ІІ — задняя часть гортани
Рисунок 3
Упражнение № 4 (письменно + рисунок перерисовать в тетрадь или вклеить ксерокопию). Определите, в каком положении находятся голосовые связки (рис. 4). Опишите (письменно) каждое из этих положений (NB! Определять и описывать необходимо те положения голосовых связок и пирамидальных хрящей, которые указаны в задании).
1 2 3 4 5 6
Рисунок 4
Упражнение № 5.Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова: яр, люк, сад, лён, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, альт, араб, шёл, порог. Какие новые слова у Вас получаются? Выполните фонетическую транскрипцию исходных и полученных слов и письменно охарактеризуйте каждый звук в составе вновь полученных слов (гласные и согласные) по всем признакам.
Например:
(1) яр [jар] — рай [раĭ]
яр [jар] — 2 буквы, 3 звука, один слог;
рай [раĭ] — 3 буквы, 3 звука, один слог
рай [раĭ]
[р] — согласный переднеязычный, альвеолярный; дрожащий; сонорный; веляризованный (твердый);
[а] — гласный среднего ряда, нижнего подъема, открытый, нелабиализованный (неогубленный), ударный;
[ĭ] — согласный среднеязычный, средненебный; щелинный, глайд; сонорный; мягкий (звук [ĭ], в отличие от [j], является неслоговым и реализуется в конце слова после согласного или в середине слова так же после согласного);
(2) люк [л’·ук] — куль [ку·л’]
люк [л’·ук] — 3 буквы, 3 звука, 1 слог;
куль [ку·л’] — 4 буквы, 3 звука, 1 слог
куль [ку·л’]
[к] — согласный заднеязычный, задненёбный; смычный, взрывной; шумный, глухой; веляризованный (твердый);
[у·] — гласный заднего ряда, верхнего подъема, закрытый, лабиализованный (огубленный), ударный;
[л’] — согласный переднеязычный, зубной; щелинный, боковой; сонорный; палатализованный (мягкий).
(3) туз [тус] — суд [сут]
туз [тус] — 3 буквы, 3 звука, 1 слог;
суд [сут] — 3 буквы, 3 звука, 1 слог
суд [сут]
[с] — согласный переднеязычный, зубной; щелинный, фрикативный; шумный, глухой, звонкий; веляризованный (твердый)
[у] — гласный заднего ряда, верхнего подъема, закрытый, лабиализованный (огубленный), ударный;
[т] — согласный переднеязычный, зубной; смычный, взрывной; шумный, глухой; веляризованный (твердый).
Упражнение № 6.Затранскрибируйте следующие слова, выпишите из них сонорные и шумные согласные. Для шумных согласных укажите, во-первых, какие глухие согласные соответствуют звонким согласным в русском языке, а во-вторых, определите, какие согласные не противопоставляются, т. е. не являются парными.
Елка, пять, яблоко, левый, рама, жизнь, счастье, работа, лестница, затхлый, фугасный, химикаты, человек, цирк, ясность, любовь.
Примечание. Используем нестрогую транскрипцию редуцированных гласных звуков.
Схема выполнения
Слово | Транскрипция | Сонорные | Шумные | |||
парные | непарные | |||||
звонкие | глухие | звонкие | глухие | |||
елка | [j·óлка] | [j] [л] | [г] | [к] | ||
хлеб | [хл`еп] | [л`] | [б] | [п] | – | [х] |
яблоко | [j·áблако] | [j] [л] | [б] | [п] | ||
[г] | [к] | |||||
цирк | [цырк] | [р] | [г] | [к] | — | [ц] |
Примечание. Используем нестрогую транскрипцию редуцированных гласных звуков.
Упражнение № 7.Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки (NB! Звук должен одновременно соответствовать всем предложенным признакам):
I. 1) согл. губно-зубной; щелинный, фрикативный; шумный, звонкий; палатализованный (мягкий);
2) согл. среднеязычный, средненебный; щелинный, глайд; сонорный; мягкий;
3) гласный заднего ряда, верхнего подъема, закрытый, лабиализованный, ударный;
4) согл. заднеязычный, задненёбный; смычный, взрывной; шумный, звонкий; веляризованный (твердый);
5) гласный среднего ряда, нижнего подъема, открытый, нелабиализованный, безударный.
II. 1) согл. переднеязычный, альвеолярный; щелинный, фрикативный; шумный, звонкий; веляризованный (твердый);
2) гласный среднего ряда, верхнего подъема, закрытый, нелабиализованный, ударный;
3) согл. переднеязычный, зубной; щелинный, фрикативный; шумный, звонкий; палатализованный (мягкий);
4) согл. переднеязычный, зубной; смычный, носовой; сонорый;; палатализованный (мягкий).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вендина, Т. И. Введение в языкознание [Текст] : учеб. пособ. для пед. вузов / Т. И. Вендина. — М. : Высш. шк., 2003. — С. 68—75.
2. Гируцкий, А. А. Введение в языкознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Гируцкий. — Минск : Изд-во «ТетраСистемс», 2001. — C. 46—52.
3. Кочергина, В. А. Введение в языкознание [Текст] : учеб. пособ. для вузов / В. А. Кочергина. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2006. — С. 17—44.
4. Немченко, В. Н. Введение в языкознание [Текст] : учебник для вузов / В. Н. Немченко. — М. : Дрофа, 2008. — С. 106—110, С. 127—139.
5. Реформатский, А. А. Ведение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский ; под. ред. В. А. Виноградова. — 5-е изд., испр. — М. : Аспект Пресс, 1996. — С. 161—190.
6. Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику [Текст] : учеб. пособ. для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / А. Я. Шайкевич. — М. : Изд. центр «Академия», 2005. — С. 15—30.
7. Электронный вариант лекций «Классификация гласных звуков» и «Классификация согласных звуков».