Анатомия и физиология желез внутренней секреции
Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.
Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость – физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.
Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.
Возрастные особенности желез внутренней секреции.
7. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата.
Гигиенические требования к оборудованию школ
Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их формирование и функциональное значение. Развитие скелета туловища и конечностей, костей мозгового и лицевого черепа.
Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Возрастные особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте. Утомление при различных видах мышечной работы и его возрастные особенности. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движения с возрастом. Двигательный режим учащихся. Вред гиподинамии.
Осанка. Нарушение осанки. Деформация грудной клетки. Плоскостопие. Правильная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Воспитание правильной осанки у школьников. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и укреплении свода стопы. Необходимость соответствия размеров ученической мебели росту и пропорциям тела. Правила расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе.
Гигиенические требования к работе в компьютерных классах. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских. Размеры и вес рабочих инструментов и сельскохозяйственного инвентаря для детей и подростков. Портфели и ранцы для ношения книг и письменных принадлежностей.
Методы определения физического развития школьников.
8. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы. Роль ферментов в пищеварении. Зубы. Смена зубов. Профилактика кариеса.
Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторные функции кишечника.
Защитные пищеварительные рефлексы. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями.
Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Заболевания, вызванные неправильным питанием – рахит, экзогенно-конституционное ожирение, гиповитаминозы и авитаминозы, их профилактика.
Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приема пищи.
Организация питания учащихся в школах и ПТУ, во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и туристических походов. Калорийность горячих завтраков и обедов. Питьевой режим в учебно-воспитательных учреждениях. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении. Правила транспортировки и хранения пищевых продуктов, приготовление пищи и реализации готовых блюд. Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.
9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности.
Изменения с возрастом потребности организма в белках. Особенности жирового и углеводного обмена в разном возрасте. Значение воды, минеральных солей, микроэлементов и витаминов в процессе роста и развития ребенка. Сохранение витаминов пище.
10. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Дыхательная, транспортная и защитная функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков. Анализ крови как один из показателей состояния здоровья. Понятия об иммунитете. Клеточный, гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови.
Строение и работа сердца. Свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности. Общая схема кровообращения. Кровеносные и лимфатические сосуды. Морфофизиологические свойства сердечной мышцы. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Возникновение и распространение возбуждения по миокарду.
Частота сердечных сокращений в разном возрасте. Пульс и его характеристика. Возрастные изменения систолического и минутного объема сердца. Давления крови и его изменения с возрастом: гипотония и гипертония.
Регуляция работы сердечно-сосудистой системы. Ее возрастные особенности. Строение и функции кровеносных сосудов. Движение крови по артериям, капиллярам и венам. Возрастные изменения. Особенности кровоснабжения отдельных органов (сердце, легкие, печень, почки, мозг, кожа и прочие).
Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Изменение гемодинамических показателей у детей и подростков при статической работе. Возрастные особенности регуляции кровообращения. Влияние экстракардиальных нервов и гуморальных факторов на функцию сердца. Регуляция тонуса сосудов. ЭКГ. Пульс. Кровяное давление.
Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Тренировка сердечно-сосудистой системы.
11. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования
к воздушной среде учебных помещений
Значение дыхания. Процессы, обеспечивающие дыхание. Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха. Анатомическое «мертвое» пространство. Строение легких.
Дыхательные объемы и емкость легких. Минутный объем дыхания. Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Обмен газов между воздухом и кровью.
Перенос газов кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Артериовенозная разница в покое и при мышечной работе. Максимальное потребление кислорода.
Особенности строения и функций органов дыхания в детском возрасте. Придаточные пазухи носа. Миндалины, аденоиды.
Изменения с возрастом частоты и глубины дыхательных движений, жизненной емкости легких, минутного объема дыхания. Спирометрия. Регуляция дыхания. Возрастные особенности произвольной регуляции дыхания.
Понятие о микроклимате. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Изменения физико-химических свойств воздуха в учебных помещениях. Физиологическое обоснование гигиенических требований к воздухообмену в учебных помещениях, мастерских. Искусственная вентиляция. Гигиенические требования к отоплению школ и отопительным приборам.
12. Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
Система мочевыделения. Возрастные особенности строения и функции почек. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний системы мочевыделения.
Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения и функций кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функции кожи. Роль кожи в закаливании организма. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его роль в укреплении организма человека.
Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение чистоты и целостности кожных покровов.
Закаливание воздухом, солнцем и водой. Правила закаливания организма детей и подростков. Организация закаливания.
Теплообмен организма детей и подростков. Предельно допустимая отрицательная температура воздуха и скорости ветра для лыжных походов, катания на коньках и санках. Предупреждение теплового и солнечного ударов. Предупреждение ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах, обморожениях.
13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся
Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.
Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, освоение профессии, производительность труда. Сроки нормализации физиологических показателей после перенесенных заболеваний. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями, перенесшим острые заболевания.
Защита организма от болезнетворных микробов. Защитные барьеры. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки: гаммаглобулин. Аллергия и анафилаксия. Особенности иммунитета в разном возрасте.
Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике распространения инфекционных заболеваний среди детей и подростков. Профилактика борьбы с гриппом и другими респираторными заболеваниями.
Задачи медико-гигиенического воспитания. Место и его роль в формировании личности. Половое воспитание как неотъемлемая часть подготовки учащихся к семейной жизни. Принципы, формы, методы и средства медико-гигиенического и полового воспитания. Взаимодействие педагогов и медицинских работников в осуществлении медико-гигиенического и полового воспитания.
Биологические и социальные аспекты пола. Гигиенические и нравственные основы семьи.
Анатомо-физиологические особенности женского организма. Внутриутробное развитие ребенка, беременность. Гигиена беременной женщины, вред аборта.
