Норма психофизиологического состояния как основа адаптации к профессии

Психофизиология профессиональной деятельности (предмет, задачи, взаимосвязь с другими науками)

Психофизиология проф. деятельности является частью психофизиологии человека, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.

Предметом психофизиологии проф. Деят. является изучение профессиональной. деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.

Задачи:1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора.2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. 3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических нарушений здоровья работающего человека. 4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготов­ки работников.

5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. 6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников.Психофизиология координируетс психологией труда, физиологией, гигиена труда, эргономика, медицина, технические науки.

2.Основные направления изучения профессиональной деятельности в психофизиологии

3.Назначение и основные задачи психофизиологического обеспечения надежности профессиональной деятельности

Психофизиологический анализ профессий (на конкретном примере)

Профессиография— метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.( Пример своей презентации)

Норма психофизиологического состояния как основа адаптации к профессии

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» – приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Включаясь в профессиональную деятельность, человек погружается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, трудовые операции и др. Однако при поступлении на работу у человека уже сложились определенные цели и ценностные ориентации поведения, индивидуальный стиль деятельности, формирующие его требования к организации труда данного предприятия. Предприятие, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Исследователи выделяют виды, стадии и факторы адаптации работника к профессиональной деятельности.Виды адаптации персонала – это составные элементы трудовой адаптации, определяемые особенностями производст-венно-экономической системы и социальных отношений в организации. Классификацию адаптации можно произвести по разным критериям:

1. По отношениям «субъект-объект» выделяются два вида адаптации: активная – когда индивид стремится изменить среду (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная – когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2. По воздействию на работника адаптация разделяется на: прогрессивную (благоприятно воздействующую на работника) и регрессивную (пассивную адаптацию к среде с отрицательным содержанием).

3. По уровню различают: первичную адаптацию – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичную – при последующей смене работы.

4. По направлениям адаптация может быть производственная и непроизводственная.

психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к профессии, освоение входящих в ее структуру операций, а также готовность к принятию решений в стандартных производственных ситуациях. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Следует различать процесс адаптации – развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов – и результат адаптации: адаптированность – определенный качественный этап в данном процессе, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде объективно проявляется в его поведении, в показателях эффективности труда (его количестве, качестве), в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познаватель-ной).

Адаптированность человека в профессиональной среде субъективно проявляется в его удовлетворенности трудовой деятельностью и функциональном состоянии: степени работоспособности, нервно-психологического напряжения и особенностях протекания нервных процессов.

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для конкретной трудовой организации, является сложным много-уровневым социально-психофизиологическим процессом и сопро-вождается значительным напряжением компенсаторно-приспосо-бительных систем организма работника. Постоянное умственное и эмоциональное напряжение, а также возможные нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний.

Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться к профессиональной деятельности в ней, вызывает явление психологической дезадаптации.

Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека.

Наши рекомендации