Малоизученные таксоны животных организмов: новоописанные таксоны высокого ранга первичнополостных и вторичнополостных беспозвоночных

К новоописанным таксонам относят трихоплакса (Trichoplax). Это единственный известный представитель типа Placozoa. Он был описан еще в 1883 г. зоологом Ф. Шульце, который обнаружил амебоидно изменяющие свою форму пластинки диаметром 1–6 мм на стенках морского аквариума. В 1907 г. Г. Крумбах посчитал эти организмы личинками медузы Eleyteria. Лишь в 70-е годы XX века К. Грелл открыл у этих животных половое размножение. Trichoplax был выделен в самостоятельный тип Placozoa. В настоящее время считается, что трихоплакс весьма близок к предкам многоклеточных. На это указывают результаты исследования рибосомальной РНК, которые подтверждают его родство с губками и примитивными кишечнополостными.

Мезозои (тип Mesozoa ) внешне схожи с Placozoa, но рассматриваются как неродственная им группа, ведущая происхождение от паразитических плоских червей. Мезозои имеют пластинчатую форму тела, его длина не превышает 1 см. Это полостные паразиты моллюсков и офиур, к настоящему времени описано около полусотни видов. Тело покрыто ресничным эпителием, который заключает рыхлый слой генеративных клеток. Мезозоям свойственна гетерогония – чередование партеногенетического и полового размножения. Именно исследования зародышей послужили основанием для заключения о вторично упрощенной анатомии этих животных.

Среди водных и почвенных беспозвоночных многие имеют червеобразную форму тела. В Линнеевской системе они были объединены в тип Vermes, затем в зависимости от основных черт анатомии их разделили на паренхиматозных (плоские черви – Plathelminthes), первичнополостных (Nemathelminthes) и вторичнополостных (кольчатые черви, эхиуриды и сипункулиды). При этом дальнейшие исследования выявили сборный характер Nemathelminthes s. l., и из состава типа были последовательно выведены сначала скребни, затем коловратки, и, наконец, волосатики. В 1980 г. было предложено объединить волосатиков, киноринхов и приапулид в тип Cephalorhyncha – головохоботных. Всем им присущ единый план строения: тело подразделяется (хотя бы на личиночной стадии) на 2 отдела: хоботный (интроверт) и туловищный. Интроверт уникален тем, что внутри него залегает кольцо центральной нервной системы. Туловище иннервируется единичным брюшным нервным стволом.

Приапулиды - это группа морских беспозвоночных. Известно 17 ныне существующих видов. Из них Priapulus caudatus имеет циркумполярное распространение, на юг проникает до Средиземного моря. Вид эврибатен, регистрируется и на мелководьях, и на глубинах до 3,5 км. Размеры тела достигают 20 см, оканчивается оно ветвистым хвостовым придатком. Животные обнаруживаются в донных илах, где они роются в поиске мягкотелых животных и съедобных органических остатков.

Лорициферы.В 1975 г. Р. Кристенсеном был обнаружен новый вид морских червей – Nanaloricus mysticus описаны в 1983 г. Размеры животных составляли примерно 0,5 мм. Тело подразделяется на интроверт и туловище, которое заключено в кожистый панцирь – лорику. Интроверт несет набор направленных вперед стилетов, которые окружают ротовое отверстие. Затем следуют ряды чувствительных придатков – скалид, к туловищу интроверт причленяется суженным «шейным» отделом. Лорициферы обитают в промежутках между частицами морского грунта. Эти хищники, которые нападают на мелких ракообразных, прокалывают покровы тела и высасывают содержимое. Любопытно, что размеры яиц лорицифер лишь не намного меньше размеров тела взрослых червей. Сначала лорицифер выделили в отдельный тип, сейчас преобладает мнение, что их следует объединить с приапулидами и волосатиками в тип Cephalorhyncha.

Циклиофоры, единственно известный вид Symbion pandora – описаны Р. Кристенсеном. Их обнаружили на околоротовых придатках омаров. Это сидячие организмы, питающиеся остатками пищи хозяина. Максимальные размеры тела – 350 мкм, – что около порога различения человеческим глазом. На переднем конце тела расположена ротовая воронка, окруженная кольцом ресничек, на заднем – прикрепительный диск – присоска. Пищеварительный тракт имеет U-образную форму. Размножение бесполое – внутренним почкованием. Проблему для циклиофор представляют регулярные линьки омаров, для преодоления затруднения циклиофоры переходят к половому размножению. Мелкие (до 80 мкм) самцы не питаются, разыскивают бесполых особей, вынашивающих самок, и прикрепляются к их покровам.В настоящее время циклиофор выделяют в самостоятельный класс в рамках типа Мшанок.

