Принципы и физиологические основы компенсации
В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Это перестройка заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена.
Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации.
Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова.
Эта теория является естественнонаучной основой тифлопсихологии. Она базируется на трёх основных принципах: причинность (детерминизм), единство анализа и синтеза и структурность. Рассмотрим каждый из них.
Принцип причинности раскрывает обусловленность появления и развёртывания компенсаторных функций воздействием внешней и внутренней среды организма на нервную систему. Любой дефект неизбежно вызывает ответную реакцию организма, причём сила и характер этой реакции зависят не только от степени нарушения той или иной функции или органа, но и от состояния организма и тех условий, которые его окружают. Эта реакция имеет своим механизмом замыкание новых временных связей в коре больших полушарий головного мозга.
Принцип единства анализа и синтеза заключается в способности нервной системы выделять в сложных воздействиях среды на организм отдельные элементы и синтезировать их в единое целое. Этот принцип раскрывает компенсацию как совокупную деятельность периферических воспринимающих приборов и корковых механизмов. В процессе анализа и синтеза внешних воздействий у человека образуется весьма сложная по строению функциональная система анализаторов. Полное или частичное нарушение функций какого-либо анализатора приводит к определённым нарушениям целой системы, что отражается в первую очередь на аналитической деятельности. Включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон, уровень, степень и путь анализа суживаются.
Принцип структурности заключается в приуроченности функций головного мозга к его структуре, т.е. в локализации центров, регулирующих те или иные функции. Однако строгая локализация функций в коре головного мозга представляет собой в то же время целостную динамическую систему, в которой каждое местное воздействие влечёт за собой изменение во всей системе. Именно благодаря динамичности системности коры больших полушарий возможны иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения и образование на этой основе новых временных связей.
Тот факт, что организм функционирует как единое целое, весьма важен для объяснения компенсации дефектов. Именно благодаря динамической системности высшей нервной деятельности выпадение или частичное нарушение функций того или иного анализатора не вызывает ничем не возместимых потерь. Взамен утраченного способа образования временных нервных связей в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды.
Рассмотренные выше принципы рефлекторной теории И.П. Павлова являются основополагающими для теории компенсации. В их свете она и разрабатывается в настоящее время в физиологии и специальной психологии.
Физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем.
Современные исследования показывают, что работа физиологического механизма компенсации нарушенных функций подчиняется общим закономерностям высшей нервной деятельности, так как его субстратом является центральная нервная система.
Итак, в основе компенсации лежит рефлекторная деятельность организма. При этом включение механизмов компенсации происходит безусловно-рефлекторным путём, автоматически, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособлений есть деятельность условно-рефлекторная.
Исследования П.К. Анохина показали, что рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта.
Согласно А.П. Анохину, компенсация является частным и особым случаем рефлекторной деятельности центральной нервной системы и потому, подчиняясь общим принципам, выделенным И.П. Павловым, в то же время имеет свою специфику.
Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной и той же схеме и подчиняются следующим принципам:
1. Принцип сигнализации дефекта показывает, что никакое отклонение от нормальной жизнедеятельности организма, т.е. никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остаётся «незамеченным» со стороны центральной нервной системы. Так началом компенсации при дефектах зрения связано с сигнализацией о нарушениях пространственной ориентировки.
2. Принцип прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов показывает, что организм оказывает дефекту значительно большее противодействие, нежели отклоняющееся действие, вызванное нарушением функций. Он свидетельствует об огромных потенциальных возможностях организма, о его способности преодолевать всевозможные отклонения от нормы.
3. Принцип непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений (принцип обратной связи), т.е. афферентирование отдельных этапов восстановления функций. Здесь компенсация представлена как процесс, постоянно регулируемый центральной нервной системой.
4. Принцип санкционирующей афферентации указывает на существование последней связи, закрепляющей новые компенсаторные функции, и тем самым он свидетельствует, что компенсация – это процесс, имеющий конечный характер.
5. Принцип относительной устойчивости компенсаторных приспособлений заключается в возможности возврата прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей, т.е. он свидетельствует о возможности декомпенсации.
Пути компенсации слепоты у ослепших взрослых и старших школьников наиболее полно показаны в исследованиях М.И. Земцовой (Земцова М.И. «Пути компенсации слепоты», 1956 г.).
Она пишет, что сущность формирования процессов компенсации человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности.
Автор отмечает также, что процессы компенсации у детей происходят иначе, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования.
Психическое развитие слепого ребёнка осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которых формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребёнка в целом.
Огромные возможности компенсации слепоты у ребёнка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей, являющихся основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играющих основную роль в процессах компенсации.
Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребёнка оказывают обучение и воспитание.
«Эти системы, - говорит М.И. Земцова, - являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности: анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания, - которые играют основную роль в процессах компенсации».
Существуют различные формы восполнения слепоты:
· органическая, или внутрисистемная, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;
· межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых, анализаторных, нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.
Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей.
Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей.
Стадии компенсации зависят от времени наступления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста, степени поражения анализатора, уровня физического и психического развития, социальных условий, в которых происходит компенсация, а также от организующей и направляющей роли родителей и воспитателей, учитывающих индивидуальные и личностные особенности ребёнка.
Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребёнка, отражающей особенности его возрастного развития и психофизического развития. Структура каждой стадии слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, т.е. от слепоты.
Компенсацию слепоты обеспечивает развитие психических процессов и качеств, лежащих в основе формирования полноценной личности. Вместе с тем успешность компенсации слепоты требует от ребёнка определённого уровня развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять мыслительные процессы обратимости, т.е. умение мысленно представлять предметы в различных положениях.
Первым и необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Это поможет развить качества, необходимые ребёнку для преодоления тяжёлых и серьёзных переживаний, возникающих в связи с появлением и осознанием своего дефекта.