Конституция, расы, среда обитания
Окружающая среда в совокупности с наследственностью оказывает формообразующее влияние на все структуры организма, на особенности конституционального сложения. В последние годы накоплен большой материал, свидетельствующий о конституционально-генетической предрасположенности человека к некоторым заболеваниям, о специфике клинической картины в зависимости от типа индивидуальной конституции человека, о различиях в протекании адаптационного процесса при смене климато-географического региона у лиц с различными типами конституции.
Хотя социальные и, прежде всего, миграционные процессы и урбанизация отрывают человека от естественной среды обитания, однако биологическая сущность индивидуума и популяции в целом, сформировавшаяся в процессе длительной эволюции, все еще сохраняется довольно устойчиво.
Конституционный подход в оценке состояния здоровья человека, разработка индивидуальных рекомендаций для оптимальной адаптации в новой среде обитания, в прогнозировании и лечении патологических состояний должен прочно войти в практику современной медицины.
Состояние проблемы.В настоящее время отсутствует общепринятая теория и классификация конституций. Многообразие подходов, предлагаемых разными специалистами, порождает множество оценок, определений конституции, отражает сложность проблем, стоящих перед конституциологией. На сегодняшний день наиболее удачным и полным определением конституции является следующее. Конституция (лат. constitutia — установление,
Рис. 1t2. Влияние гелиогеофизических, природно-климатических, социальных факторов на здоровье человека и здоровье биосферы (по Н.А. Агаджаняну, 1989).
организация) — это комплекс индивидуальных относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственностью, а также длительными и интенсивными влияниями окружающей среды, проявляющимися в его реакциях на различные воздействия (в том числе социальные и болезнетворные).
Учение о конституции человека зародилось в глубокой древности. Каждая эпоха вкладывала в основу определения и классификации конституций доступные ее времени понятия и представления. Впервые с понятием конституции мы встречаемся в трудах Гиппократа, который считал, что тип конституции присущ человеку от рождения и остается неизменным в течение всей жизни. От различал хорошую и плохую конституцию, сильную и слабую, сухую и влажную, вялую и упругую. Четыре варианта конституций человека по темпераменту: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик — соответствовали преобладанию в организме крови, слизи, желчи и гипотетической «черной желчи». Преобладанию каждой из жидкостей соответствовало характерное поведение человека и своеобразное течение болезни.
Анатомо-морфологическому периоду развития медицины соответствовали классификации конституций, построенные на основе использования измерений пропорций человеческого тела и размеров внутренних органов. Так, выделялись узкий, средний и широкий типы; долихоморфный (преобладание продольных размеров) и брахиотомический (преобладание поперечных размеров) типы и др. В дальнейшем появилась еще одна группа классификаций конституций человека, основанная на преимущественном развитии определенных функциональных систем организма.
Рис. 113. Схема перехода биосферы — биоэкологии в ноосферу — нооэкологию, управляемую трудом и разумом человека (по Н.А.Агаджаняну, 1990).
Ряд авторов считал, что существующие различные конституциональные типы являются результатом воздействия на организм человека окружающей среды. В противоположность воззрениям этих ученых существовало другое направление в учении о конституции, которое признавало чисто наследственный характер конституции. Так, Э. Кречмер (1924) выделял три типа конституции: астенический, пикнический и атлетический. По его мнению, телосложение является одним из самых тонких фенотипических проявлений генотипа индивидуума. Заслугой Кречмера явилась попытка установления связи между морфологическими особенностями и особенностями психики; но этот вопрос решался им только в рамках патологии. А. А. Богомолец (1926) выделял четыре типа конституции, положив в основу физиологическую систему соединительной ткани: 1) астенический, характеризующийся преобладанием в организме тонкой, нежной соединительной ткани; 2) фиброзный — с плотной волокнистой соединительной тканью; 3) пастозный — с преобладанием рыхлой соединительной ткани и 4) липоматозный — с обильным развитием жировой ткани. Принципиально новой явилась классификация конституциональных типов, предложенная Шелдоном В. (1954). В основу этой классификации была положена степень развития дериватов зародышевых листков. В соответствии с наличием трех зародышевых листков выделяются три типа конституции: эндо-, мезо-и эктоморфный. Диагностика производится на основе визуальной оценки описательных признаков по фотофафиям и измерений 17 поперечных и продольных размеров тела. Типология Шелдона имеет распространение в США и в настоящее время.