Болезни, передающиеся по наследству. Врожденные заболевания. Венерические заболевания.
Личная гигиена женщины. Мода и здоровье. Культура одежды.
Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на психику. Влияние алкоголя на организм и психику человека. Систематическое употребление алкоголя – путь к развитию хронического алкоголизма. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.
Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения (стенокардия, инфаркт миокарда, эндартериит). Основы антиникотинового воспитания.
14. Гигиена физического воспитания, трудового обучения и производительного труда
Медико-санитарный надзор за учебно-воспитательными учреждениями и совместная работа учителя и медицинских работников в школе и других учебно-воспитательных учреждениях.
Организация физического воспитания учащихся школ и ПТУ. Суточный объем локолюций учащихся в зависимости от пола, возраста, климатогеографических факторов. Влияние недостаточной двигательной активности на физическую и умственную работоспособность детей и подростков, состояние сердечно-сосудистой системы. Формы и средства физического воспитания и их значение. Малые формы (утренняя зарядка, гимнастика до уроков, физкультурные паузы, подвижные игры на переменах и после окончания уроков). Уроки физкультуры, спортивный час, внеклассные и внешкольные занятия различными видами физической культуры, домашние занятия по физической культуре. Дни здоровья, туристические походы в выходные дни, каникулы, гигиенические требования к организации походов.
Повышение физической подготовленности детей и подростков средствами физической культуры. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек. Медицинские группы для занятий физической культурой. Допуск учащихся к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Способы закаливания. Купание в открытых водоемах. Применение искусственных источников ультрафиолетового излучения для повышения резистентности организма детей и подростков к неблагоприятным факторам.
Гигиенические требования к местам занятий физической культурой, спортивному оборудованию и инвентарю.
Влияние различных видов труда на состояние здоровья подростков. Гигиенические требования к организации трудового обучения, общественно полезного и производительного труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве с учетом возраста, пола и состояния здоровья учащихся, степени воздействия факторов, сопутствующих работе (шум, вибрация, запыленность и др.). Продолжительность работы, ее плотность, микропаузы и регламентированные перерывы. Допустимый вес переносимых детьми и подростками тяжестей с учетом пола и возраста. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах. Медицинские аспекты профотбора. Профессиональные консультации. Режим работы в УПК. Освоение профессии подростками в ПТУ.
15. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного
участка
Гигиеническая оценка планировки школьного здания и прилегающей к нему территории. Законодательные акты, нормирующие планировку, строительство, оборудование и эксплуатацию учебных заведений. Понятие о микроклимате. Школьный участок. Спортивный комплекс школы. Учебные и подсобные помещения школы.
Безопасность проведения уроков и внеклассных мероприятий на территории школ.
Предмет, содержание и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физиологического и психического развития подрастающего поколения.
Впервые значимость комплексного знания морфологии, физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). Особенности строения растущего организма, физиология и психофизиология ребенка – необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, – психолога, учителя, воспитателя, социального педагога. Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, – считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. (В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С. 167).
Организм человека – сложнейшая, иерархически организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Особенности развития и взаимодействия организма со средой на различных этапах онтогенеза, формирование функциональных систем и механизмов регуляции физиологических функций, приемы, направленные на сохранение и поддержание оптимального уровня здоровья человека – все это является предметом изучения комплексной науки «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены».
Возрастная анатомия – это раздел науки, изучающий особенности морфологии (т.е. строения) и роста организма ребенка и подростка. Возрастная физиология – наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Возрастная гигиена изучает особенности взаимоотношений развивающегося организма человека и окружающей среды, специфику сохранения гомеостаза, адаптации к изменениям условий окружающей среды.
Любая наука может развиваться только в том случае, если она ищет ответы на важные вопросы, от решения которых зависит наше понимание мира и способы воздействия на него. Первая категория представляет собой теоретические, а вторая – прикладные задачи науки.
Главной теоретической задачей курса "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" является предоставление студенту, будущему педагогу современных сведений о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, знаний о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе учебно-воспитательных учреждений по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.
Знание основных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практических задач педагогики и педиатрии – это оценка так называемой «возрастной нормы» и определение временных границ возрастных периодов (Возрастная периодизация онтогенеза).
В ходе изучения дисциплины "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена относится к естественно-научным дисциплинам, поэтому применяемые ею методы в большинстве случаев позволяют получать количественные оценки. Этим она существенно отличается от большинства гуманитарных наук, которые используют главным образом качественные характеристики изучаемых ими объектов.
Для оценки роста и развития ребенка используется набор методик, которые традиционно применяются биологическими и медицинскими науками. Первое место в таких исследованиях занимают антропометрические и физиометрические показатели.
Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно описать его строение. Масса и длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки – все это показатели используются для оценки физического развития детей и подростков. Физиометрические показатели измеряются наряду с антропометрическими – это жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти, становая сила и др.
В возрастной физиологии часто применяются физиологические методы исследования, позволяющие судить о функциональных возможностях организма, о динамике протекания тех или иных процессов в нем. К этой группе методов относятся регистрация электрических потенциалов, вырабатываемых клетками организма в процессе их функционирования, запись дыхательных движений, электрокардиограмма и др.
Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. Функциональные пробы позволяют объективно оценить возможности любой системы, т. к. изучают ее непосредственно в процессе функциональной активности.
Кроме перечисленных выше методов исследования в возрастной физиологии широко применяется естественный эксперимент – наблюдение за детским организмом в ситуациях социальных и природных катаклизмов и т.п. Моделирование экспериментальное и математическоеприменяется для изучения отдельных этапов развития, например, возрастные преобразования на клеточном и тканевом уровнях и др. А также широко используются статистические методы и системный анализ.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена тесно связана с другими науками – с педагогикой, психологией, медициной, биологией развития, антропологией, экологией.