Является перцептивная организация врожденной или приобретенной?
Гештальтисты, постулирующие изоморфизм, склонны приписывать все характеристики восприятия врожденным «полевым» свойствам центральной нервной системы. Бихевиористы, следуя некоему принципу экономии, пытаются найти во всех этих формах поведения признаки научения. Это составляет часть непрерывной и, вероятно, необходимой полемики между нативизмом и эмпиризмом. Однако, как это обычно случается, ответ постепенно оказывается компромиссным — определенные аспекты перцептивной организации врожденно детерминированы, другие являются продуктом жизненного опыта. Как можно исследовать эту проблему? Поскольку перцептивная организация развивается вместе с инструментальным поведением -- а в случае приматов может быть идет впереди него — и последнее приходится использовать в качестве показателя, возникает необходимость задержать перцептивное развитие в период, когда формируются другие способности. В случае животных это означает воспитание их от рождения в полной темноте (если мы желаем изучить зрительное восприятие); в отношении же людей мы должны положиться на случай — иногда с помощью операции возвращается зрение лицам, слепым от рождения.
Хебб (1949) дает наиболее полное описание фактов, имеющих отношение к этой проблеме, и читатель, желающий разрабатывать ее дальше, должен познакомиться с его книгой м цитируемыми в ней источниками (в особенности с обзором Зендена (1932) случаев возвращения зрения лицам, слепым от рождения, и исследованием Райзена .(1947) на шимпанзе, выращенных в темноте). Хебб приходит к выводу, что хотя некоторые свойства перцептивной организации врожденно детерминированы (особенно процессы выделения фигуры из фона), другие свойства, как это может быть показано, являются продуктом длительного периода научения. И как раз к этим последним формам организации он адресует свои нейрофизиологические гипотезы (образование клеточных ансамблей и пр.).
Литература
1 E hr e n s t e i n W.' Untersuchungen iiber Figur-Grund und Fragen.
«Z. PsychoU, 1930, il'17, 339—412. 2. Gottschaldt K. Uber den Einfluss der Erfahrung auf die
Wahrnehmung von Figuren. «Psychol. Forsch.», 1926, 8, 2&1—317.
3 Hebb D. O. The organization oi behavior. A neuropsychological theory. N. Y.: Wiley, 1949.
4 M i 'i e s W. R. Movement interpretations of the silhouette of a revolving! an. «Amer. J. Psychol.». 1931, 43, 392—405.
5. Richardson H. M. The growth of adaptive behavior in infants: an experimental study at seven age levels. «Genet. iPsychol. Mo-nogr.», i!93i2, 12, 195—369.
6. R i e s e n A. H. The development of visual perception in man and chimpanzee. Science, 11947, 106, 107—108.
7. R u b i n E. Synsop'ievede Figurer. Kobenhavn, '1916.
8 Schumann F. Beitrage zur Analyse der Gesichtswahrnehmun-
gen. «Z. Psychol.», 1900, 23,11—32; 24, ;1—33.
9. iS e n d e n M. Von Raum-und Gestaltauffassung bei operierte Blind-geborenen vor und nach der Operation. Leipzig: Earth, 19,32.
10 Wertheimer M. Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt. II «Psychol. Forsch.», :1923, 4, ,301—360.
11 W e v e r E G. Figure and Ground in the visual perception of form. ' «Amer. J. Psychol.», 19(27, 38', 194—226.
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА* Р. Липер (Резюме)
Вы можете видеть либо слегка повернутый профиль привлекательной молодой женщины, либо старую (когда Е. Г. Боринг опубликовал этот пример ленной картинки, он назвал ее «Жена или теща?»).
Рис. 46
должая рассматривать картину, вы сможете попеременно воспринимать каждую из этих фигур. Первой видят молодую женщину примерно 60% испытуемых, а ос-тальные 40% — старую ведьму.
Для того чтобы выявить влияние предшествующей установки на восприятие двусмысленной картины, Р. В. Липер [1] провел следующий эксперимент.
группам испытуемых предварительно предъяв-серия картин; для группы I в нее была включена фигура Б, для группы II — фигура В. Затем обеим группам показывался двусмысленный вариант (фигура Л), и испытуемых просили сказать, что они видят, установки на «молодую женщину» или на «старую му», созданной предшествующей экспозицией, было довольно убедительным: 100% испытуемых группы I видели в фигуре А молодую женщину и 95% испытуемых группы II видели старуху.
Вы можете на себе проделать подобный эксперимент. Посмотрите на фигуру Г, а затем на фигуру Д. Поскольку вы сначала видели пирата, у вас, вероятно, создалась соответствующая установка, и вы с большей вероятностью увидите этого пирата на фигуре Д.
А теперь мы хотим создать у вас другую установку. Посмотрите на фигуру Д и найдите в ней кролика.
Литература
1. Leeper R.W. 1935. A study of a Neglected Portion of the Field of Learning: The Development of Sensory Organization. “J. Genet Psychol.”, 46, 41 – 75.