Урок 7. что такое погода?
Цели: объяснить, что такое погода, как она меняется, каково течение предсказания погоды для человека; дать представление о риботе метеослужбы; научить проводить наблюдения и предсказы-тмъ погоду по местным признакам изменений в живой природе.
Оборудование: фотографии или рисунки метеоспутников, ш шнчных приспособлений наблюдения за погодой (можно использовать приборы географической площадки).
Ход урока
I.Введение в тему.
Прочитать текст на с. 28.
Вопросы по тексту.
- Зачем Серёже нужно знать, какая погода сегодня?
- А вы узнаёте о погоде?
- Как вы это делаете?
Прочитать слова на с. 29 и выбрать те, которыми можно оха-рик гсризовать сегодняшнюю погоду.
II. Изучение нового.
В недалёком прошлом погодой, или вёдром, называли сол-1счиые безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падин густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.
- А что понимают под названием «погода» в наши дни?
Погода — определённое состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.
Задания и вопросы кучащимся.
- Прочитайте в учебнике на с. 29 определение понятия «погода».
- Так из чего складывается погода?
- Охарактеризуйте каждое из явлений погоды. •
- Прочитайте в учебнике с. 29.
- Данные явления погоды мы можем наблюдать ежедневно.';Щг
- Что можете о них рассказать?
- Какие интересные случаи, связанные с погодными явлениями, вам известны?
• Для учителя.
24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стёкла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.
Торнадо - это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает всё, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, разрушаются здания. Торнадо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия, где прячутся при приближении торнадо.
III. Предсказание погоды. Народные приметы.
Вопросы кучащимся.
- Как же человеку сохранить своё здоровье, выбрать одежду и обувь, которые соответствуют погоде?
- Каким прибором вы пользуетесь для определения температуры воздуха? (Уличным термометром.)
- По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?
Задание. Прочитать народные приметы на с. 31.
• Для учителя.
1. Если дым костра поднимается столбом - к ветру. Если он
стелется по земле - быть ненастью.
2. Перестали птички петь в лесу - будет ненастье.
3. Комары вьются кучей - к хорошей погоде. Но если они пи-
щат и жалят, будет дождливо.
4. Звёзды сильно блестят зимой - к морозу, летом - к жаре.
3. Облака идут низко - будет стужа.
IV. Предсказание погоды. Метеослужба.
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперёд моряки дальнего плавания, лётчики, машинисты поездов, люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.
- Прочитайте текст, с. 30.
- Чем пользуются работники метеостанций для определения погодных условий?
После уроков можно привести детей на школьную географическую Шющадку: показать флюгер, барометр, осадкомер и другие приборы и подробнее рассказать об их использовании.
- Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру!, давление воздуха, влажность, скорость и направление негра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносятся на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.
Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки.
Дети рассматривают фотографии спутников.
Погодные спутники ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по НИМ можно предсказать погоду на две недели вперёд.
V. Итог урока.
- В чём ценность умения человека предсказывать погоду?
Домашнее задание: учебник, с. 28-31; рабочая тетрадь, с. 12, задание 3.
Урок8. В ГОСТИ К ОСЕНИ
Цели: научить выделять осенние изменения в живой и неживой природе; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: картины русских художников осенней тематики.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель наизусть читает отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Десов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Вопросы кучащимся.
- Какие чувства испытывали вы при прослушивании стихотворения?
- Что на вас повлияло?
- Рассмотрите картины художников. *
- Какая тема их объединяет?
- Назовите приметы осени на картинах.
П. Беседа об изменениях в неживой природе.
Учитель.
- Посмотрите в окно. Что объединяет сегодняшний день и изображение на картинах?
- Сегодня на уроке нам важно выделить основные изменения в неживой и живой природе осенью.
- Назовите предметы неживой природы (необходимо добиться, чтобы в числе предметов неживой природы учащиеся называли облака, осадки, ветер).
Какая сегодня погода?
- Какое небо?
- А каким оно бывает летом?
- Сильнее или слабее греет солнце?
- Как изменилась погода с приходом осени?
- Сравните продолжительность дня и ночи.
- Бывают ли осенью дожди?
- Чем они отличаются от летних?
- Сыро, неуютно и тоскливо становится нам в такие дни. Даже с прекращением дождя воздух ещё долго пропитан влажностью и пронзительным холодом.
- Чем туманы в городе опасны для здоровья?