Значительный вклад в учение о конституции внесли работы И. П. Павлова и его учеников о типах нервной системы, который исходил из свойств нервного процесса (силы, урав-
новешенности и подвижности). Благодаря этим исследованиям в строгих научных экспериментах была подтверждена реальность существования четырех видов темперамента Гиппократа, обязательно отражающихся на чертах конституционального строения.
По преобладающему тонусу различных отделов вегетативной нервной системы были выделены симпатотонический, ваготонический и сбалансированный типы конституции человека.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация, проложенная М.В. Черноруцким (1927 г.). Он выделил три типа конституции: 1) астенический, 2) нор-мостенический и 3) гиперстенический. Отнесение к тому или иному типу производилось на основании величины индекса Пинье (длина тела — (масса + объем груди в покое). У астеников индекс Пинье больше 30, у гиперстеников— меньше 10, у нормостеников находится в пределах от 10 до 30. Эти три типа конституции характеризуются не только особенностями внешних морфологических признаков, но и функциональных свойств. Для астеников, в отличие от гиперстеников, характерно преобладание продольных размеров над поперечны' ми, конечностей над туловищем, грудной клетки над животом. Сердце и паренхиматозные органы у них относительно малых размеров, легкие удлинены, кишечник короткий, брыжейка длинная, диафрагма расположена низко. Отмечены различия и физиологических показателей: у них понижено артериальное давление, ускорено капиллярное кровообращение, увеличена жизненная емкость легких, уменьшены секреция и моторика желудка, всасывательная способность кишечника, уменьшены гемоглобин крови, число эритроцитов. Отмечаются гипофункция надпочечников и половых желез и гиперфункция щитовидной железы и гипофиза. Основной обмен повышен, обмен белков, жиров и углеводов ускорен, преобладают процессы диссимиляции; снижено содержание в крови холестерина, мочевой кислоты, сахара, нейтрального жира, кальция.
Успешное развитие биохимического направления в современной биологии и медицине привело к выявлению генетических (конститутивных) и соматических ферментов, определяющих тип реагирования (Лабори А., 1970 г.). Тип А — с преобладанием гликолитическо-го цикла (Эмбдена-Мейергофа) и высокой устойчивостью к гипоксии. Тип Б — с преобладанием цикла Кребса и низкой устойчивостью к гипоксии. Тип В — сбалансированный, характеризующийся гармоничным соотношением ферментов обоих типов метаболизма.
Биоритмологический подход к проблеме конституций позволил разделить людей по характеру распределения их активности в циркадном цикле («совы», «жаворонки»), по усвоению экзогенных ритмов.
Таблица 25. Типы конституции человека
Принцип деления (автор) | Обозначение типов конституции |
Гуморальный (Гиппократ) Анатомический (Ашнер) Анатомический (Шевкуненко) Антропометрический (Кречмер) Анатомо-физиологический (Сито) Системно-физиологический (Виола) Клинико-физиологический (Бенека) | Флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник Средний тип, узкий тип, широкий тип Мезоморфный, долихоморфный, брахиморфный Атлетический, астенический, пикнический Мышечный, респираторный, церебральный, дигестивный Нормоспланхнический, микроспланхни-ческий, мегалоспланхнический Нормальный, с низкой работоспособностью внутренних органов, с избыточной работо-, способностью внутренних органов |
Продолжение таблицы 25.
Клинико-функциональный (Черноруцкий) Клинико-нозологический (Джовашш) Функционально-системный, по тонусу мышц (Тандлер) Системно-анатомический (Вирениус) Системно-нозологический (Крылов) Системно-функциональный, по тонусу вегетативной нервной системы (Эпингер, Гесс) Системно-функциональный, по тонусу вегетативной нервной системый (Ленде) Системно-функциональный, по типу высшей нервной деятельности (Павлов) Системно-нозологический, по свойствам центральной нервной системы (Кречмер) Системно-функциональный, по свойствам активной мезенхимы (Богомолец) Функционально-биохимический (Лабори) Системно-биохимический, по потребности характера питания (Брайант) Системно-онтогенетический, по преобладающему развитию зародышевых листков (Бин, Шедцон) Системно-функциональный, по активности эндокринных желез (Белов), Функционально-физиологический, по нервно-мышечной работоспособности (Казначеев) Биоритмологический, по эндогенной активности Биоритмологический, по устойчивости к внешним воздействиям | Нормостеник, гипостеник, гиперстеник Атлетический, фтизиатрический, плеторический Нормотоник, гипотоник, гипертоник Мускульный, эпителиальный, нервный, соединительно-тканный Фиброматозный, грациальный, лимфоматозный, липоматозный Сбалансированный, симпатотоник, ваготоник Гипервегетативный тип, гиповегетатив-ныйтип Сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый Циклоидный, шизоидный Фиброзный, астенический, пастозный, липотозный Сбалансированный; с преобладанием цикла Эмбдена-Мейергофа; с преобладанием цикла Кребса Всеядный, плотоядный, растительноядный Мезоморфный, эктоморфный, эндоморфный Свыше 40 типов конституций «Спринтер», «стайер», смешанный тип С ранней суточной активностью («жаворонок»); с поздней суточной активностью («сова») Ритмичный, высокоустойчивый, с трудным усвоением экзогенных ритмов; аритмичный, лабильный, с легким усвением экзогенных ритмов |
Принимая во внимание обилие определений конституции, некоторые авторы предлагали выделить в качестве двух самостоятельных понятий общую и частную конституцию. Общая характеризуется функциональным единством анатомических, физиологических и психических свойств личности, присущими некоторой группе людей, частная — вариантами строения каждого индивида в отдельности. Разнообразие конституциональных классификаций происходит из взаимосочетаний трех главных признаков конституции: размеры тела (продольные), доминирующий тип обмена веществ (массивность), вид реагирования.
Согласно современным представлениям, в формировании конституции равноправное участие принимает как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции — продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется лишь в том случае, если в одной и той же местности жили постоянно два-три поколения людей. Комбинации этих признаков определяют степень схожести многих людей друг с другом, что позволяет объединять их в три-четыре основных конституциональных типа. Второстепенные признаки конституций (поперечные размеры) определяются условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Они наиболее тесно связаны с полом, возрастом, профессией индивида, а также с влиянием среды. Вид реагирования — это сравнительно новый конституциональный признак. Он по своей сути во многом отличается от хорошо известного в литературе понятия «реактивность». Три известных типа реагирования (гипер-, гипо- и нормэргический, по Сиротинину Н.Н. 1981), относятся к немедленной срочной («аварийной») реакции организма на изменяющиеся условия среды при непосредственном контакте живых организмов с экстремальными раздражителями. В.П. Казначеев (1973,1980) предлагает три вида индивидуального реагирования, выраженного в термине — стратегия адаптивного поведения (стратегия адаптации). Первый — «спринтер» — способность индивида хорошо выдерживать воздействие кратковременных и сильных нагрузок, но неспособность противостоять длительно действующим слабым раздражителям. Второй — «стайер» — способность сохранять высокий уровень устойчивости при длительном воздействии слабых раздражителей и крайняя неустойчивость перед сильными кратковременными раздражителями. Третий — «микст» — способность сочетать в своих реакциях на внешние раздражители не всегда дополняющие друг друга черты реакций индивида, присущих первому и второму видам реагирования. Благодаря соотношению в популяции индивидов, выбирающих из-за своих конституциональных особенностей разный тип стратегии адаптации, популяция в целом становится более устойчивой к действию быстрых и сильных изменений внешней среды, к медленным, длительным и слабым переменам последней.
Вопросами конституции занимались многие отечественные и зарубежные ученые. В частности, обстоятельные обзоры по этой проблеме даны в работах Богомольца А. А. (1926), Березовского В.А. (1981), Казначеева В.П., Казначеева СВ. (1986).
Сводные данные о типах конституции человека приведены в таблице. Все существующие классификации конституций человека не противоречат друг другу. В них авторы отдают предпочтение отдельным функциональным системам или основываются на совокупности морфологических признаков. Недостатком всех этих классификаций является отсутствие комплексного подхода.
