Род каланов - Enhydra Fleming, 1822
В роде единственный вид: калан, или морская выдра, - E. lutris L., 1758. Размеры средние и крупные (рис. ). Длина тела 100-150 см, длина хвоста 30-36 см, масса до 36-42 кг. Общий облик весьма своеобразен. Туловище вытянутое, цилиндрической формы, довольно массивное. Шея толстая толще головы, короткая. Зверь выглядит неуклюжим и тяжелым. Это впечатление создается частью и от очень пышного, хотя и не очень высокого меха и от того, что кожа прилегает к телу очень свободно - туловище как бы в мешке.
Голова округлая, с многочисленными длинными вибриссами и небольшими глазами, которые ориентированы, как у наземных млекопитающих, вбок, что связано с особенностями его питания – собирать придонных беспозвоночных. Ушные раковины малы (напоминают наружное ухо тюленей), слуховое отверстие щелевидное, может замыкаться (при погружении в воду), ноздри щелевидные, замыкающиеся, глаза небольшие.
Конечности сильно укороченные, причем задние отставлены далеко назад. Стопа превратилась в ласт, все ее пальцы одеты общим кожным покровом; 5-й палец наиболее длинный, а 1-й - самый короткий. Ласт с верхней и с нижней поверхности покрыт густыми волосами. Очень короткая передняя конечность не имеет расчлененных пальцев. На ее подошве расположены своеобразные кожные подушки, являющиеся приспособлением к захватыванию колючих морских ежей. Подушки не покрыты волосами. Когти на конечностях очень небольшие.
Хвост относительно короткий, несколько уплощенный в дорзо-вентральном направлении, покрыт короткими густыми волосами. Волосяной покров по всему телу почти одинаково не очень высокий, но необычайно густой и мягкий, с сильно развитыми пуховыми волосами. На 1 см2 кожи спины взрослого калана насчитывается около 36 тыс. волос, на брюшной стороне - 50 тыс. Длина пуховых волос на тех же частях тела около 25 и 22 мм. Изменения в густоте и высоте меха по сезонам года невелики. Мех почти не смачивается; это очень важно для калана, поскольку он не имеет хорошо развитого подкожного слоя жира, предохраняющего организм от переохлаждения.
Общая окраска его темно-бурая (индивидуальные вариации от рыжего до почти черного), морда буровато-серая, голова почти белая. Нижняя поверхность тела намного светлее спины. Сезонной изменчивости в окраске и густоте меха почти нет. У старых особей на волосах развивается серебристый налет – калан «седеет».
В отличие от всех прочих куньих у калана нет анальных желез в связи с утратой их основного назначения – маркировки участка обитания зверя.
Линька происходит постепенно на протяжении всего года с интенсификацией в апреле - июле. Сосков функционирует одна пара; иногда спереди от них имеется еще одна пара рудиментарных.
Зубная формула: i -3/2 с -1/1 р - 3/3 m -1/2 =32.
Своеобразно отсутствие нижнего первого резца. Хищнические зубы не развиты. Жевательные поверхности щечных зубов почти плоские, с закругленными вершинами - они приспособлены к перетиранию пищи.
Своеобразен слабо дифференцированный очень длинный кишечник, превышающий примерно в 10 раз длину тела животного, и очень большой желудок.
Легкие относительно крупные, в связи с этим диафрагма косо поставлена и прикрепляется по спинной стороне назад дальше, чем на брюшной (признак настоящих водных животных). Семенники располагаются под кожей. Диплоидное число хромосом 38.
Ареал.Современное распространение морской выдры ограничено северной частью Тихого океана. В России она обитает у берегов Командорских о-вов (главным образом у о.Медного), на южном побережье Камчатки, на о-вах Парамушире и Урупе, а мелкие группы и одиночки встречаются почти на всех о-вах Курильской гряды (карта 43).
За пределами российских вод калан живет на Алеутских о-вах, на западном побережье Северной Америки от п-ова Аляски до Авила, на южной оконечности п-ва Калифорния.В пределах России можно различать две расы:
1. Командорский бобр, или калан, - Е. l. lutris Linnaeus, 1758.
Окраска меха относительно светлая, со значительным развитием седины и довольно длинной остью (по середине спины в среднем около 30 мм). Череп довольно крупный, умеренно широкий (Командорские острова. Вне России - Алеутские и Прибыловы острова и побережья Америки от северных мест обитания на юг до острова Ванкувер включительно).
