Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов)
1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.
2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответа мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности.
3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.
Работа № 2
Наблюдение вторичного сокращения в опыте Маттеучи.
3. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы.
4. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему сокращается мышца 1-го препарата, почему сокращается мышца 2-го препарата, что является раздражителем для нерва и мышцы 2-го препарата.
5. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.
Ситуационные задачи
1. Как меняется величина потенциала покоя при увеличении (уменьшении) уровня калия во внеклеточной среде?
2. Как и почему меняется величина потенциала покоя при увеличении проницаемости мембраны для ионов натрия?
3. Как и почему меняется потенциал покоя мембраны при блокаде натрий-калиевого насоса? К каким последствиям для клетки это может привести?
4. Как изменится потенциал действия возбудимой клетки при удалении ионов натрия из межклеточной среды?
5. В эксперименте нервное волокно раздражают стимулами частотой 1000 Гц. Известно, что продолжительность абсолютного рефрактерного периода нервного волокна составляет 2 мс. С какой частотой будут формироваться в нервном волокне потенциалы действия в ответ на частотное раздражение?
Занятие № 11
Тема занятия: Нервная ткань. Структурные основы функционирования нервной системы. Морфофункциональная характеристика нейронов. Межнейрональные синапсы. Физиология проведения возбуждения по нервному волокну.
Цель занятия: изучить строение нервной ткани, виды нейронов и глиальных клеток; исследовать виды нервных волокон, механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа; изучить виды межнейрональных синапсов, механизмы их функционирования.
Знать | Уметь |
1) Структурные элементы нервной ткани. 2) Строение и основные принципы функционирования электрических и химических синапсов. 3) Виды нервных волокон по классификации Эрлангера и Гассера. | 1) Рисовать схему химического межнейронального синапса. 2) Рисовать схемы проведения возбуждения по безмиелиновому и миелиновому нервным волокнам. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1) Общая характеристика структурных элементов нервной ткани.
2) Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона.
3) Виды глиальных клеток, их функции. Особенности разновидностей макро- и микроглии.
4) Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов.
5) Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика.
6) Законы проведения возбуждения по нервному волокну.
7) В тетради для самоподготовки зарисовать схему межнейронального химического синапса. Обозначить пресинаптическую мембрану, постсинаптическую мембрану, синаптическую щель, везикулы медиатора. Кратко описать этапы передачи сигнала через химический синапс.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
В начале практической работы проводится просмотр видеофильма «Нервная клетка»
Работа № 1.
Микроскопия и зарисовка нервной ткани.
Микроскопия и зарисовка препарата «Нейроны передних рогов спинного мозга».
Необходимо зарисовать нейрон, обозначить ядро, сому, отростки, дать характеристику нейронам передних рогов спинного мозга по морфологической и функциональной классификации.
В выводе перечислите основные структурно-функциональные элементы нервной ткани.
Работа № 2.
Моделирование эксперимента Эрлангера-Гассера.
Зарисовать принципиальную схему установки для проведения эксперимента, регистрируемый график суммарного потенциала нерва. Кратко (в виде таблицы) охарактеризовать свойства различных нервных волокон. Описать основные принципы передачи возбуждения по безмиелиновому и миелиновому нервному волокну.
Определите скорость проведения возбуждения по нервному волокну и тип нервного волокна, если:
а) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 10 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 1 мс;
б) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 2 мс;
в) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 40 мс.
Занятие № 12
Тема занятия: Структурные и функциональные особенности мышечной ткани. Физиология мышечного сокращения.
Цель занятия: изучить анатомию и гистологию скелетной мышечной ткани, механизм сокращения скелетного мышечного волокна; провести сравнительную характеристику структурных и функциональных особенностей скелетной и гладкой мышечной ткани.
Знать | Уметь |
1) Строение мышцы как органа. 2) Гистологическую характеристику мышечной ткани. 3) Механизмы мышечного сокращения. | 1) На гистологических препаратах различать разновидности мышечной ткани. 2) Рисовать схему саркомера, обозначать элементы саркомера. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
4. Морфология и физиология мышц. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов всех факультетов. Сазонова Е.Н., Демидова О.В. -Хабаровск: Издательство ДВГМУ 2014. (с комплексом обучающих презентаций).
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1) Строение мышцы, классификация мышц.
2) Основы частной миологии – основные мышцы туловища, шеи, головы, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.
3) Гистологическое строение скелетной и гладкой мышечной ткани.
4) Строение и функционирование нервно-мышечного синапса.
5) Свойства мышцы как возбудимой ткани.
6) Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей.
7) Структурно-функциональные особенности гладких мышц.
8) Познакомиться с обучающей компьютерной презентацией «Физиология мышц». Используя материал презентации, в тетради для самоподготовки зарисовать схему саркомера расслабленной и сокращенной мышцы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1
Микроскопия и зарисовка скелетной и гладкой мышечной ткани.
А) препарат «Скелетная мышечная ткань языка» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько мышечных волокон. Обратить внимание на то, что структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является мышечное волокно – симпласт. Указать основные морфологические признаки симпласта. Отразить на рисунке краевое расположение ядер, поперечную исчерченность.
Б) препарат «Гладкая мышечная ткань кишечника» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько миоцитов – структурно-функциональных единиц гладкой мышечной ткани. Обратить внимание на центральное расположение и форму ядер, отсутствие исчерченности.
В выводе дать сравнительную характеристику строения и особенностей функционирования скелетной и гладкой мышечной ткани.
Работа № 2