Состояние активного бодрствования

При состоянии активного бодр­ствования в условиях мобилизации организма происходит переход реаги­рующей системы на более высокий уровень активированности. При этом основной ритм распадается (так на­зываемая реакция десинхронизации альфа-ритма), и в ЭЭГ регистрируют­ся колебания более высокой частоты, включающие высокочастотный ком­понент альфа-диапазона (11-13 Гц), бета- и гамма-активность. Состояние мобилизации обеспечивает эффек­тивность реализации психических процессов. На этом фоне при подго­товке к определенному виду деятель­ности наблюдаются локальные изме­нения функционального состояния отдельных нервных центров - тех, которые будут вовлечены в ее реали­зацию - локальная активация.

Регуляция функционального состояния

В изменении функционального со­стояния мозга важнейшая роль при­надлежит модулирующей системе, регулирующей активационные про­цессы в цикле бодрствование - сон и на разных уровнях бодрствования.

Модулирующая система включа­ет в себя структуры разного уровня: ретикулярную формацию ствола и таламуса, неспецифические талами-ческие ядра, лимбическую систему.

Ретикулярная (сетчатая) форма­ция представляет собой сеть нейро-

Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов




           
    Состояние активного бодрствования - student2.ru
    Состояние активного бодрствования - student2.ru
 
  Состояние активного бодрствования - student2.ru
 

Состояние активного бодрствования - student2.ru

Состояние активного бодрствования - student2.ru

Состояние активного бодрствования - student2.ru

Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы

Кора больших полушарий Теменная Лобная область область

Таламус

С Лимбическая 1 система

нов, воспринимающих всю афферен­тную импульсацию. На уровне сетча­той формации импульсные потоки, теряя свою специфичность, направ­ляются в кору больших полушарий по широкой системе восходящих связей, минующих специфические переключательные ядра таламуса, вызывая генерализованное и тони­ческое повышение уровня ее актива­ции (рис. 10).

Таламус играет более сложную роль в модуляции функционального состояния коры больших полуша­рий, оказывая как активирующие, так и тормозные воздействия на раз­личные нервные центры, обеспечи­вая этим возможность локальной активации.

В механизмах регуляции функци­онального состояния коры и обеспече­ния локальной активации существен­ная роль принадлежит структурам лимбической системы - гипоталаму­су и гипокампу. Их связи с таламусом и высшими отделами коры больших

Кора больших полушарий

Состояние активного бодрствования - student2.ru

Лимбическая система

Ретикулярная формация

Афферентный вход

Рис. 10. Неспецифическая активирующая система

Таламус

Афферентный вход

Рис. 11. Система регулируемой активации

полушарий создают возможность мо­дуляции активирующих воздействий в соответствии с состоянием потреб-ностно-эмоциональной сферы, с од­ной стороны, анализом и оценкой всей ситуации в коре больших полу­шарий, - с другой. Таким образов, создается замкнутый контур регу­ляции функционального состояния мозга (рис. 11).

Проверь себя

1. Что такое функциональное состояние?

2. Каковы современные представления о процессе сна? В чем состоит значение мед­ленно-волнового и парадоксального сна для организма?

3. Состояние спокойного бодрствования и его ЭЭГ-характеристика. В чем состоит фун­кциональная значимость основного ритма ЭЭГ покоя - альфа-ритма?

4. Опишите ЭЭГ-характеристики активно­го бодрствования.

5. Охарактеризуйте систему регуляции функционального состояния мозга, ее струк­турную организацию и значение.

Функциональное состояние и, соот­ветственно, осуществление психичес­кой деятельности и поведения опреде­ляется потребностно-эмоциональной сферой, включающей потребности, мотивации и эмоции. Эти три состав­ляющие, тесно между собой связан­ные, играют различную роль в орга­низации поведения.

Потребности являются внутрен­ним источником активного взаимо­действия организма с внешней сре­дой и рассматриваются как основная детерминанта поведения, направ­ленного на достижение определен­ной цели. И.П. Павлов ввел понятие «рефлекса цели» как выражения стремления живого организма к обладанию чем-либо - пищей, раз­личными предметами. Сфера потреб­ностей человека очень широка. Она включает как биологические, так со­циальные и духовные потребности.