2. Курильский бобр, или калан, - E. l. gracilis Beshtein, 1799.
Мех относительно темный со слабым развитием седины и относительно короткой остью (на середине спины в среднем около 25 мм). Череп несколько меньше, более широкий, чем у номинальной формы, и несколько уплощенный (Курильские острова, Камчатка, в прошлом Южный Сахалин. Вне России - в прошлом Хоккайдо).
Местообитание морской выдры приурочено к берегам, изрезанным неглубокими бухтами с рифами, надводными и подводными камнями с зарослями «морской капусты» и других гигантских бурых водорослей, с обилием крупных донных беспозвоночных животных. В бухтах звери защищены от ветров, сильного действия прибоя и в некоторой мере от врагов; на рифах и надводных камнях, а также среди зарослей водорослей, где волнение слабее, они отдыхают.
При образовании ледяного припая на отдельных участках и при появлении плавучих льдов каланы не уходят из данного района; сложные ледовые условия вызывают их миграцию.
Калан по строению и типу адаптации - зверь не только литорали, но и пелагиали, приспособленный к обитанию в условиях климата северной части Тихого океана. Это климат морской, с мягкой зимой и прохладным летом, для которого характерны туманы, частые мелкие дожди и весьма изменчивые, а временами, особенно зимой, очень сильные ветры. Эти ветры, и особенно штормы, очень неблагоприятны для каланов. Положительным фактором, особенно летом, оказывается небольшая разница между температурой воздуха и верхних слоев воды.
Запаздывание периода наибольшего охлаждения на глубине 20 м и более имеет большое значение в экологии морских животных, служащих пищей калану. В опытах акклиматизации на Мурманском побережье каланы несколько страдали от летнего зноя и комаров.
Участок обитания и перемещения.У калана выражена привязанность к обжитому участку, однако в его границах обитание зверей не приурочено к одному месту. Наблюдениями за приметными особями установлено частое перемещение животных вдоль берега. Почти вся их жизнь проходит в прибрежной полосе шириной 2-5 км, где глубина моря не превышает 20 м, эти звери добывают пищу со дна, но не способны глубоко нырять.
На прибрежной полосе морские выдры периодически собираются то в больших, то в меньших количествах; одна из причин этого явления - сильные ветры. Учет каланов в одной из бухт о-ва Медного дал следующие результаты: при полном штиле замечено от 1 до 5 зверей, при ветре силой в 6 баллов - от 37 до 48 и при семибалльном ветре - до 70 особей. В тихую погоду, что чаще бывает летом, звери уходят от берегов в море нередко на расстояние нескольких десятков километров.
Миграции на большое расстояние не свойственны виду, но случаи массового переселения под влиянием неблагоприятных факторов известны.
Причинами местных перегруппировоккаланов бывает появление касаток (обычно приводящее каланов в паническое бегство), деятельность человека и истощение основных кормов Так было в 1938 г., когда на острове Медном вследствие какой-то эпизоотии почти полностью вымерли морские ежи (Барабаш-Никифоров, 1947).
Среди каланов Курильской гряды различают местных, постоянно находящихся в одних и тех же местах, и проходных - мигрирующих.
С мест зимовок у островов Итуруп и Уруп постепенно перемещается на север в места весеннего пребывания на средних островах гряды (Броутон, Онекотан), где звери держатся в марте-апреле. Затем они двигаются дальше на летовку (май - октябрь) к северным островам Парамушир, Шумигу, Аланд, а может быть, и до побережья Камчатки.
Осенью имеет место обратная миграция, к югу. Откочевка осенью каланов с северных островов гряды связана с понижением температуры воды до -1,8°С, что вызывает перемещение донной фауны на более глубокие места, усложняя добывание пищи. Другой причиной следует считать появление льдов, мешающих передвижению и добыванию пищи. В конце января похолодание воды до -1,8° С и появление льдов оттесняет каланов от берегов острова Итуруп, а в марте и от берегов Урупа. Прибрежные воды средних островов остаются свободными от льда и в марте - апреле.
Во время миграции каланы плывут парами и в одиночку с промежутками в 10-15 мин. Во время миграции все звери уверенно придерживаются определенного направления, не останавливаясь и не обращая внимания на местных каланов. Иногда, впрочем, бывают случаи, когда отдельные особи (может быть, молодые) сбиваются со своего пути и возвращаются.
