Нейронная организация нервной системы
прошлых активных действий и о сопутствующих им эмоциях.
Как ориентация, так и пространственная память, связаны с деятельностью распределенных систем, включающих множество корковых (а также подкорковых) областей.
Изменение обстановки, реагирование на возникающие помехи оказывает соответствующее влияние на выполнение моторной программы.
При наличии возможности принятия решения при неоднозначной ситуации происходит выбор из набора имеющихся двигательных программ, либо изменение имеющейся.
Системная организация оказывается связанной с выбором предпочитаемых исполнительных механизмов, обеспечивающих возможность разных стратегий поведения при наличии одной и той же цели или в различных ситуациях. Из этого следует, что при наличии какой-либо уже встречающейся ранее цели или постоянной цели возможна активация не единственной программы, а выбор одной из нескольких имеющихся, но неактивированных программ.
Процесс изменения моторных программ, а затем хранения этих изменений в памяти связан со структурными изменениями на клеточном уровне. Нейронявляется структурной единицей нервной системы. Он является клеткой подобно всем другим клеткам тела; однако определенные существенные отличия позволяют ему выполнять функции переработки информации и функции связи внутри мозга.
Как известно, нейрон состоит из трех частей: тела клетки, дендритов и аксона, каждая часть со своими, но взаимосвязанными функциями.
Функционально дендриты получают сигналы от других клеток через контакты, называемые синапсами. Отсюда сигналы проходят в тело клетки, где они суммируются с другими такими же сигна-
Рис. 10
Нейрон и схема
синаптических
соединений 1 -
аксоношипиковый
синапс; 2 -
аксосо магический
синапс;
3 - синаптические
муфты и
сериальные
синапсы,
а - аксон;
д - дендрит;
ш - шипик
лами. Если суммарный сигнал в течение короткого промежутка времени является достаточно большим, клетка возбуждается, вырабатывая в аксоне импульс, который передается на следующие клетки. Несмотря на очевидное упрощение, эта схема функционирования объясняет большинство известных процессов мозга.
Большинство этих процессов происходит в теле клетки, где изменение химических факторов приводит к большим изменениям сложных молекул. Кроме того, тело клетки управляет расходом энергии нейрона и регулирует множество других клеточных процессов.
Дендриты.Большинство входных сигналов от других нейронов попадают в клетку через дендриты, представляющие собой густо ветвящуюся
структуру, исходящую от тела клетки. На дендри-тах располагаются синаптические соединения, которые получают сигналы от других аксонов.
Синаптические контактыпредставляют собой узкое пространство, называемое синаптической щелью, отделяющее дендрит от передающего аксона. Специальные химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, улавливаются специальными рецепторами на дендрите и внедряются в тело клетки. Тело клетки суммирует сигналы, полученные от дендритов и, если их результирующий сигнал выше порогового значения, вырабатывается импульс, проходящий по аксону к другим нейронам.
Синаптическая связь,завершающая ветвь аксона, представляет собой маленькие утолщения, содержащие сферические структуры, называемые синаптическими пузырьками, каждый из которых содержит большое количество нейротрансмиттер-ных молекул. Когда нервный импульс приходит в аксон, некоторые из этих пузырьков высвобождают свое содержимое в синаптическую щель, тем самым инициализируя процесс взаимодействия нейронов.
Аксон.Аксон может быть как коротким (0,1 мм), так и превышать длину 1 м, распространяясь в другую часть тела человека. На конце аксон имеет множество ветвей, каждая из которых завершается синапсом, откуда сигнал передается в другие нейроны через дендриты, а в некоторых случаях — прямо в тело клетки. Таким образом, всего один нейрон может генерировать импульс, который возбуждает или затормаживает сотни или тысячи других нейронов, каждый из которых, в свою очередь, через свои дендриты может воздействовать на сотни или тысячи других нейронов. Такая высокая степень связанности, а не функциональная сложность самого нейрона, обеспечивает нейрону его вычислительную мощность.
Рис.11
Молекулярный
каскад памяти.
Кривые
схематически
показывают
последовательность
молекулярных
изменений
Что нужно измерить, чтобы отличить нейрон, изменившийся после обучения?
Поверхность всех дендритов, отходящих от тела клетки, покрыта синапсами. Одни синапсы размещаются прямо на самих дендритах, другие — на крошечных шипиках, отходящих от их поверхности.
Перестройка синаптических связей между нейронами в соответствии с гипотезой Хебба может быть связана с изменением длины дендритов, характера их ветвления или количества шипиков.
Расчеты биофизиков показали, что от синапсов, расположенных на шипиках, электрическая реакция распространяется эффективнее, чем от
Очень кратковременная |
Долговременная память |
Кратковременная
Время, ч |
память
синапсов на самих дендритах, а также в отдельных шипиках, зависит от их формы. Характер межнейронных связей может изменяться не только при увеличении или уменьшении каждого отдельного синапса, есть веские основания полагать, что форма и характер ветвления дендритов имеют важное значение и могут изменяться под воздействием обучения или других форм приобретения опыта.