Конституция и среда обитания.Конституциональные типы людей являются отражением эволюции человеческих популяций в тех или иных климато-географических и социальных условиях среды. При этом в зависимости от специфики условий в разные исторические периоды и в разных географических регионах могли иметь преимущество разные варианты конституциональных организаций людей. Жизнь в горах, на Севере, в тропиках наложила свой особый отпечаток, привела к формированию специфических морфологических и функциональных признаков, адекватных среде обитания.
У современного человека, казалось бы, довольно трудно допустить непосредственную связь его функциональных и морфологических особенностей с окружающей средой обитания, так как воздействие климато-географических факторов в значительной мере нейтрализуется факторами социальными. Люди живут и работают в относительно комфортных условиях в регионах со значительными колебаниями естественной внешней температуры среды, благодаря созданию строительных сооружений и технических средств, обеспечивающих в жилых и производственных помещениях регулируемую систему жизнеспособности (отопление, система кондиционирования, водопровод, освещение и т.д.). И все же несмотря на «нейтрализацию» или смягчение влияния многих воздействующих факторов окружающей среды на организм до
сего времени эта связь со средой обитания существует, и признаки, сформировавшиеся в начальный период существования человеческого рода, еще сохранились.
Наиболее наглядным проявлением действия на живой организм факторов внешней среды являются морфофункциональные различия между жителями разных климато-географи-ческих зон. Об этом свидетельствует большая географическая вариабельность массы, поверхности, пропорций тела и строения грудной клетки (Алексеева Т.И., 1989). За этой внешней стороной скрываются не менее выраженные различия по структуре белков, изофермен-тов, антигенной структуре тканей, генетическому аппарату клетки. Особенности строения тела, энергетические процессы определяются в основном температурным режимом среды, питания; минеральный обмен — геохимической ситуацией. Особенно ярко это проявлется у коренных жителей регионов с экстремальными условиями. Так, у коренных жителей Севера (якутов, чукчей, эскимосов) основной обмен по сравнению с приезжими повышен на 13—16%. Высокий уровень жиров в пище, повышенное их содержание в сыворотке крови при относительно высокой способности к их утилизации, является одним из условий, обеспечивающих увеличение энергетического обмена в холодном климате. Увеличение теплопродукции— одна из основных адаптивных реакций к холоду.
У эскимосов, живующих на островах Гудзонова залива, сильнее наполнение тканей кровью и выше процент жировой ткани в организме по сравнению с американцами европейского происхождения, поэтому у них выше теплоизоляционные свойства тканей. Наблюдается усиление гемопоэза и ослабление, способности сосудов к сужению. Артериальное давление в большинстве арктических популяций ниже по сравнению с популяциями умеренной зоны. Отмечаются изменения в строении тела: увеличиваются грудной индекс и весоростовое соотношение, усиливаются мезоморфные черты в пропорциях тела, возрастает процент индивидов с мускульным типом телосложения.
Аналогичный мофофункциональный комплекс, характеризующийся увеличением размеров грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока и гемопоэтической активности, наблюдается в высокогорье в условиях кислородной недостаточности и понижения температуры окружающей среды. У коренных жителей высокогорья выше легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина и миоглобина, периферический ток крови, число и величина капилляров, снижено артериальное давление.
Для населения тропических широт характерно удлинение формы тела и повышение относительной поверхности испарения, увеличение количества потовых желез на 1 см2 поверхности тела и интенсивность потоотделения, специфичная регуляция водно-солевого обмена, повышение артериального давления, понижение уровня метаболизма, достигаемое уменьшением массы тела, редукцией синтеза эндогенных жиров и понижением концентрации АТФ.
Черты тропического морфофункционального комплекса свойственны и населению тропических пустынь. Но у них наблюдается более эффективная вазомоторная регуляция потери тепла в условиях резких суточных температурных колебаний. Населению внётропиче-ских пустынь также присущи некоторые специфические черты, характерные для аридных популяций: снижение основного обмена, повышение уровня гемоглобина (возможно, как следствие дегидратации и изменения концентарции крови в условиях пустыни). У коренных жителей континентальной зоны Сибири усиление теплопродукции сочетается с повышением толщины жирового слоя, увеличением процента лиц пикнического телосложения, брахиморфными пропорциями тела. Население умеренной зоны по многим морфологическим и физиологическим признакам занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.