Норма психофизиологического состояния как основа адаптации к профессии
Психофизиология профессиональной деятельности (предмет, задачи, взаимосвязь с другими науками)
Психофизиология проф. деятельности является частью психофизиологии человека, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.
Предметом психофизиологии проф. Деят. является изучение профессиональной. деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.
Задачи:1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора.2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности. 3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических нарушений здоровья работающего человека. 4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников.
5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. 6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников.Психофизиология координируетс психологией труда, физиологией, гигиена труда, эргономика, медицина, технические науки.
2.Основные направления изучения профессиональной деятельности в психофизиологии
3.Назначение и основные задачи психофизиологического обеспечения надежности профессиональной деятельности
Психофизиологический анализ профессий (на конкретном примере)
Профессиография— метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.
Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.( Пример своей презентации)
Норма психофизиологического состояния как основа адаптации к профессии
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» – приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Включаясь в профессиональную деятельность, человек погружается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, трудовые операции и др. Однако при поступлении на работу у человека уже сложились определенные цели и ценностные ориентации поведения, индивидуальный стиль деятельности, формирующие его требования к организации труда данного предприятия. Предприятие, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Исследователи выделяют виды, стадии и факторы адаптации работника к профессиональной деятельности.Виды адаптации персонала – это составные элементы трудовой адаптации, определяемые особенностями производст-венно-экономической системы и социальных отношений в организации. Классификацию адаптации можно произвести по разным критериям:
1. По отношениям «субъект-объект» выделяются два вида адаптации: активная – когда индивид стремится изменить среду (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная – когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника адаптация разделяется на: прогрессивную (благоприятно воздействующую на работника) и регрессивную (пассивную адаптацию к среде с отрицательным содержанием).
3. По уровню различают: первичную адаптацию – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичную – при последующей смене работы.
4. По направлениям адаптация может быть производственная и непроизводственная.
психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Профессиональная адаптация – это приспособление работника к профессии, освоение входящих в ее структуру операций, а также готовность к принятию решений в стандартных производственных ситуациях. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Следует различать процесс адаптации – развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов – и результат адаптации: адаптированность – определенный качественный этап в данном процессе, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков.
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде объективно проявляется в его поведении, в показателях эффективности труда (его количестве, качестве), в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познаватель-ной).
Адаптированность человека в профессиональной среде субъективно проявляется в его удовлетворенности трудовой деятельностью и функциональном состоянии: степени работоспособности, нервно-психологического напряжения и особенностях протекания нервных процессов.
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для конкретной трудовой организации, является сложным много-уровневым социально-психофизиологическим процессом и сопро-вождается значительным напряжением компенсаторно-приспосо-бительных систем организма работника. Постоянное умственное и эмоциональное напряжение, а также возможные нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний.
Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться к профессиональной деятельности в ней, вызывает явление психологической дезадаптации.
Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека.