деятельности других государственных органов. Он может действовать в интересах охраны здоровья, привлекая к участию в этой работе всех, кто имеет возможность оказать поддержку деятельности, направленной на охрану здоровья и развитие детей и подростков.

Сектор здравоохранения может и должен являться движушей силой для осуществления преобразований в деятельности всех госу­дарственных органов. Министерство здравоохранения должно играть важную роль, привлекая внимание других министерств к возмож­ным последствиям их политики для здоровья детей и подростков. Понимание того, как государственная политика в целом влияет на состояние здоровья, помогает уделять особое внимание тем мерам, которые могут способствовать укреплению здоровья и благополучия будущих поколений.

Лица, определяющие политику, располагают широким арсеналом политических средств, таких как законодательные действия, рег­ламентирование, организационные изменения, профессиональная подготовка, разработка учебных программ, общественное просвеще­ние, финансовые меры, распределение бюджетных ассигнований и финансирование с учетом эффективности деятельности, политика в области социального обеспечения, охрана окружающей среды, науч­ные исследования, а также другие. Лица, определяющие политику, нередко фокусируют свое внимание лишь на изменении организа­ционных структур, общественном просвещении, профессиональной подготовке и научных исследованиях. Систематическое выявление и использование широкого круга средств и методов может способс­твовать достижению реального прогресса в кратчайшие сроки и наиболее эффективным образом. Например, увеличение налогов на табачные изделия показало свою высокую эффективность и привело к снижению потребления сигарет в целом ряде стран. Использование законодательных и регулятивных мер, направленных на соблюдение требования использования ремней безопасности, способствовало значительному сокращению дорожно-транспортного травматизма во многих государствах-членах. Несмотря на эти очевидные успехи, лица, определяющие политику, нередко не используют весь арсенал политических средств и методов, имеющихся в их распоряжении, при выработке общей политики в области здравоохранения.

Лица, определяющие политику и планирующие деятельность в области здравоохранения, должны также обеспечить уделение должного внимания в рамках сектора здравоохранения потребнос­тям детей и подростков. Надлежащая медико-санитарная помощь предусматривает не только обеспечение широкого охвата проводи­мыми мероприятиями и предоставление услуг, но также высокое качество этих мер и услуг. Важнейшее значение имеет наличие квалифицированного персонала. При отсутствии людских ресур­сов в необходимом количестве и должной квалификации качество помощи будет снижаться, приводя к отрицательным последствиям для детей.

Органыобшественного здравоохранения, проявляющие искреннее желание осуществлять инвестиции в здоровье и развитие детей и под­ростков, должны обеспечить выполнение следующих требований: • принятие всесторонней стратегии охраны здоровья детей и под­ростков в качестве самостоятельной стратегии или в рамках других стратегий (например, в области здравоохранения или в отношении детей); * наличие четких соглашений о взаимодействии сектора здраво­охранения с другими секторами (например, образования, соци­ального обеспечения, сельского хозяйства) для осуществления деятельности в области здоровья и развития детей и подростков;

• определение эффективности всех аспектов предоставления услуг здравоохранения, способствующих охране здоровья детей и под­ростков;

• укрепление здоровья детей и подростков должно являться одним из конкретных аспектов механизмов обзора и оценки эффектив­ности деятельности сектора здравоохранения;

? проведение «аудита соблюдения принципа справедливости* с тем, чтобы наиболее уязвимые дети и подростки в обществе не были ущемлены при планировании деятельности сектора здраво­охранения и предоставлении услуг (например, доступ к службам, ориентированным на охрану здоровья детей и подростков);

• консультирование с широкой общественностью и молодежью при разработке проекта стратегии.

Роль ВОЗ

Европейское региональное бюро ВОЗ рассматривает охрану здоро­вья детей и подростков в качестве одной из наиболее приоритетных задач. ВОЗ оказывает поддержку государствам-членам в их усилиях, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков. Это включает информационно-пропагандистскую деятельность на самом высоком уровне, как в международном плане, так и на нацио­нальном уровне. Региональное бюро строит свою деятельность на осно­ве существующих международных партнерских связей с Европейским Союзом, учреждениями Организации Объединенных Наций, такими как Детской фонд ООН, Фонд ООН для деятельности в области наро­донаселения, Программа развития ООН и Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД, с Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным банком, и поощрять межсекторальное сотрудничество на национальном уровне. Оно также работает в тесном сотрудничестве с неправительственны­ми организациями с целью развития скоординированного подхода к охране здоровья детей и подростков.

Европейское региональное бюро ВОЗ стремится оказывать под­держку государствам-членам в следующих областях деятельности:

• анализ и разработка всесторонней политики и стратегий охраны здоровья детей и подростков;

• наращивание потенциала и оказание поддержки в реализации стратегий охраны здоровья детей и подростков и комплекса мероприятий на национальном и региональном уровнях;

• разработка и обеспечение стандартов и руководящих принципов для политики, стратегий, мероприятий и служб охраны здоровья детей и подростков;

• оказание технической поддержки в области эпиднадзора, мони­торинга и оценки;

•содействие развитию межсекторального сотрудничества и структур.

