Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов)

1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.

2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответа мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности.

3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.

Работа № 2

Наблюдение вторичного сокращения в опыте Маттеучи.

3. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.

4. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему сокращается мышца 1-го препарата, почему сокращается мышца 2-го препарата, что является раздражителем для нерва и мышцы 2-го препарата.

5. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.

Ситуационные задачи

1. Как меняется величина потенциала покоя при увеличении (уменьшении) уровня калия во внеклеточной среде?

2. Как и почему меняется величина потенциала покоя при увеличении проницаемости мембраны для ионов натрия?

3. Как и почему меняется потенциал покоя мембраны при блокаде натрий-калиевого насоса? К каким последствиям для клетки это может привести?

4. Как изменится потенциал действия возбудимой клетки при удалении ионов натрия из межклеточной среды?

5. В эксперименте нервное волокно раздражают стимулами частотой 1000 Гц. Известно, что продолжительность абсолютного рефрактерного периода нервного волокна составляет 2 мс. С какой частотой будут формироваться в нервном волокне потенциалы действия в ответ на частотное раздражение?

Занятие № 11

Тема занятия: Нервная ткань. Структурные основы функционирования нервной системы. Морфофункциональная характеристика нейронов. Межнейрональные синапсы. Физиология проведения возбуждения по нервному волокну.

Цель занятия: изучить строение нервной ткани, виды нейронов и глиальных клеток; исследовать виды нервных волокон, механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа; изучить виды межнейрональных синапсов, механизмы их функционирования.



Знать Уметь
1) Структурные элементы нервной ткани. 2) Строение и основные принципы функционирования электрических и химических синапсов. 3) Виды нервных волокон по классификации Эрлангера и Гассера. 1) Рисовать схему химического межнейронального синапса. 2) Рисовать схемы проведения возбуждения по безмиелиновому и миелиновому нервным волокнам.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1) Общая характеристика структурных элементов нервной ткани.

2) Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона.

3) Виды глиальных клеток, их функции. Особенности разновидностей макро- и микроглии.

4) Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов.

5) Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика.

6) Законы проведения возбуждения по нервному волокну.

7) В тетради для самоподготовки зарисовать схему межнейронального химического синапса. Обозначить пресинаптическую мембрану, постсинаптическую мембрану, синаптическую щель, везикулы медиатора. Кратко описать этапы передачи сигнала через химический синапс.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

В начале практической работы проводится просмотр видеофильма «Нервная клетка»

Работа № 1.

Микроскопия и зарисовка нервной ткани.

Микроскопия и зарисовка препарата «Нейроны передних рогов спинного мозга».

Необходимо зарисовать нейрон, обозначить ядро, сому, отростки, дать характеристику нейронам передних рогов спинного мозга по морфологической и функциональной классификации.

В выводе перечислите основные структурно-функциональные элементы нервной ткани.

Работа № 2.

Моделирование эксперимента Эрлангера-Гассера.

Зарисовать принципиальную схему установки для проведения эксперимента, регистрируемый график суммарного потенциала нерва. Кратко (в виде таблицы) охарактеризовать свойства различных нервных волокон. Описать основные принципы передачи возбуждения по безмиелиновому и миелиновому нервному волокну.

Определите скорость проведения возбуждения по нервному волокну и тип нервного волокна, если:

а) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 10 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 1 мс;

б) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 2 мс;

в) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 40 мс.

Занятие № 12

Тема занятия: Структурные и функциональные особенности мышечной ткани. Физиология мышечного сокращения.

Цель занятия: изучить анатомию и гистологию скелетной мышечной ткани, механизм сокращения скелетного мышечного волокна; провести сравнительную характеристику структурных и функциональных особенностей скелетной и гладкой мышечной ткани.

Знать Уметь
1) Строение мышцы как органа. 2) Гистологическую характеристику мышечной ткани. 3) Механизмы мышечного сокращения. 1) На гистологических препаратах различать разновидности мышечной ткани. 2) Рисовать схему саркомера, обозначать элементы саркомера.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

4. Морфология и физиология мышц. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов всех факультетов. Сазонова Е.Н., Демидова О.В. -Хабаровск: Издательство ДВГМУ 2014. (с комплексом обучающих презентаций).

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1) Строение мышцы, классификация мышц.

2) Основы частной миологии – основные мышцы туловища, шеи, головы, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.

3) Гистологическое строение скелетной и гладкой мышечной ткани.

4) Строение и функционирование нервно-мышечного синапса.

5) Свойства мышцы как возбудимой ткани.

6) Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей.

7) Структурно-функциональные особенности гладких мышц.

8) Познакомиться с обучающей компьютерной презентацией «Физиология мышц». Используя материал презентации, в тетради для самоподготовки зарисовать схему саркомера расслабленной и сокращенной мышцы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1

Микроскопия и зарисовка скелетной и гладкой мышечной ткани.

А) препарат «Скелетная мышечная ткань языка» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько мышечных волокон. Обратить внимание на то, что структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является мышечное волокно – симпласт. Указать основные морфологические признаки симпласта. Отразить на рисунке краевое расположение ядер, поперечную исчерченность.

Б) препарат «Гладкая мышечная ткань кишечника» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько миоцитов – структурно-функциональных единиц гладкой мышечной ткани. Обратить внимание на центральное расположение и форму ядер, отсутствие исчерченности.

В выводе дать сравнительную характеристику строения и особенностей функционирования скелетной и гладкой мышечной ткани.

Работа № 2

Наши рекомендации