Анатомия,физиология и патология органов слуха
АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА,
РЕЧИ И ЗРЕНИЯ
Вопросы к экзамену.
1. Сенсорная физиология, ее цели и задачи.
2. Строение наружного, среднего уха.
3. Строение внутреннего уха.
4. Анатомическое особенности органа слуха у детей.
5. Звукопроведение и звуковосприятие.
6. Исследование слуха у плода и новорожденного.
7. Чувствительность органа слуха. Область слухового восприятия.
8. Аномалии развития и заболевания наружного уха (атрезия, серная пробка, инородные тела в ухе).
9. Аномалии развития барабанной перепонки. Прободение барабанной перепонки.
10. Острый и хронический гнойный средний отит. Осложнения.
11. Аномалии развития и повреждения внутреннего уха.
12. Лабиринтит. Этиология, клиника, степень поражения слуховой функции. Периферический отдел речевого аппарата: нос, рот.
13. Физиология речевого акта: функция дыхания. особенности речевого дыхания.
14. Строение речевого аппарата.
15. Голосообразование.
16. Дефекты челюстей и зубов (правильный и неправильный прикус).
17. Инородные тела глотки. Рубцовые изменения глотки.
18. Воспалительные заболевания носа: острый и хронический ринит.
19. Ангина. Хронический тонзиллит. Этиология, клиника, профилактика.
20. Аденоиды: причины возникновения, клиника, лечение.
21. Аномалии развития, инородные тела гортани. Первая помощь.
22. Строение вспомогательного аппарата глаза.
23. Сужение и заболевания полости носа. Полипы.
24. Поражение слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
25. Аномалии развития и повреждения носа (атрезия, ушиб).
26. Причины нарушений зрения у детей.
27. Рефракция глаза и ее развитие.
28. Миопия, псевдомиопия.
29. Анатомия и физиология органа зрения.
30. Язык: строение, аномалии, заболевания.
31. Заболевания сосудистого тракта и сетчатой оболочки глаза. Анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.
32. Периферический отдел речевого аппарата. Гортань, глотка.
33. Методы исследования глаза и зрительных функций.
34. Анатомическое строение трахеи, бронхов, легких, диафрагмы.
35. Характеристика цветового зрения. Влияние поражений центральной системы на устойчивость цветоразличения.
36. Косоглазие: этиология, патогенез, течение, прогноз.
37. Повреждения глаз. Первая помощь.
38. Причины понижения зрения. Слабовидение и слепота.
39. Катаракта, врожденная и приобретенная. Особенности обучения детей с данной патологией.
40. Глаукома. Врожденная и приобретённая. Рекомендации к процессу воспитания и обучения.
41. Воздушная контузия. Истерическая глухота.
42. Строение оболочек глазного яблока.
43. Анатомо-физиологические особенности строения речевого аппарата у детей.
44. Заболевания зрительного нерва.
45. Ларингит, острый и хронический. Осложнения. Ложный круп. Первая помощь
46. Злокачественные новообразования органа зрения.
47. Гигиена зрения детей.
48. Роль вредных привычек в появлении изменений голоса. Охрана певческого голоса.
49. Значение формирования правильного носового дыхания у детей.
50. Раскрыть роль педагога-дефектолога в образовании. Интегрированное обучение в образовательном учреждении.
51. Гнусавость, ее виды.
52. Гигиена ротовой полости.
53. Структура дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
54. Мутация голоса. Патологическая мутация (виды)
55. Критерии направления детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения компенсирующего вида. Классификация Б.С. Преображенского.
56. Значение лечебно-профилактической и коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
57. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
58. Физические свойства звука. Сила, тембр, высота, диапазон, регистр голоса.
59. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях.
60. Значение остаточного слуха для формирования речи.
61. Характеристика глухих и слабослышащих детей.
62. Гигиена и охрана слуха у детей.
63. Гигиена зрения при трудовом обучении.
Основная литература:
1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М., 1987.
2. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. – М., 1982.
3. Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа. – М., 1981.
4. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – 1980.
5. Нейман Л.В. Анатомия, физиология, патология органов слуха и речи. – М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М., 1993.
2. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. – М, 1977.
3. Аветисов Э.С. Близорукость. – М., 1986.
4. Велицкий А.П. Методика исследования слуховой функции. – М.,1972.
5. Гапанович В.Я., Александров В.М. Оториноларингологический атлас. – Минск, 1989.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
7. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.
8. Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология. – Душанбе, 1984.
9. Каплан А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. – М., 1979.
10. Ковалевский Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей. – М., 1991.
11. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. – Л.; М., 1989
12. .Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л., 1979.
13. Пелымская Т.В выявление нарушений слуховой функции у детей 1 – 2 г. // Дефектология. – 1987. - №1.
14. Тарасов Д.И., Наседкин А.Н., Лебедев В.П., Токарев О.П. Тугоухость у детей. – М., 1984.
АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА,
РЕЧИ И ЗРЕНИЯ