Таким образом, Европейская стратегия «Здоровое развитие детей* содержит описание проблем и имеющихся возможностей в облас-ти укрепления нашего самого ценного достояния — здоровья — для важнейших членов общества, каковыми являются дети и подростки. Каждый родитель, каждая семья, каждое сообщество, каждая органи­зация и каждое государство-член располагают возможностями внести максимальный вклад в охрану здоровья будущего поколения, иначе их обязательства в данной области останутся невыполненными. Эти инвестиции носят долгосрочный характер и должны выходить за рамки личных предпочтений или политических позиций, поскольку каждое сообщество и каждая страна смогут получить как положительные, так и отрицательные эффекты, являющиеся непосредственным следстви­ем имеющихся взглядов и приверженности решению данной пробле­мы. Успех станет очевиден лишь после завершения работы; неудача станет явной лишь тогда, когда устранить нанесенный ущерб будет уже слишком поздно. Это — тяжелая обязанность, однако потенциальный выигрыш бесценен. Целью документа является содействие этим уси­лиям путем выявления наиболее актуальных проблем, стоящих перед государствами — членами Европейского региона, имеющихся у них официальных и неофициальных ресурсов, а также наиболее оптималь­ных подходов и источников знаний, используемых для их решения.

9.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям осуществляется детскими поликлиниками (отделениями) по территориальному при­нципу в системе единого медицинского обслуживания детей от 0 до 17 лет включительно. Другие амбулаторно-поликлинические учреж­дения (консультативно-диагностические центры, центры планирова­ния семьи и репродукции, реабилитационные учреждения) решают специальные вопросы охраны здоровья, оказывают консультативную помощь, осуществляют углубленное диагностическое обследование, а при соответствующей базе — лечение и реабилитацию.

Детская городская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи врачам и-педиатрам и участковыми лечебно-профилактичес- кого отделения, врачами — специалистами консультативно-диагнос­тического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи,

а татке организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

В области обеспечения профилактики и охраны здоровья детей и подростков детская поликлиника осуществляет:

• динамическое медицинское наблюдение за ростом и развити­ем ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоя­щими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социаль­ных услуг;

• профилактические мероприятия по предупреждению и сниже­нию заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболе­ваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;

• проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;

• врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья;

• медико-социальную подготовку детей к поступлению в образова­тельные учреждения и контроль за течением адаптации;

• медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;

• выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной рабо­ты в образовательных учреждениях;

• контроль за организацией рационального питания детей ранне­го возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

• санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;

• врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

I медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоров­ления;

' проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники, которых подлежат предварительным ипериодическим медицинским осмотрам;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, включая вакцинопрофилактику в установленном порядке;

• оказание медико-социальной и психологической помоши детям и семьям, имеющим детей;

• внедрение новых профилактических, диагностических и лечеб­ных технологий;

• анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.

В системе непрерывного медицинского наблюдения участковому педиатру отводится ведущая, координирующая роль, он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В детской поликлинике функционируют лечебно-профилакти­ческое (педиатрическое) отделение, консультативно-диагностическое отделение, отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, отделения медико- социальной помощи, восстановительного лечения и другие, включая параклинические и вспомогательные службы.

Лечебно-профи.шктическое (педиатрическое) отделение осуществляет амбулаторный прием и оказание помощи на дому всем детям от 0 до 17 лет включительно по поводу острых и обострения хронических забо­леваний; диспансерное наблюдение; профилактическую работу среди работающих подростков; оценку состояния здоровья подростка, его социальных возможностей на основе медицинской, социальной, педагогической информации о нем; разработку программ профилак­тики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоров­ления, реабилитации; контроль своевременности, объема, качества и эффективности медицинской помоши.

Специализированная помощь усиливается приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андро- логия, консультирование по профилактике заболеваний, передающих­ся половым путем, нежелательной беременности у подростков и др.).

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию медицинс­кой помощи и профилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа.

интернатах и учреждениях начального и среднего профессионального образования; взаимодействие с военкоматами по постановке подрос­тков на первичный воинский учет и подготовке к призыву в армию; обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультиро­ванию и профориентации.

Все общеобразовательные учреждения должны быть укомплекто­ваны квалифицированными кадрами средних медицинских работни­ков, врачей-педиатров.

Основной целью медицинского обеспечения детей в образователь­ных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской актив­ности).

Задачами медицинского обеспечения в образовательных учрежде­ниях является:

1) выявление и профилактика факторов риска развития заболе­ваний (значительные учебные нагрузки, низкая двигательная актив­ность, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя сексуальная жизнь, социальное неблагополучие в семье);

2)проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

3) гигиеническое обучение детей, педагогов и родителей, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

4) проведение профилактических мероприятий по предупрежде­нию и снижению заболеваемости, в том числе организация вакци- нопрофилактики:

5) организация профилактических медицинских осмотров (дина­мическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка) и диспансерного наблюдения детей, контроль (совместно с участковым педиатром) за медицинской подготовкой юношей к военной службе;

6) оздоровление детей со школьно обусловленными отклонениями в здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР- органов, невротические расстройства и расстройства органов пищева­рения и сердечно-сосудистой системы);

7) взаимодействие с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся по предупреждению заболева­ний и оздоровлению детей и подростков; медицинская профориентация;

8) обеспечение готовности и оказание при необходимости экстрен­ной медицинской помощи.

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях осуществляется с использованием следующих технологий работы:

• доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;

• комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактичес­кие врачебные осмотры обучающихся и воспитанников в декре­тированные сроки;

• анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявлен­ными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства;

• контроль за условиями обучения и воспитания;

• организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;

• контроль за работой пищеблока образовательного учреждения;

• контроль за организацией трудового обучения;

• контроль за организацией физического воспитания, в том числе медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;

• оздоровление учащихся с хроническими заболеваниями J10P- органов и верхних дыхательных путей;

• оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата;

• оздоровление детей с нарушениями зрения;

• оздоровление детей с невротическими расстройствами;

• оздоровление детей с функциональными нарушениями и хрони­ческими заболеваниями органов пищеварения и расстройствами обмена веществ;

• гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, про­ведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;

• индивидуальный подбор (совместно с психологом) профессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями учащихся и их состоянием здоровья;

• обучение персонала образовательных учреждений основам экс-тренной доврачебной помоши.

Отделение медико-социальной помощи выявляет факторы индивиду­ального и семейного медико-социального риска, осуществляет меди- ко-психологическую помощь, гигиеническое воспитание, правовую помощь.

При достижении подростками 18 лет они передаются из детских амбулаторно-поликлинических учреждений под наблюдение амбу- латорно-поликлинических учреждений общей сети. Передача детей подросткового возраста, состоящих на диспансерном учете, осущест­вляется очно, комиссионно. Амбулаторные карты здоровых подрост­ков передаются заочно.

Нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педа- гогические задачи комплексных профилактических медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Под комплексным профилактическим медицинским осмотром пони­мается осмотр детей, посещающих образовательное учреждение, педиат­ром и врачами-специалистами: хирургом/ортопедом, детским невроло­гом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), детским гинекологом или урологом-андроло- гом (подростков), а также проведение лабораторно-инструментально- го обследования, регламентированного Минздравсоцразвития России. Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения.

Каждый ребенок за период с 3 до 18 лет должен быть осмотрен вра- чами-специалистами при профилактических осмотрах 10 раз.

L Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья): осмотры должны проводиться:

• в 3 года (или при поступлении в ДОУ);

• за год до поступления в школу (в 5—6 лет);

• перед поступлением в школу (в 6—7 лет);

• в конце 1-го класса (в 7—8 лет);

• в конце 3-го класса (в 9—10 лет, препубертатный период);

• в 5-м классе (в 11-12 лет) при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода);

• в 7-м классе (в 13-14 лет) в связи с тем, что в этот период у боль­шинства девочек формируется менструальный цикл;

• в 9-м классе (в 15-16 лет) в период окончания основной школы;

• в 10-м классе (в 16—17 лет);

• в 11-м классе (в 17—18 лет).

Наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами, в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом—педиатром, работающим в образовательном учреждении.

Профилактические осмотры детей лучше всего организовать в каждом образовательном учреждении во 2-й половине учебного года, приблизительно в одно и тоже время.

Профилактические осмотры проводятся в 3 этапа и состоят в сле­дующем.

LОсмотр ребенка в возрасте 3лет и/или перед поступлением в ДОУ

1- й этан — доврачебный — проводится на основе программы скри­нинг-тестирования медицинской сестрой и включает: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрию (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала на яйиа глистов).

2- й этан — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирур­гом-ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, сто­матологом, логопедом).

3- i этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликли­ники или стационара).

Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического разви­тия, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, реко­мендации по режиму дня и питанию, дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

П.Осмотр за год до поступления в школу.

1-й этап — доврачебный — программа скрининг-тестирования осу­ществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.

В доврачебный этап включены: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения, возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям ди иамометри и веду щей ру к и); л аборатор- ное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест- полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).

2- й этап — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирур­гом / ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, сто­матологом, логопедом).

3- й этап — специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликли­ники или стационара).

Для определения функциональной готовности ребенка к началу подготовки к обучению в школе в осмотре участвуют педагог и пси­холог.

Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического раз­вития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психи- ческого развития, группу здоровья, рекомендации по дальнейшему режиму дня и питанию, наблюдению и лечению ребенка.

Наши рекомендации