Поведение.Движения зверя на суше неуверенны, относительно медленны и неуклюжи; сидя или передвигаясь, он обычно сильно выгибает спину. При опасности передвигается прыжками.
В семействе куньих калан наиболее приспособлен к водному образу жизни. В воде он очень ловок, подвижен и гибок. Значительную часть времени каланы проводят в воде. В поисках корма он движется со скоростью 5-6 км/час, а максимальная его скорость равна 12-16 км/час. Добычу со дна и плавающих рыб хватает зубами и передними лапами и прижимает к груди. Вынырнув, ложится с ней на спину и в таком положении ест. Эта поза для кормящегося и отдыхающего зверя очень характерна. После принятия пищи калан смывает с себя ее остатки, вращаясь вокруг своей оси. Отдохнув, каланы резвятся, играют друг с другом и кувыркаются в воде.
Прослойка воздуха в волосяном покрове обеспечивает исключительную плавучесть животных. Во время шторма и ураганного ветра обычно они лежат на суше, но иногда и в штормовую погоду жируют. Калан прекрасно плавает и ныряет, под водой может пробыть до 5 мин.
Морская выдра - животное стадное. Иногда в стаде насчитывается несколько сотен голов, но состав его непостоянен, оно может распадаться на отдельные группы, а последние легко соединяются одна с другой. Встречаются одиночные звери.
Активность. Калан ведет дневной образ жизни. Ночью спит на выступающих из воды камнях или на берегу, зимой иногда на участках, покрытых снегом; лёжка бывает расположена вблизи воды в углублении или за камнями. Летом в тихую погоду звери нередко ночуют в зарослях морской капусты.
Кормится калан несколько раз в течение суток. Насытившись, он чистится, иногда резвится, а потом отдыхает на воде, лежа на спине. В открытом море близ берегов каланы могут кормиться даже при ветре силой 6-7 баллов.
Для каланов характерно миролюбие и уживчивость между собой, драки - явление редкое. Они доверчивы по отношению к человеку и быстро привыкают к условиям неволи. Сравнительно молчаливы; набор звуковых сигналов ограничен. Зверь, застигнутый на берегу или только что пойманный, шипит или тихо рычит. В неволе при голоде или при половом возбуждении кричит. Молодые издают резкий призывный крик.
Питание.Состав пищи морской выдры относительно однообразен. Она питается в основном водными беспозвоночными животными, из них повсеместно главное значение имеют морские ежи.
В летнем кормовом рационе возрастает значение рыб и крабов (5-15% встреч), а в зимнем - морских ежей и моллюсков, в сумме составляющие 72-80% встреч. Установлено поедание осьминогов, хитонов, морских звезд, офиур. Водоросли каланы, видимо, заглатывают случайно вместе с кормовыми животными, а возможно, они имеют глистогонное действие.
Пищу калан добывает обычно с небольших глубин сублиторали. Захватив со дна несколько ежей или других животных, калан ложится на поверхность воды вверх брюхом и начинает есть добычу. Передними лапами обминает колючки, проламывает панцырь морского ежа, а затем высасывает или вылизывает языком внутренние мягкие части. Раковины моллюсков дробит сильными зубами. Пока зверь ест одного ежа или моллюска, остальные сохраняются на груди в складках кожи.
Здоровый зверь не ест на суше. При содержании в неволе в пище неразборчивы, едят даже хлеб. Съедает в сутки около 10 кг рыбы (без голов, костей, кожи и внутренностей) или 35 кг морских ежей (масса с панцирем). В питьевой воде, очевидно, не нуждается, получая достаточное количество влаги с пищей, но отмечено поедание снега (Мараков, 1972).
Размножение. Половозрелости каланы достигают в возрасте 2-3 лет. Самки начинают размножаться на третьем году жизни.
Определенной сезонности в размножении каланов нет. Брачные игры, спаривание и новорожденных детенышей наблюдали в разное время года. Течка у большей части половозрелых особей, например, медновской популяции протекает в период с мая по октябрь.
Спаривание происходит в воде, а щенение - на берегу или на надводных камнях. Беременность продолжается не менее 8-9 месяцев, не исключена возможность наличия латентной стадии в развитии эмбрионов, как у большинства видов куньих.