Щ Осенью мы замечаем ещё очень интересное явление природы -первые заморозки.
Задания учащимся.
- Прочитайте текст с. 32-33
- Найдите перечисление осенних явлений в неживой природе.
- На с. 36-37 рассмотрите осенние зарисовки.
Назовите фотографии, которые сделал Серёжа, и рисунки его папы.
- На каких из них деревья готовы к листопаду?
- Что такое листопад?
III. Беседа об изменениях в живой природе.
- Как повлияли изменения, происшедшие осенью в неживой природе, на жизнь растений? (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения: у них вначале изменилась окраска листьев, затем листья с деревьев и кустарников опали, а у травянистых — завяли. С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков. У большинства растений созрели и опали плоды и семена.)
- Как повлияли изменения в неживой природе и мире растений на жизнь животных? (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоёмов влекут за собой отлёты перелётных птиц. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения в жизни зверей: запасание корма, линька, залегание в зимнюю спячку.)
- Прочитайте статью на с. 34-35.
- Как называются птицы, покидающие осенью родные края?
- Приведите примеры перелётных птиц.
• Для учителя.
Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, щурки, иволги, кукушки, ласточки и др. Такой порядок вполне понятен, так как этот птичий корм исчезает ранее другого. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан поздний отлёт дроздов, перепелов, куропаток.
Внутри вида не все птицы улетают одновременно. Первыми улетают от нас те птицы, которым' не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время - самцы, а затем - самки.
Перед отлётом птицы собираются в стаи. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, кочуют с места на место. Кукушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукушками, удод и некоторые другие улетают в одиночку.
На местах зимовья птицы ведут себя иначе: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.
IV. Итог урока.
- Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?
Домашнее задание: учебник, с. 32-37; рабочая тетрадь, с. 14, задание 5.
Урок 9. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО
Цели: дать элементарные сведения о Солнце, звёздах и созвездиях; научить ориентироваться по карте звёздного неба в атласах, находить наиболее известные созвездия на ночном небе.
Оборудование: карта ночного неба, атлас-определитель, иллюстрации созвездий.
Ход урока
I. Введение в тему. Отгадать кроссворд.
1. Холодное время года. (Зима.)
2. Домик скворца. (Скворечник.)
3. Быстрое движение воздуха. (Ветер.)
4. Животные, тело которых покрыто шерстью. (Звери.)
5. Крупный населённый пункт. (Город.)
Древесное растение с белой корой. (Берёза.)
П. Изучение нового.
Беседа.
- Какую звезду можно видеть на небе днём?
- Расскажите, что вы знаете о Солнце.
- В какое время суток можем видеть остальные звёзды? Почему?
- Как называются группы звёзд?
- Какие созвездия вам известны?
- Можете вы найти их на ночном небе?
- По каким признакам?
- Рассмотрите карту ночного неба.
- Покажите известные вам созвездия.
- Прочитайте текст, с. 39.
- С помощью атласа-определителя найдите описанные созвездия.
- Почему созвездия имеют такие интересные названия?
- Прочитайте статью «Путешествие по зодиаку».
- Найдите свой знак зодиака.
Что вы о нём знаете?
• Для учителя.
Ещё в древности наблюдатели разделили всё небо на участки -созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узором входящих в него (ярких) звёзд. В настоящее время небо разделено на 88 созвездий. Созвездия были выделены по признаку видимой близости звёзд, но эта близость — явление кажущееся. В действительности звёзды одного и того же созвездия могут быть удалены от нас на различные расстояния.
Звёзды движутся в мировом пространстве. Но они находятся на огромных расстояниях от нас, и их перемещения на небе - собственные движения звёзд — незаметны для глаза. Поэтому люди из поколения в поколение видят одни и те же созвездия - взаимное расположение звёзд в них остаётся почти неизменным.
Фантазия древних наблюдателей помогла им в расположении отдельных групп звёзд увидеть очертания сказочных героев или животных. Почти с каждым созвездием связаны какая-нибудь древняя легенда или миф.
Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жёны прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.
Вместе с Каллисто Зевс обратил в медведицу её любимую собаку. Это Малая Медведица.
О созвездиях Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея сложилась другая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, Ё мифического царя эфиопов Цефея была красавица-жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери Андромеды в присутствии нереид - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал её к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Пегаса, Персея.
