Гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Минздравсоцразвития Российской Федерации
ВИТАМИНЫ И ИХ ДИСБАЛАНС
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ВЛАДИКАВКАЗ 2012 г.
Авторы:
Зав. кафедрой общей гигиены, профессор, д.м.н. Кусова А.Р.
Ассистент кафедры общей гигиены к.м.н. Битарова И.К.
Рецензенты:
Зав. кафедрой фармакологии с клинической фармакологией, профессор, д.м.н.
Болиева Л.З.
Зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, профессор д.м.н.
Аликова З.Р.
Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России
__________2012г., протокол №
Цель занятия:ознакомить студентов с биологической ролью витаминов; клиническими проявлениями витаминной недостаточности и их алиментарной профилактикой.
Студент должен знать:
· биологическую роль витаминов;
· основные причины развития гипо- и авитаминозов;
· клинические проявления недостаточности жиро - и водорастворимых витаминов;
· профилактику гиповитаминозных состояний.
Студент должен уметь:
· анализировать адекватность питания по потреблению витаминов;
· диагностировать проявления гипо - и авитаминозных состояний;
· владеть основами профилактики витаминной недостаточности;
· оценивать продукты с точки зрения их витаминной ценности.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. гигиена и основы экологии человека. М., 2004.
2. Румянцев Г.И. гигиена XXI век., М., 2005.
3. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека. М., 2004.
Дополнительная литература:
1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М. 2006. 2 . Катаева В.А., Лакшин А. М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М.,2005.
ВВЕДЕНИЕ
В 1880 г. Н.Н. Лунин показал, что естественные пищевые продукты содержат дополнительные, еще не известные факторы питания. Именно это положение легло в основу создания теории витаминов.
Витамины – группа органических соединений с низким молекулярным весом, необходимые в малых количествах для поддержания нормального клеточного метаболизма и трансформации энергии. .
Витамины совершенно необходимы для всех жизненных процессов и биологически активны уже в малых количествах.
Витамины имеют следующие общебиологические свойства.
1. Биосинтез витаминов происходит в основном вне организма человека. Эндогенный биосинтез некоторых из них, осуществленный кишечной микрофлорой, не в состоянии покрыть потребность организма, поэтому человек получает их извне, с пищей.
2. Витамины не являются пластическим материалом и не служат источником энергии.
3. Потребность организма в витаминах зависит от характера работы, возраста, физиологического состояния, условий жизни и др. факторов.
4. При поступлении в организм витамины оказывают влияние на биохимические процессы, протекающие в различных тканях и органах.
5. Недостаточное поступление в организм отдельных витаминов или нарушение их усвоения ведет к развитию патологических процессов в виде специфических гипо- и авитаминозов.
6. В повышенных дозах витамины используются в лечебных целях качестве мощных неспецифических фармацевтических средств.
ГИПОВИТАМИНОЗЫ, АВИТАМИНОЗЫ, ГИПЕРВИТАМИНОЗЫ.
Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к его дефициту в организме и развитию соответствующей болезни витаминной недостаточности.
Обычно различают две степени витаминной недостаточности: авитаминоз и гиповитаминоз. Под авитаминозом понимают глубокий дефицит того или иного витамина с развернутой клинической картиной болезненного состояния недостаточности: при дефиците витамина С – цинга, витамина D – рахит, витамина В1 – болезнь бери-бери, витамина РР – пеллагра, витамина В12 – пернициозная анемия.
К гиповитаминозам относят состояния умеренного дефицита со стертыми неспецифическими проявлениями, такими, как потеря аппетита, быстрая утомляемость, раздраженность, и отдельными микросимптомами: кровоточивость десен, гнойничковые заболевания кожи, ломкость волос и т.п. Наряду с дефицитом какого-то одного витамина, часто встречаются полигиповитаминозы, при которых организм испытывает недостаток нескольких витаминов. Однако и в этих условиях недостаточность одного из витаминов, как правило, является ведущей, а остальные - сопутствующими. Основная причина гипо- и авитаминозов – недостаточное поступление витаминов с пищей. В таких случаях гипо- и авитаминозы называют первичными, или экзогенными.
Дефицит витаминов может возникать при их достаточном поступлении с пищевыми продуктами. В данном случае недостаточность развивается вследствие нарушения их утилизации в организме или при резком повышении потребности в витаминах. Такие гипо- и авитаминозы носят название вторичных, или эндогенных. Особую группу подобных состояний составляют врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функции витаминов. Прием ряда витаминов в дозах, существенно превышающих физиологическую потребность, может давать нежелательные побочные эффекты, а в ряде случаев вести к серьезным патологическим расстройствам, обозначаемым как гипервитаминоз. Особенно опасны в этом отношении жирорастворимые витамины А и D.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПО - И АВИТАМИНОЗОВ.
1. Недостаточное поступление витаминов с пищей:
- низкое содержание витаминов в рационе;
- потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной обработки;
- анорексия ( потеря аппетита );
- присутствие витаминов в некоторых продуктах в трудно утилизируемой форме.
2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей витамины:
- болезни желудочно-кишечного тракта;
- последствия химиотерапии (дисбактериозы).
3. Нарушения ассимиляции витаминов:
- нарушения всасывания витаминов в ЖКТ при заболеваниях желудка, кишечника и т.д.;
- утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой;
- нарушение обмена витаминов и образование их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии и ряда лекарственных препаратов.
4. Повышенная потребность в витаминах:
- особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация);
- интенсивная физическая нагрузка;
- значительная нервно-психическая нагрузка;
- воздействие вредных факторов производства и окружающей среды;
- особые климатические условия, в частности условия Крайнего Севера;
- инфекционные заболевания и интоксикации;
- заболевания внутренних органов и эндокринных желез;
5. Врожденные нарушения обмена и функции витаминов:.
- врожденные нарушения всасывания в кишечнике;
- врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны;
- врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты);
- врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные формы, простетические группы и активные метаболиты;
- усиление катаболизма витаминов;
- врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках;
- увеличение потребности организма в том или ином витамине вследствие структурных или метаболических нарушений, не связанных непосредственно с обменом данного витамина.
В настоящее время известно несколько десятков витаминов, но в лечебной практике используются из них лишь 20 . Классически витамины классифицируют на:
- водорастворимые - С, Р, В1, В2, В6, В12, РР, В9, Н;
- жирорастворимы - А, D, Е, К;
- витаминоподобные соединения - холин, инозит, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота, биофлавоноиды, парааминобензойная кислота и т.д.