Влияние различных раздражителей на моторику изолированного желудка лягушки
Изолированный желудок лягушки получают в остром эксперименте:
1. Лягушку обездвиживают бескровным методом.
2. Лягушку прикалывают к препаровальной доске брюшком кверху и разрезают переднюю брюшную стенку по средней линии.
3. Находят желудок и освобождают его от брыжейки.
4. В области перехода желудка в двенадцатиперстную кишку накладывают две лигатуры и делают между ними разрез, отделив, таким образом, желудок от кишечника.
5. С помощью лигатуры присоединяют желудок к рычажку миографа и записывают его сокращения.
6. Верхний отдел желудка сдавливают пинцетом и отмечают изменение его двигательной активности.
Рис.11. Миограмма изолированного желудка лягушки при механическом раздражении.
7. На желудок капают несколько капель раствора ацетилхолина и регистрируют миограмму.
Рис.12. Миограмма изолированного желудка лягушки при воздействии ацетилхолина.
8. Отмывают желудок раствором Рингера.
9. На желудок капают 2-3 капли раствора адреналина и регистрируют миограмму.
Рис.13. Миограмма изолированного желудка лягушки при воздействии адреналина.
Ход работы и рекомендации к оформлению протокола.
1. Зарисовать миограммы.
2. В выводе объяснить характер влияния механического раздражителя, ацетилхолина и адреналина на моторику изолированного желудка лягушки; указать механизмы изменений моторной функции, наблюдаемые в эксперименте.
Ситуационные задачи:
1. Почему при волнении у человека пересыхает во рту?
2. У больного с расстройством мозгового кровотока нарушен акт глотания, он может поперхнуться при приеме жидкой пищи. Укажите, какой отдел мозга пострадал
3. Как и почему измениться секреция желудочного сока при введении в двенадцатиперстную кишку раствора соляной кислоты?
4. Перед едой большого количества мяса один испытуемый выпил стакан воды, второй – стакан сливок; третий – стакан бульона. Как это повлияет на переваривание мяса?
5. Двенадцатиперстную кишку называют «гипофизом пищеварительной системы». Объясните смысл этого выражения.
Занятие № 30
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (коллоквиум № 4)
по темам : «Морфология и физиология системы выделения. Морфология и физиология органов пищеварения»
Контрольные вопросы к коллоквиуму:
Уметь рисовать и объяснять:
· Схему строения нефрона.
· Схему регуляции акта мочевыведения.
· Схему безусловного слюноотделительного рефлекса.
· Схему безусловного рефлекса активации выделения желудочного сока.
· Схему перистальтического рефлекса.
· Схему регуляции акта дефекации.