Интересно созвездие Большой Медведицы. По расположению семи наиболее ярких звёзд оно напоминает ковш или кастрюлю. Большую Медведицу легко отыскать на небе, только в разное время ночи и в разное время года это созвездие видно то низко над горизонтом, то высоко, то в восточной стороне небосвода, то в западной. По Большой Медведице можно найти полярную звезду, проведя для этого через две крайние звезды ковша воображаемую прямую. Она-то и укажет Полярную звезду. Под Полярной звездой на горизонте всегда находится точка севера. Когда вы смотрите на Полярную звезду, лицо ваше обращено к северу, за спиной будет юг, направо - восток, налево - запад. Отправляясь от созвездия Большой Медведицы, можно отыскать не только точку севера, но и разные созвездия.
Домашнее задание: учебник, с. 38-41; рабочая тетрадь, с. 15, задания 1-2.
Урок 10. ЗАГЛЯНЕМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ
Цели: объяснить, что представляют собой полезные ископаемые; научить определять гранит и составляющие его минералы.
Оборудование: образцы горных пород, лупа, карта полезных ископаемых.
Ход урока
I. Общие сведения о горных породах.
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Как вы понимаете словосочетания «горные породы», «полезные ископаемые»?
К горным породам относятся не только те породы, из которых образованы горы, но и те, из которых образованы равнины.
Школа, в которой вы учитесь, дом, где вы живёте, леса и озёра, моря и океаны расположены на различных горных породах, залегающих в толще земли.
Все вещества, которые залегают в земле большими массами, называются горными породами.
В земной коре горных пород очень много.
Они залегают под почвой на разных глубинах: одни находятся на глубине 2-3 км, другие чаще встречаются на глубине 10-15 км, а третьи (песок и глина) близки к поверхности земли.
- Какие полезные ископаемые вам известны? (Рассматривают образцы.)
- Каким образом их использует человек?
- Расскажите об известном вам полезном ископаемом по плану (на доске):
1) название;
2) свойства (твёрдый - жидкий; плотный - рыхлый; цвет; горючесть);
3) где применяется;
4) добывается ли в нашем крае;
5) насколько бережно используется.
II. Практическая работа № }.
Цель: определить составные части гранита, его общие свойства.
Содержание работы.
Беседа.
- Что вы знали о граните раньше?
- Где он Црименяется? Почему?
- Рассмотрите кусочки гранита.
- Однороден он по составу?
Чем это доказать?
Вывод. Составление схемы (рабочая тетрадь, с. 16, задание 1).
Ш. Работа с учебником, с. 42-43.
Используя карту полезных ископаемых России, учитель показывает месторождения самых известных полезных ископаемых и рассказывает о них.
IV. Итог урока.
- Что такое горные породы?
Домашнее задание: учебник с. 42-45; рабочая тетрадь, с. 16, задание 2.
• Для учителя.
Что мы понимаем под названием «полезные ископаемые»? Они наверняка полезны, если так называются. Почему же? Попробуем разобраться. Металлы, каменный уголь, природный газ, песок, глина, известняк, гранит, различные минералы, удобрения, соль - всё это человек использует в хозяйстве и достаёт из недр земли. Там эти полезные вещества залегают в виде горных пород, руд и минералов, поэтому их назвали ископаемыми - это то, что необходимо выкопать, прежде чем использовать. Располагаются они в виде скоплений на различной глубине, на поверхности земли, на дне морей и океанов - это месторождения полезных ископаемых.
Месторождения полезных ископаемых формировались в глубинах Земли и на её поверхности в течение четырёх миллиардов лет.
Таким образом, минералы и горные породы, которые исполь- j зуются и могут быть применены в народном хозяйстве, называются полезными ископаемыми. Понятие это относительно, потому что с годами полезными ископаемыми становятся всё новые продукты земных недр. Например, сравнительно недавно выяснилась исключительная ценность урановых руд; началась добыча калийных солей, бокситов...
Скопления, залежи полезных ископаемых называют месторождениями.
Каждая геологическая эпоха оставила нам залежи разнообразных полезных ископаемых. Например, отложения древнейшей, до-кембрийской эпохи богаты железом, никелем, медью. А в современных речных осадочных породах встречаются россыпные месторождения золота, платины, алмазов.
Бурные реки, которые текут в узких горных ущельях, несут с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в моря, и вместе с речной водой в них «впадают» камни, песок и глинистые частички..Они оседают на дно морей.
Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы - песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода - известняк.
Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпают песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь - это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
Прежде чем искать залежи, геологам требуется основательно изучить геологическое строение района, определить состав и возраст распространённых здесь пород.
Обнаружить в земле скопления полезных минералов или горных пород - ещё полдела. Следует новый этап: разведка месторождения. Для этого проводятся детальные исследования качества руды, особенностей её залегания, подсчитываются запасы полезного ископаемого. После этого разрабатываются способы добычи переработки руды.
Обычно в первую очередь открывают месторождения полезных ископаемых, залегающие близ земной поверхности. А разрабатываются вначале наиболее богатые концентрированные руды. Однако со временем легкодоступных и богатых месторождений становится всё меньше и меньше. Человек в поисках подземных кладовых всё глубже проникает в недра.
В наше время полезные ископаемые необходимы всюду. Минеральное сырьё называют пищей промышленности. Чёрная и цветная металлургия полностью работает на минеральном сырье. Для химической промышленности доля его достигает 75 %. Большая часть электроэнергии вырабатывается на тепловых и атомных станциях, использующих уголь, газ, мазут, радиоактивные вещества. Почти весь транспорт действует на энергии полезных ископаемых. Основа промышленности строительных материалов - горные породы. Кроме того, полезные ископаемые необходимы современному сельскому хозяйству. Очень широко применяются минеральные удобрения: калийные соли, фосфатное сырьё, известняки.
Потребность в полезных ископаемых постоянно растёт, увеличивается добыча минерального сырья. В естественных условиях месторождения полезных ископаемых формируются за многие тысячи и миллионы лет, разрабатываются они обычно за десятилетия. Это заставляет с предельной бережливостью и наиболее полно использовать минеральные ресурсы. Иногда удаётся восстанавливать запасы некоторых полезных ископаемых. Но пока главная задача охраны недр - рациональная эксплуатация подземных богатств, бережное и наиболее полное, комплексное их использование.
Что такое мел? Во всём мире не найдётся человека, которые бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут медом на доске. А что бы делал учитель без* мела?
Оказывается, вначале мел был животным. В водах океанов; существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести.
Отмирая, они (Спускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом.
Как мы уже знаем, различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы.
Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими смесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95 % состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.
После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!
Торф. Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных. Образуется чёрный ил, богатый соединениями углерода с водородом, из которых состоят и нефть, и уголь. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.
В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на 3/4 состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо, на котором могут работать даже электростанции.
Торф - начальная стадия образования угля. С течением времени он превращается в бурый уголь. Более твёрдый, чем торф, но всё же достаточно мягкий, он крошится при перевозке на большие расстояния и используется в основном для бытовых целей.
Торф может использоваться не только в качестве топлива, но и как удобрение. У нас в стране имеются большие залежи торфа в болотах Западной Сибири, на севере Европейской России.
Нефть и газ - горные породы, хотя одна из них - жидкая, другая — газообразная.
По своей ценности нефть вполне соизмерима с золотом. В истории человечества ей принадлежит огромнейшая роль, и особенно значительной она стала в последнее столетие.
Нефть была известна уже в древнем Египте - её добавляли в состав для бальзамирования мумий. В 220 году до н. э. один китайский император повелел бурить землю в поисках соли. Когда бамбуковые трубы погрузились в недра на несколько десятков метров, вдруг ударил фонтан чёрной горючей жидкости. Собранная нефть была использована для освещения жилищ.
В древности нефть применялась и в военных целях. Был известен, например, «греческий огонь», состав которого хранился в строгой тайне. Сосуд с таинственным веществом привязывали к метательному копью, запускавшемуся гигантской пращой. Когда снаряд достигал цели, происходил взрыв. Пламя быстро распространялось, и вода не могла его погасить.
Лишь во второй половине XIX столетия стали ясны удивительные возможности нефти. Тогда её и стали называть «чёрным золотом». Именно нефть дала развивающейся промышленности многие смазочные материалы, более дешёвое и калорийное, чем уголь, топливо, совершенно новые источники света.
Производство жидкого и газообразного топлива в жизни современного человека заняло важное место. Если бы вдруг источники нефти и газа неожиданно иссякли, мировая цивилизация оказалась бы на краю катастрофы. Прежде всего остановился бы транспорт: автомобили, самолёты, корабли разных видов, стал бы невозможен запуск ракет в космическое пространство. Прекратилось бы производство пластмасс, строительных материалов, тканей, красителей и моющих средств, медицинских препаратов, взрывчатых веществ, парфюмерных товаров, удобрений и многого другого.
