VII.Психофизиология памяти и научения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Иркутский государственный технический
Университет
Факультет права, социологии и СМИ
Кафедра психологии
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Программа и методические указания по выполнению
Контрольной работы для студентов специальности «Психология»
Заочной формы обучения
Печатается по решению учебно-методического Совета ИрГТУ.
Программа курса и методические указания по выполнению контрольных работ составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО. Предназначены для студентов специальности «Психология» заочной формы обучения.
Составитель: канд. биол. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ Е.И. Финогенко.
Рецензент: канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ Е.А. Семенова.
Иркутский государственный технический университет
664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Введение
Изучение учебной дисциплины «Психофизиология» является важным этапом подготовки студентов-психологов, обусловленным необходимостью объяснения психических функций с позиций физиологических закономерностей. Целью курса «Психофизиология» является ознакомление студентов с физиологическими основами психической деятельности и поведения человека.
Изучение этой дисциплины предполагает наличие у студентов базовых знаний по анатомии и физиологии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем.
Задания для контрольных работ по дисциплине «Психофизиология» служат следующим целям: определить глубину усвоения знаний, выявить сформированность умений вести библиографический поиск, работать с учебной и дополнительной литературой, анализировать, систематизировать и выделять существенное в изучаемом материале, составлять план, выстраивать последовательность изложения материала, раскрывать изучаемую тему.
Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения по освоению данного курса решает следующие задачи:
· развитие творческих способностей, познавательной активности;
· формирование умений самостоятельной работы с литературой;
· развитие умений применять различные способы обработки учебной информации: составление схем, таблиц, конспектов;
· формирование потребности в саморазвитии, привычки к систематическому интеллектуальному труду.
В ходе изучения дисциплины студентам необходимо усвоить принципы переработки информации в ЦНС, психофизиологию сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психофизиологию ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; методы психофизиологического исследования.
Содержание разделов дисциплины
I. Введение
Предмет, задачи и методы психофизиологии. Проблема соотношения мозга и психики. Системные основы психофизиологии. Функциональная система как физиологическая основа поведения. Методы исследования психофизиологических процессов.
II. Психофизиология сенсорных систем
Основные этапы переработки сенсорной информации: прием, кодирование, передача и декодирование. Центральная организация сенсорных областей мозга. Формирование субъективного образа; теории, модели, механизмы.
III.Психофизиология ориентировочно-исследовательской
Деятельности
Ориентировочный рефлекс. Нервная модель стимула.Нейронные корреляты ориентировочного рефлекса, нейроны новизны и тождества.Ориентировочно-исследовательское поведение.
IV. Психофизиология функциональных состояний
Понятие о функциональном состоянии. Разные подходы к определению ФС. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Методы диагностики функциональных состояний. Психофизиология сна. Физиологические особенности сна. Психофизиология стресса. Общий адаптационный синдром. Психоэмоциональный стресс, индивидуальные различия стрессоустойчивости. Основы психической саморегуляции Боль и ее физиологические механизмы. Обратная связь в регуляции функциональных состояний.
V. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
Потребности, их классификация.Психофизиологические механизмывозникновения потребностей.Мотивация как фактор организации поведения.Психофизиология эмоций.Морфофункциональный субстрат эмоций. Эмоции и межполушарная симметрия. Вегетативная нервная система, ее место в системе механизмов эмоций. Биохимическая специфика центральных механизмов эмоций.
VI. Психофизиология внимания
Ориентировочная реакция. Психофизиологические механизмы внимания. Роль различных структур головного мозга и гуморальных факторов в осуществлении функции внимания. Методы изучения и диагностики внимания.
VII.Психофизиология памяти и научения
Психофизиологические механизмы памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти и научения. Специфические виды памяти. Временная организация памяти. Механизмы запечатления. Физиологические теории памяти. Биохимические исследования памяти. Нейрофизиологические механизмы научения. Фиксация элементов научения в виде элементов опыта.