Морские маргаритки (sea daises) были найдены на затонувших бревнах,. Кларком. Они отнесли их к новому классу иглокожих Concentricycloidea. Эти животные имеют уплощенное дисковидное тело диаметром до 1 см с многочисленными краевыми иглами. Радиальные каналы у эти иглокожих отсутствуют, а амбулакральные ножки располагаются по краю диска. Известно два вида морских маргариток Xyloplax medusiformis и Xyloplax turnerae. У последнего имеется рот и рудиментарный желудок. Представители первого рта и кишечника не имеют. Обращенная к субстрату поверхность тела выполнена мембранозным эндотелиальным эпителием, считается, что через него осуществляется поглощение низкомолекулярных соединений, являющихся продуктами бактериального разложения древесины.

Описание новых для науки таксонов с одной стороны может подкрепить уже существующие гипотезы происхождения тех или иных групп организмов, с другой – разрушить ранее утвердившиеся филогенетические теории. Это справедливо как в отношении ныне существующих животных (рецентные формы), так и описания ископаемых (фоссильных) форм. Например, эпохальным событием в палеозоологии послужило нахождение и описание остатков и дериватов животных, обитавших в морях планеты в завершающий период Протерозойской эры – Венд. Благодаря этому стало возможным не только подтвердить правильность гипотезы происхождения билатерально-симметричных многоклеточных, но и прояснить филогенетические отношения между метамерными и неметамерными беспозвоночными.

Венд – заключительный период протерозойской эры (около 600 млн лет назад), когда, по всей видимости, и появились первые билатеральные животные. Он предшествовал кембрийскому периоду, когда имел место так называемый «кембрийский взрыв» – появление за эволюционно короткий промежуток практически всех мегатаксонов (типов и классов) беспозвоночных.

Фоссильные (ископаемые) остатки вендских организмов представлены отпечатками животных, не имевших твердого минерального скелета. Наиболее многочисленны формы с радиальной и лучевой симметрией, но имелись и билатерально симметричные животные.

Примечательно, что это метамерные формы, причем у некоторых сегменты располагаются со сдвигом относительно плоскости билатеральной симметрии, что характерно также для некоторых современных кораллов Ceriantharia. В отпечатках многих вендских Bilateria удается дифференцировать медиальную борозду, соответствующую центральному отделу кишечника, а также отходящие от него боковые ветви и камеры. Животные вели донный образ жизни, ротовое отверстие располагалось на брюшной стороне тела. У некоторых оно имело щелевидную форму. Предполагается, что зарастание его центральной части предопределило создание кишечной трубки. Данную гипотезу подтверждают результаты исследований экспрессии так называемых гомеобоксных генов, которые определяют развитие осевых структур, сегментацию и закладку конечностей. У кишечнополостных эти гены экспрессируются в околоротовом кольце, тогда как у позвоночных вдоль удлиненного бластопора зародышей, а затем в околоротовой и анальной зонах. Таким образом, генетические методы подтверждают предположение, что имело место удлинение первичного ротового отверстия, смыкание его посередине и превращение отверстий на его концах в дефинитивные рот и анус.

Гастральные карманы отделились от центральной части гастральной полости и превратились в целомические камеры, расположение которых определило метамерное строение тела. Сложная организация первичных Bilateria объясняет возникновение в период последующего «кембрийского взрыва» основных высокоорганизованных групп беспозвоночных, таких как олигохеты, моллюски и членистоногие. Принятие данной гипотезы меняет сложившиеся взгляды на филогению беспозвоночных животных. В частности, первичнополостные более не рассматриваются в качестве предковых для вторичнополостных (целомических) животных. В свете вышеизложенного осевая симметрия гребневиков должна считаться первичной, а сам таксон рассматриваться боковой ветвью, уклоняющейся от магистральных путей эволюции животных.

Таким образом, прогресс в исследовании фоссильных (ископаемых) и рецентных (ныне живущих) определяет существенное расширение представлений о многообразии органического мира и уточнить некоторые вопросы его эволюции.

Наши рекомендации