Из всего разнообразия полезных ископаемых пока нет таких, которые могли бы заменить нефть.
Уголь - это топливо, причём почти самое древнее. Ещё не так давно с дровами и углем был знаком каждый — ими топили в любом доме. Сейчас жителям современных домов тепло в квартиру приносит центральное отопление. Но это не значит, что уголь стал не нужен. Всё равно без угля мы во многих случаях не получим ни тепла, ни электричества.
Что же такое уголь? Откуда он берётся?
Основная масса угля находится в земле. Его называют каменным углем, иногда окаменевшим солнечным светом. Он образуется в земных недрах в результате термического разложения отмерших древних растений без воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет.
Наиболее древний каменный уголь - антрацит. При нагревании (без доступа воздуха) из него образуется спёкшаяся масса - кокс, который применяется для выплавки чугуна в доменных печах.
В недрах Земли залегает ещё бурый уголь. Он «моложе» каменного, и на нём заметны следы исходных древесных пород в виде причудливых папоротниковых растений.
На угле работают тепловые электростанции, им отапливают дома. Продукты сгорания угля не безвредны для окружающей природы и здоровья людей. Тем не менее, уголь - во многих случаях незаменимый и дешёвый источник энергии, а также сырьё для химической промышленности. Поэтому он ещё долго будет одним из главных источников тепла, электроэнергии и основной пищей металлургии.
Урок 11. ПРО ВОЗДУХ...
Цели: рассмотреть вопросы о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, важнейших мерах по ее охране; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: рисунки завода (фабрики), автомобиля, человека, животного, растения.
Ход урока
I. Введение в тему.
- Отгадайте загадку:
Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит, торопится. (Воздух.)
- Почему воздух назвали «невидимкой»?
- Где находится воздух?
- Как вы можете доказать присутствие воздуха в классной комнате?
П. Изучение нового.
Беседа с использованием статей из учебника.
- Воздух — это нижний слой атмосферы. Мы живём на дне воздушного океана. Он простирается над нами на несколько сотен километров. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.
- Прочитаем статью на с. 48.
- Что вам понравилось в описании?
- Давайте рассмотрим и сами опишем небо сегодняшнего дня. (Рассматривают небо из окна.)
- Почему воздух так необходим? (Он нужен для дыхания.)
- Назовите те объекты природы, которые без воздуха погибнут.
Дети называют животных, растения и человека. Учитель крепит вертикально на доске карточки с их изображениями.
Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определённом соотношении с другими газами. Когда в воздух попадают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, животных и человека.
На уроке Серёжа нарисовал вот такую схему.
Учитель добавляет рисунок завода (фабрики) к уже выстроенным вертикально рисункам и проводит к ним стрелки от рисунка завода.
• Для учителя.
Пока человек не вмешивался в природные процессы, они происходили так, что равновесие элементов атмосферы поддерживалось само собой. Даже естественные катастрофы - извержение вулканов, гигантские пожары и т. д. — не могли серьёзно нарушить извечный баланс. Но постепенно технология развилась настолько, что человеческая деятельность стала серьёзно влиять на естественный ход событий. Выбросы газов и пыли с химических, металлургических и энергетических предприятий приводят к тому, что защитные слои атмосферы разрушаются, пропускают ультрафиолетовые лучи; смешиваясь с ядовитыми химическими соединениями, водяные пары проливаются на землю кислотными дождями и губят всё живое. Всё это ведёт к нарушению природного баланса.
В декабре 1952 года от городского дыма, смешанного с туманом, в Лондоне погибли 4000 человек. Это было очень серьёзным предупреждением жителям городов всей планеты. В срочном порядке правительство Англии приняло закон о запрещении применения в городах топлива, оставляющего дым. И всё-таки до сих пор проблема задымлённости городов не решена. В том же Лондоне за год на 1 м осаждается до 1 кг сажи. Темнеют здания, разрушаются памятники архитектуры, в лёгких людей накапливаются вредные вещества.
Вопросы кучащимся.
- Какой ещё фактор загрязнения воздуха вы можете назвать?
Если дети затрудняются, учитель вывешивает на доске рядом с рисунком завода (фабрики) рисунок автомобиля.
- Докажите, что автомобиль не только удобное, но и вредное изобретение человека.
- Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин, чтобы оздоровить городской воздух?
• Для учителя.