Биологические потребности

Этот класс потребностей связан с необходимостью осуществления жизненно важных функций, преж­де всего для поддержания постоян­ства внутренней среды организма (гомеостаза). Отклонение парамет­ров внутренней среды от определен­ного оптимального уровня побужда­ет организм к активным действиям,

которые прекращаются при дости­жении полезного результата - вос­становлении гомеостаза, удовлетво­рении потребности. На сохранение гомеостаза направлена потребность в пище и воде, кислороде.

К биологическим потребностям от­носится и потребность в сохранении вида и продолжении рода, проявляю­щаяся в оборонительном и половом поведении. Биологические потребно­сти связаны с активностью нервных центров гипоталамуса. В экспери­ментах на животных с электродами, вживленными в различные ядра ги­поталамуса, в состоянии голода от­мечено резкое возрастание электри­ческой активности в определенных участках этой структуры, которое прекращалось при насыщении. Их раздражение вызывало пищевое по­исковое поведение. При раздраже­нии других ядер наблюдались отказ от пищи, половое возбуждение, аг­рессивно-оборонительное поведение.

Биологические потребности че­ловека отличаются от животных. Их реализация не носит непосред­ственного характера и в значитель­ной мере определяется социальными и культурными факторами. Это сви­детельствует о том, что даже биоло­гические потребности у человека находятся под контролем регулиру­ющих структур коры больших полу­шарий.



Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов

Глава 5. Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы




Состояние активного бодрствования - student2.ru Социальные и духовные потребности

Социальные потребности как у жи­вотных, так и у человека, направлены на обеспечение взаимодействия с особями того же вида. Выделяется потребность принадлежности к опре­деленной группе, занятия там опре­деленного места и следования приня­тым в группе или обществе образцам поведения.

Важнейший класс потребностей составляют духовные потребности, представляющие основу саморазви­тия. К их числу относится потреб­ность в новизне, в информации и по­требность преодоления.

Потребность в новизне лежит в ос­нове ориентировочно-исследовательс­кой деятельности. Она определяет раз­витие познавательной потребности от стремления к ощущениям и впечат­лениям к приобретению знаний. При определенных свойствах личности и условиях развития в познаватель­ной сфере может доминировать не стремление к знаниям, а поиск ост­рых ощущений, что приводит неред­ко к асоциальному поведению. По­требность в информации проявля­ется в необходимости постоянного притока афферентации, поддержи­вающей оптимальный уровень акти­вации. При дефиците информации (сенсорный голод) активационный уровень может восстанавливаться путем стимуляции творческих воз­можностей. Творческий человек в условиях сенсорной изоляции часто начинает писать стихи, рисовать, конструировать, используя инфор­мацию, имеющуюся в индивидуаль­ном опыте. Полное отсутствие сен­сорной информации может привести

к возникновению галлюцинаций и психических расстройств.

К духовным потребностям челове­ка относится и потребность преодо­ления. У животных она проявляет­ся как рефлекс свободы и возникает при наличии реальных препятствий. У человека понятие препятствия значительно расширяется и прояв­ляется в стремлении преодолеть как реальные физические препятствия, так и «препятствия» в осуществле­нии интеллектуальной и творческой деятельности.

Мотивации

Мотивация - это активное состо­яние, направленное на удовлетворе­ние потребности путем организации определенного целенаправленного поведения. Для его осуществления необходимо как повышение уровня активации мозговых структур (не­специфический компонент), так и формирование адекватной удовлет­воряемой потребности функциональ­ной организации мозга. Мотивация выступает как пусковой механизм формирования функциональной сис­темы, активизируя структуры, вклю­чающиеся в афферентный синтез, аппарат принятия решения, выработ­ку программы и ее коррекцию на ос­нове результатов действия.

Таким образом, мотивация опре­деляет и поддерживает осуществле­ние целостных поведенческих актов от начала действия до результата, удовлетворяющего актуализирован­ную потребность.