Самка приносит одного и очень редко двух детенышей, они появляются на свет вполне развитыми, хорошо опушенными, зрячими, с 26 молочными зубами; размер новорожденного около 50 см, масса 1,5 кг. Первые дни после рождения они мало активны и лежат на берегу.
У самки сильно развит материнский инстинкт. Она проявляет большую заботу о своем потомстве и даже принимает на себя кормление и воспитание чужих детенышей.
Вскоре после родов самка начинает уходить в воду, держа детеныша в зубах; во время плавания на спине она держит его на груди. При добывании корма оставляет щенка на берегу, надводном камне или на поверхности воды, в это время он обычно лежит спокойно, брюшком вверх. При опасности самка ныряет вместе с детенышем. Молодые в возрасте примерно двух недель начинают плавать, кормятся молоком матери 1,5-2 месяца, остаются при ней не менее 6 месяцев. Нередко вместе с самкой держится и кошлак.
Ювенильный (детский) мех сменяется на постоянный в возрасте около 6-7 месяцев. К этому же времени заканчивается смена молочных резцов и первых ложнокоренных на постоянные. Затем начинается смена вторых и третьих ложнокоренных и прорезываются коренные зубы. Всего зубов уже 32. Вес тела такого «кошлака» достигает 9-11 кг, длина тела 1,10-1,15 м. К году живой вес достигает 17-19 кг при длине тела 1,25-1,35 м. Смена ложнокоренных зубов заканчивается.
Предельный возраст калана не установлен, известен случай добычи зверя в возрасте 12 лет.
Смена волосяного покрова протекает раз в году, постепенно. Наиболее интенсивный ход линьки отмечен в весенне-летние месяцы.
Враги, болезни, конкуренты.К потенциальным врагам калана относят косатку, сивуча и ларгу. Два последние вида, как и морской котик, могут быть конкурентами по местам отдыха и по питанию.
У калана обнаружено несколько видов гельминтов и в том числе скребни (по несколько тысяч червей у одной особи), их патогенное значение не установлено. У павших животных обнаружены признаки разных заболеваний, природа которых не изучена.
На благополучие популяций вида вредно отражается загрязнение прибрежных вод нефтепродуктами, оно распугивает зверей и служит причиной их гибели в результате нарушения теплоизоляционных свойств меха.
Из стихийных бедствий опасны цунами, от них погибают каланы и кормовые животные литорали - сидячие и малоподвижные беспозвоночные. Неблагоприятно сказывается и скопление льдов в местах сосредоточения калана.
Этот зверь легко уживается в соседстве с человеком, если деятельность последнего не сказывается отрицательно на условиях его существования.
Мех морской выдры, отличающийся высокими товарными качествами, красивый, теплый, очень прочный и принадлежит к наиболее ценным. Рост спроса и цен на шкурки в XVIII столетии, нерегулируемый промысел и низкая плодовитость вида обусловили быстрое падение его численности и сокращение ареала. К моменту полного запрета охоты, объявленного в 1924 г., здесь едва ли сохранилось более 300 особей.
За последние годы в связи с полным запретом охоты и хорошей организацией охраны в российских водах наблюдается увеличение стада. Калан начал заселять давно пустующие пригодные участки побережья, островов и Камчатки. К 1972 г. мировая численность достигла 50 тыс. голов, в т.ч. около 10 тыс. в СССР и 40 тыс. в США (Мак-Кланг, 1974).
В 1937 г. произведен опыт акклиматизации калана на Мурманском побережье. В связи с неудовлетворительной организацией перевозки сохранилось лишь два самца. Незамерзающая прибрежная зона Кольского п-ова, обладающая огромными запасами беспозвоночных животных, в том числе морского ежа, благоприятна для обитания калана.
В 1969-1970 гг. 25 каланов переселили с о-ва Медного на о-в Беринга, через некоторое время сюда они проникли и самостоятельно.
Общее современное поголовье каланов можно определить в 50-60 тыс. голов. Очевидно, гибель этому виду, как казалось недавно, уже не грозит. Спасение морского бобра - один из самых замечательных примеров из области охраны природы.
Полевые признаки.Калана невозможно спутать с совместно обитающими с ним сивучами, морскими котиками и безухими тюленями по повадке плавать на спине в прибрежных зарослях водорослей. Отличает его и характерная сгорбленная поза при передвижении по суше.