Некоторые виды горючего гораздо меньше загрязняют атмосферу, чем бензин и дизельное топливо. Например, в Бразилии автомобили иногда заправляют спиртом, который добывают из сахарного тростника и других видов тропических растений. В этом случае выхлопные газы практически безвредны для здоровья. Бразильцы проводят также опыты по использованию растительных масел в качестве горючего для дизельных двигателей. Так называемые альтернативные источники энергии в той или иной степейй знакомы всем. Это использование энергии ветра и солнца. Так, например, в Австралии построены опытные образцы гелеомобилей.
Они используют энергию Солнца. И хотя скорость их не так велика, как автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, гелеомоби-ли абсолютно безвредны для окружающей природы и человека.
Вопросы и задания к учащимся.
- Какие меры по очистке воздуха от вредных примесей вы могли бы предложить?
- Прочитать вывод на с. 47.
В крупных городах страны постоянно проверяется чистота воздуха. Установлены нормы допустимого содержания вредных веществ в воздухе.
Огромную роль в очистке воздуха играют растения - лёгкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Какую работу надо вести людям в этом направлении? (Сажать больше зелёных насаждений, разбивать парки и скверы.)
III. Итог урока.
- Почему недопустимо загрязнять воздух?
Домашнее задание: учебник, с. 46-49; рабочая тетрадь, с. 17, задания 1-2.
Урок 12. ...И ПРО ВОДУ
Цели: рассказать о значении воды для живой природы, об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях так(> го загрязнения; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: карта полушарий, рисунки животных, растений, человека, завода, трактора, многоэтажного дома.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель читает стихотворение Г. Ладонщикова.
РЕКА ЖИВЁТ
Смотришь на реку, Кажется, в ней Нет ни малявок, ни окуней. Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в неё заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это огромная щука плывёт, как ракета;
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Ходят лещи шириною с лопату;
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыш,
Мелькают густёрки, уклейки, ерши...
Река ведь не просто течёт и течёт,
Она интересною жизнью живёт.
Вопросы и задания кучащимся.
- Что вам понравилось в описании речной жизни?
- Прочитайте текст на с. 51.
- Рассмотрите фотографии речных берегов.
- Чем они вас привлекают?
II. Изучение нового.
Беседа с использованием карты и схемы в учебнике.
- Рассмотрите карту. Каким цветом отмечены водные запасы планеты?
1 Чего больше на планете: суши или воды?
Вода в океанах и Морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. (При объяснении учитель показывает объекты на карте.)
- Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных. (Вывесить рисунки растений и животных на доску.)
- Прочитайте задание на с. 50.
- Подумайте, какую роль играет вода в вашей жизни. (Рисунок человека.)
• Для учителя.
Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды -менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьём и с пищей, в зависимости от климата составляет 3-6 литров в сутки.
Вода - добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.
Вопросы и задания кучащимся.
- На уроке Серёжа нарисовал вот такую схему.
На доске появляются рисунки двумя вертикальными рядами: слева рисунки завода, трактора, многоэтажного дома, справа - животного, растения, человека. Проводятся стрелки.
- Расскажите, что показывает эта схема. (Загрязнение природы промышленными отходами, сельскохозяйственной деятельностью человека и сточными водами.)
- Что вы можете предложить, чтобы изменить это положение?
- Почему необходима очистка воды?
- Может ли вода очищаться под воздействием природных факторов? (Природа имеет способность к самоочищению.)
• Для учителя.
Реки и озёра живут благодаря своей способности самоочищаться. Так, например, за 12 дней в реке вся вода обновляется, а в озере моллюски и прочие мельчайшие существа за год 6-8 раз пропускают через себя весь объём воды, тем самым очищая её. Но и здесь есть предел, за которым живая система теряет способность самовосстанавливаться.
А вот некоторые факты загрязнения очень крупных водоёмов и их последствия.
1. Термическое загрязнение характерно для крупных рек, на берегах которых построены сталеплавильные или машиностроительные заводы, тепло- и электростанции. Эти предприятия используют холодную речную воду для охлаждения промышленных установок. Обратно в реку они сливают воду изрядно нагретую, почти горячую. Тем самым нарушается температурный баланс водоёма, развиваются тропические вирусные заболевания, гибнет ценная рыба -лосось, форель, осётр. В мутной, пахнущей зеленью воде выживают только некоторые виды рыб - голавль, плотва. Волга (показать на карте) - одна из рек, подверженных термическому загрязнению.