В живом организме одновременно могут возникать разные потребнос­ти, которые для своего удовлетворе­ния требуют организации разных, даже иногда взаимоисключающих

типов поведения. Наиболее важная и значимая на данный момент акту­ализированная потребность приобре­тает свойства доминанты. По теории доминанты А.А. Ухтомского, она как бы подчиняет себе деятельность орга­низма, обеспечивая приоритетность данного поведенческого акта и подав­ляя другие виды деятельности.

Эксперименты с созданием искус­ственной доминанты показали, что на ее фоне повышается чувствитель­ность нейронных систем, скорость нервных процессов и конвергентные способности.

Мотивация реализуется при непос­редственном участии гипоталамуса и других отделов лимбической системы, где наряду с основными центрами, связанными с биологическими по­требностями, расположены структу­ры, участвующие в оценке и регуля­ции этапов поведения, направленных на удовлетворение потребности. В об­щую многоуровневую систему реа­лизации мотивации вовлекается и кора больших полушарий, организу­ющая активное поисковое целенап­равленное поведение.

Э.поции

В тесной связи с мотивационно-по-требностной сферой находятся эмо­ции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно вклю­чающийся в модуляцию функцио­нального состояния мозга и органи­зацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потреб­ностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому . себе, собственной деятельности и ее результату.

Выделяют два типа эмоциональ­ных проявлений: длительные состо­яния (общий эмоциональный фон) и кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

По знаку различают положитель­ные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлет­воренность, горе, гнев, страх). Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

К числу эмоциональных состоя­ний прежде всего относится настро­ение. Настроение возникает как ре­зультат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти.

На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознава­емое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

Эмоции, включающиеся в струк­туру поведения, выполняют связую­щую роль между актуализированной потребностью и поведением - побуж­дают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику дос­тижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адек­ватное представление о путях и спо­собах достижения цели и их соотне­сение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходи­мой информации, которая называет­ся прагматической информацией. За­кономерности возникновения и про­текания эмоций в зависимости от

32 Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов

Глава 5. Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы




Состояние активного бодрствования - student2.ru Состояние активного бодрствования - student2.ru внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики лич­ности) и внешних факторов (прагма­тическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмо­ций» . Эта зависимость получила вы­ражение в формуле

Э = МП(Ин-Ис)},

где: Э - эмоция, П — потребность, а И - информация о средствах дости­жения цели, необходимая, по мне­нию субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, кото­рая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов инфор­мации отражает вероятность (воз­можность) удовлетворения потребно­сти и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует доста­точно высокой мозговой организа­ции операций анализа информации и прежде всего функции прогнози­рования. При наличии соответст­вующей прогнозу информации эмо­циональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функцио­нальной системы реагирования. При • дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществ­ляющаяся оценка носит субъектив­ный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выра­женная зависимость от субъективно­го фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмо­ций. Активная/пассивная позиция субъекта, сформированные установ­ки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недоста-

ющей информации путем активного исследования среды и в случае успе­ха ведет к постепенному преобла­данию положительных эмоций. Вто­рое - отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрица­тельного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от ха­рактеристик информации указыва­ют на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения - с осо­бенностями когнитивных процессов.

Наряду с выполнением основной функции - модуляции процессов орга­низации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции -• побуждающую, оценочную, замеща­ющую, подкрепляющую, переклю­чательную.

Побуждающая функция, состоя­щая в инициации адаптивного целе­направленного поведения, включает­ся при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоци­ональную окраску.

При неожиданных изменениях в окружающей среде, на которые организм реагирует, удовлетворяя потребность самосохранения или по­знавательную потребность, эмоции выполняют оценочную функцию, ко­торая состоит в быстром общем опре­делении полезности/вредности или значимости воздействия на неосоз­нанном чувственном уровне.

На начальных этапах формирова­ния целенаправленного поведения, когда еще нет исчерпывающего ана­лиза информации, может возникать избыточная мобилизация ресурсов

организма и генерализованное обоб­щенное реагирование на внешние воздействия. Таким образом реализу­ется замещающая функция эмоций, компенсирующая дефицит информа­ции в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов при­бегают к выраженным эмоциональ­ным реакциям - интонационным, жестовым, мимическим.

Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые со­бытия, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в па­мяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безус­ловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляю­щая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.

Переключательная функция эмо­ций выражается в способности на основе эмоционального пережива­ния успеха/неуспеха включаться в определение выбора определенного мотива среди нескольких конкури­рующих и соответствующего поведе­ния. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфлик­та мотиваций человек может преодо­леть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрица­тельных переживаний ради дости­жения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитатель­ное значение. Одним из часто прео­долеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и

чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. Осуществление эмоционально ок­рашенного поведения придает эмо­циям коммуникативную функцию передачи информации невербальны­ми средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих пере­живаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невер­бальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммиро­ваны, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представ­ляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.

Структурная основа эмоции

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раз­дражением различных подкорковых структур и в клинике локальных по­ражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер ги­поталамуса, вызывающем эмоцио­нальные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипо­таламуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипота­ламуса вызывало реакцию избега­ния. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и из­беганию, получили название цент­ров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и не-

2 Психофизиология ребенка



Раздел 1. Нейрофизиологическая основа психических процессов

Глава 6. Психофизиология восприятия




Состояние активного бодрствования - student2.ru

Психофизиология восприятия

гативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного зна­ка были получены и в других отде­лах лимбической системы.

Как было сказано выше, лимби-ческие структуры входят в состав модулирующей системы мозга и это определяет важную роль эмоций в регуляции активационных процес­сов - генерализованной и локальной активации, а следовательно, и в орга­низации поведенческих реакций.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая сис­тема обладает связями с ассоциатив­ными областями неокортекса.

В нейропсихологических иссле­дованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в про­явлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмеча­лись глубокие нарушения эмоцио-

Проверь себя

1. Какова роль потребностной сферы в ор­ганизме?

2. Назовите основные классы потребнос­тей у человека.

3. Каковы особенности познавательной по­требности человека и к чему приводят откло­нения в ее проявлениях?

Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку информации. На этой основе создаются образы внеш­него мира, складывается индивиду­альный опыт, формируется познава­тельная деятельность человека, его

нальной сферы, затрагивающие в ос­новном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, дея­тельностью, творчеством. Наблюда­лось растормаживание влечений, ко­лебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

При височных поражениях, осо­бенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Выявлена неодинаковая роль ас­социативных отделов в эмоциональ­ном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражени­ях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние пораже­ния приводят к преобладанию озабо­ченности и тревожности; больные беспокойны и часто плачут.

Это привело к представлению о пре­имущественной связи правого полу­шария с отрицательным эмоциональ­ным фоном, а левого с позитивным.

4. В чем отличие мотиваций от потреб­ностей?

5. Что такое эмоции? Каковы их основные функции?

6. Какие структуры мозга участвуют в эмоциональных процессах?

мышление и сознание. По современ­ным представлениям, восприятие является активным процессом и осу­ществляется как сложный систем­ный акт, в который включаются раз­личные взаимодействующие структу-

ры мозга (подкорковые центры, про­екционные и ассоциативные области коры), каждая из которых выполняет специализированную функцию.

Процесс восприятия начинается с анализа информации, поступающей от специализированных рецепторов по определенным каналам. Специа­лизированные рецепторы чувстви­тельны к качественно различным видам внешних сигналов - к их мо­дальности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Восприни­маемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной сис­теме в головной мозг. Блок передачи информации по специфическому пути от рецептора до коры больших полу­шарий - анализатор по И.П. Павло­ву - осуществляет первичный анализ информации определенной модаль­ности. Анализатор включает в себя рецептор, проводящие пути, подкор­ковые переключательные ядра и про­екционную корковую зону.

Модально специфическая инфор­мация поступает к нейронам цент­ральной нервной системы от опреде­ленных участков периферического отдела анализатора. Это так называ­емые рецептивные поля нейронов, которые способствуют пространствен­ной организации сенсорных потоков.

Наши рекомендации