Процесс изменения моторных программ, а затем хранения этих изменений в памяти связан со структурными изменениями на клеточном уровне. При начале работы любой моторной программы запускается каскад биохимических реакций.
Предположения, высказанные Хеббом, став
шие теперь классическими, говорят о том, что: лю
бые психические функции, будь то память, эмоции
или мышление, должны быть обусловлены деятель
ностью нейронных ансамблей. Нервные клетки в
таких ансамблях объединены в специфические се
ти. По мнению Хебба, при возбуждении нейрона
его синаптические связи становятся более эффек
тивными. Это может быть связано с кратковремен
ным повышением возбудимости (кратковременная
память) или же стойкими структурными изменени
ями в синапсах (долговременная память).
СледствияИз вышеприведенной теоретической инфор-
теориимации следует ряд следствий.
нейронной— Изменение моторных программ всегда
организациидолжно учитывать наличие и особенности ранее
нервнойприобретенных, имеющихся у конкретного чело-
системывека, моторных программ. В процессе тренировки
движения усложняются, видоизменяются. В ходе процесса обучения более сложным движениям происходит формирование новой моторной программы на основе старой. В ходе этого процесса в новую программу включаются целиком или частично уже имеющиеся у человека одна или несколько моторных программ. Поэтому необходимо с самых первых занятий знать структуру и
функциональные связи движений и двигательных действий.
— Для каждого уровня занимающегося критерии оценки технического мастерства являются строго определенными и строятся на особенностях взаимосвязи уровня физической подготовленности и степенью освоения используемых движения, присущих данному временному отрезку. То есть для адекватной работы моторной программы при выполнении двигательного действия должна иметься определенная соразмерность между соответствующими показателями, определяющим успешность выполнения моторной программы. Отрицательное влияние на качество выполнения двигательного действия оказывает не только отсутствие должного уровня физической подготовленности, но и его несоразмерное увеличение. Принцип соответствия определяет необходимый и достаточный уровень развития физических данных занимающегося для качественного совершенствования предлагаемых ему инструктором к освоению движений.
— Выполнение моторных программ требует ус
ловий, которые заключаются в соответствии и до
статочности уровня физической подготовленно
сти тем требованиям, которые необходимы мотор
ной программе для полноценной ее реализации.
Следовательно, необходимым условием в процес
се усложнения моторной программы, приводя
щим к спланированным изменениям, является
опережающее изменение уровня физической под
готовленности занимающегося.
— Перестройка моторных программ происхо
дит за счет структурных изменений в нейронных
сетях коры головного мозга. Соответственно тре
буется время на осуществление этих процессов.
Это в свою очередь определяет объем повторений
того или иного тренировочного упражнения, а
также порядок их использования на протяжение
определенного временного отрезка.
Рис. 12 Кривые обучения
Основные
Дидактические
Алгоритмы при
Обучении
Двигательным
Действиям
— В каждом двигательном действии можно определить базовые (основные) движения или их составляющие. Они составляют тот минимальный набор, который собственно и определяет данное двигательное действие.
Количество повторений
— Тренирующее (обучающее) воздействие любого упражнения (комплекса упражнений), направленного на изменение моторной программы должно изменяться в соответствии с кривой обучения (рис. 12), что может служить тестирующим моментом определения уровня сложности предлагаемого упражнения или степени его усвоения.
Совершенствование техники движений безгранично. В нем можно выделить два этапа:
а) повышение эффективности технических
действий;
б) стабилизация нового уровня выполнения
движения.
Затем весь этот процесс повторяется на качественно новой ступени.
Можно выделить основные дидактические алгоритмы, которыъ могут использоваться при обучении различным двигательным действиям.
На рис. 13 представлены типичные кривые обучения, полученные с использованием различных дидактических алгоритмов.
Рис. 13 Основные дидактические алгоритмы
Количество повторений
1. В первом дидактическом алгоритме возмож
но воздействовать на разучиваемое движение
спортсмена целостно; контроль за выполнением
двигательного действия осуществляется также по
нескольким параметрам или целостно.
2. Возможным вариантом обучения техники является использование только одного параметра техники. После момента, когда дальнейшее обучение невозможно, проводится обучение с использованием второго параметра; контроль за выполнением двигательного действия осуществляется по нескольким параметрам или целостно, т.е. осуществляется последовательное приближение к задуманному через параллельное освоение многочисленных упрощенных упражнений.
3. Очевидно предположить, что существует возможность воздействия на моторную программу человека, имея только один управляющий и контролируемый показатель техники. Также как и в предыдущем примере, после невозможности проводить обучение дальнейший процесс осуществляется посредством другого показателя. В определенных ситуациях этот алгоритм можно рассматривать как частный случай второго.
