Подпишите оболочки и межоболочечные пространства спинного мозга
1 - ________________________________; 2 - ________________________________; 3 - ________________________________; 4 - ________________________________; 5 - ________________________________; 6 - ________________________________; 7 - ________________________________; 8 - ________________________________; 9 - ________________________________.
Задание №7.
Ответьте на вопросы и решите задачи:
1.Что будет наблюдаться у животных при перерезке передних корешков спинного мозга справа?____________ ________________________________
2.Что будет наблюдаться у животных при перерезке задних корешков спинного мозга слева? ______________ _
3.Что такое спинальный шок? Перечислите признаки спинального шока. ____ _ _ _
4.У животного нарушено целостность спинного мозга в поясничном отделе. Какие функции при этом будут нарушены? __________________________ _______________________________ _______________________________
5.Почему при повреждении спинного мозга на уровни III–IV шейных сегментов наступает смерть?_________ __ __
6.Объясните, почему после перерезки спинного мозга исчезают не только скелетно-моторные рефлексы, но и вегетативные? _______________________ ____
ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ
Почему спинномозговую анестезию и забор ликвора осуществляют в нижнем поясничном отделе позвоночника?____ ________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29
Тема: «Головной мозг»
Цели:закрепить знания по анатомии и физиологии головного мозга, строении его оболочек, путям оттока спинномозговой жидкости;
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие отделы выделяют в головном мозге?
2.Какие структуры относятся к стволу головного мозга?
3.Как расположено серое и белое вещество в стволе головного мозга? В полушариях конечного мозга и мозжечка?
4.В каких отделах головного мозга расположены ядра черепных нервов?
5.Какие функции выполняет каждый из отделов головного мозга?
6.Какое значение имеют пирамидные и экстрапирамидные проводящие пути? С какими отделами мозга они связаны?
7.Где образуется и как циркулирует ликвор? Его значение?
8.Что понимают под высшей нервной деятельностью?
9.Что такое безусловный и условный рефлекс? Приведите примеры.
10.Что такое первая и вторая сигнальная система?
11.Перечислите типы высшей нервной деятельности у человека.
12.Что такое сон?
Задание №1.
Рассмотрите рисунок, обозначьте отделы головного мозга.
1 – ______________________
2 – ______________________
3 - ______________________
4 - ______________________
5 - ______________________
Задание №2.
Рассмотрите рисунок «Ликворопроводящие пути головного мозга»
Обозначьте:
1 – четвертый желудочек
2 – водопровод
3 - третий желудочек
4 - боковой желудочек
а – передний рог
б – нижний рог
в – задний рог
г – центральная часть
Задание №3.
Рассмотрите дорсальную поверхность ствола мозга и поперечный срез среднего мозга.
Обозначьте:
1 – эпифиз
2 – верхние холмики
3 – нижние холмики
4 – III желудочек
5 – таламус
6 – ножки мозга
7 – верхние ножки мозжечка
8 – средние ножки мозжечка
9 – нижние ножки мозжечка
10 – дно IV желудочка (ромбовидная ямка)
11 – тонкий пучок (пучок Голля)
12 – клиновидный пучок (пучок Бурдаха)
Задание №4.
Рассмотрите рисунок и подпишите функциональные зоны коры больших полушарий
1 –___________________
2 – __________________
3 – ___________________
4 – ___________________
5 – ___________________
6 – ___________________
7 - ___________________
8 - ___________________
9 - ___________________
10 - __________________
Задание №5.
Заполните таблицу «Строение и функции головного мозга»
Отдел мозга | Полость | Структуры | Строение | Ядра | Функции |
Продолго-ватый мозг | |||||
Собственно задний мозг | |||||
Средний мозг | |||||
Промежуточный мозг | |||||
Конечный мозг | |||||
Задание №6.
а) Рассмотрите рисунок «Оболочки головного мозга». Назовите оболочки и что они образуют; межоболочечные пространства: чем они ограничены и чем заполнены.
б) Вставьте пропущенные слова:
Спинномозговая жидкость образуется ______________ сплетениями _________ оболочки в ______________ головного мозга. Циркуляция ликвора осуществляется из ______________ желудочков в ___ желудочек, а затем через _________________ в ____ желудочек, откуда он попадает в ___________ ___________ спинного мозга и ____________________ пространство.Из ________________________ ликвор всасывается в ____________ ____________ через ___________________ паутинной оболочки.
Функции ликвора:
1._________________________
2._________________________
3._________________________
Задание №7
Решите задачи:
1. При прочих равных условиях, какое кровоизлияние более опасно–в кору головного мозга или в продолговатый мозг? Почему? ___
______________________
2. У собаки произведена перерезка ствола мозга. Когда животное вышло из наркоза, на него направили яркий свет и нанесли болевое раздражение. При этом зрачки сузились, но реакции, сопровождающие ощущение боли, отсутствовали. На каком уровне произведена перерезка? ___________________
_____________________
3. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар?_______________
______________________
4. Почему при мозговых операциях больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим впереди от центральной борозды?__________________
_____________________
5. Почему при повреждении участков коры, примыкающих к центральной борозде, у подопытных животных и больных людей утрачивается способность различать раздражения, воспринимаемые рецепторами кожи?
______