4. Встречается в практике и такой вариант, когда обучение проводится при введении поправок
по ходу обучения, ориентируясь на промежуточные оценки параметров техники. Другими словами это соответствует принципу "сделай как можешь" - будем исправлять наиболее крупную, грубую ошибку ", т.е. это есть метод проб, ошибок и случайного успеха.
Очевидно, что в чистом виде приведенные алгоритмы обучения в практике почти не встречаются, их сочетание дает могучий спектр для выбора наиболее подходящего в конкретной ситуации. Другим очевидным моментом является то, что выбор применяемого алгоритма будет определяться сложностью движения; требованиями, которые предъявляются к выполнению движения, т.е. ситуация применения и т.п. Расчет количественной оценки времени обучения каждого движения для различных видов алгоритмов и их сочетаний будет различным, но поддающимся относительно точному расчету, а, следовательно, и выбора наиболее оптимального.
Рекомендации В ходе проведения занятий инструктору следу-
при обучении ет учитывать следующее:
движениям — поставив цель, разучить новое движение или
совершенствовать технику старого, необходимо соотнести уровень физической подготовленности занимающихся и способствовать исключению риска получения ими травмы;
- до начала обучения следует определить, как
лучше обучать данному движению — как единому
целому или по частям;
—демонстрация и устные рекомендации должны максимально соответствовать тому, чего инструктор хочет добиться от учеников;
—при освоении нового движения, продемонстрировав его выполнение, можно предложить занимающимся представить его мысленно, в голове, а потом приступить к реальному выполнению;
- варьировать темп и скорость. Выполнив уп
ражнение несколько раз в два раза медленнее,
Механизмы энергообеспечения
лишь затем приступать его выполнению с нормальной скоростью;
—давать устные и/или визуальные подсказки для выполнения тех элементов движения, от которых в большей степени зависит его успех;
—не давать более 5-7 подсказок для каждого осваиваемого движения — любая лишняя информация будет забыта или не будет воспринята;
—указывать занимающимся на схожесть разучиваемых движений (или их частей) с теми, которыми они уже владеют, но, возможно, сами этой связи не замечают.
2.2.1.5. Энергетическое и пластическое обеспечение аэробных упражнений
Основная суть аэробной части занятия заключается в достаточно длительном повторении базовых и других видов движений, их блоков и комбинаций, которое и вызывает основные тренировочные эффекты аэробной тренировки.
Для осмысленного планирования тренировочного процесса и управления деятельностью занимающихся на занятии, целью которых является получение тренировочных эффектов, лежащих в основе улучшения физического состояния занимающихся и их здоровья в целом, необходимо понимать суть происходящих в организме процессов при выполнении аэробных физических упражнений.
Все тренировочные эффекты, получаемые под воздействием нагрузки аэробной части класса, связаны с необходимостью компенсировать расход энергии, которая тратится при каждом взаимодействии актино-миозиновых мостиков в мио-филаментах мышечных волокон для генерации напряжения и сокращения мышц. Поэтому понимание механизмов энергообеспечения при выполнении аэробных упражнений с различной интен-
сивностью совершенно необходимо специалисту но оздоровительной аэробике.
Как известно из курса биохимии и физиологии, непосредственным источником энергии в любой клетке организма являются молекулы АТФ, которые распадаются с выделением энергии. Следовательно, жизнедеятельность клетки предполагает непрерывное пополнение запасов АТФ в ходе биохимических реакций. В этих реакциях распадаются вещества, в химических связях которых суммарно имеются большие, чем в АТФ, запасы энергии.
Внутри мышечного волокна основными ис
точниками пополнения (ресинтеза) АТФ являют
ся четыре биохимические реакции. Эти реакции
различаются по мощности (скорости) выработки
энергии и емкости (количеству энергии, которое
можно получить за их счет):
Креатинфосфатн 1) реакция распада креатинфосфата (КрФ) с об-
ая реакция разованием АТФ. Эта реакция происходит во вну-
триклеточном пространстве непосредственно около мест использования АТФ - у миофиламен-тов, около мембран саркоплазматического рети-кулума и т.д. КрФ, в свою очередь, немедленно ре-синтезируется (восстанавливается), получая энергию из других источников внутри клетки.
Эта реакция самая мощная, но она обладает
ограниченной емкостью. При максимальной ин
тенсивности работы ее энергии хватило бы на 4-6
секунд.
Аэробный 2) реакция безкислородного распада гликогена
гликолиз (углевода) — анаэробный гликолиз. Эта реакция
так же проходит во внутриклеточном пространстве и не привязана к какой-либо органелле клетки. Мощность выработки энергии в анаэробном гликолизе ниже, чем в предыдущей реакции, однако емкость существенно выше.
Первые две реакций не требуют для своего осуществления кислорода. Поэтому их называют анаэробными (безкислородными).