Отражение системной организации процесса восприятия в структуре и топографии ВП и ССП
В понимании организации процесса восприятия как системы, в которой участвуют проекционные и ассоциативные области коры, большую роль сыграл анализ суммарных биоэлектрических реакций, возникающих в ответ на предъявление сенсорных стимулов и при решении различных перцептивных задач - ВП и ССП (см. гл.З). Вызванные ответы представляют собой последовательность позитивных и негативных колебаний, в которых различают начальные компоненты, непосредственно связанные с анализом и обработкой поступающей сенсорной информации (т.н. экзогенные компоненты) и более поздние колебания (эндогенные компоненты), отражающие процессы переработки информации раз-
ной степени сложности в зависимости от стоящих перед испытуемым задач.
Более стабильными по своим параметрам являются начальные компоненты; поздние в силу зависимости от многих факторов (внимания, значимости, наличия следовых процессов и др.) отличаются значительной вариабельностью. При использовании метода главных компонент и разностных кривых было показано, что в одном и том же временном интервале могут возникать несколько компонентов, имеющих различное функциональное значение и топографию по коре.
Вызванный потенциал, возникающий в интервале до 200 мс, преимущественно выражен в каудальных отделах коры и имеет наибольшую амплитуду в затылочной области при осуществлении специфической зрительной функции.
При предъявлении сложных стимулов и необходимости их опознания (рис.13) в составе ССП в интервале от 200 до 400 мс в различных корковых зонах в зависимости от характера стимула и условий его опознания развиваются разные компоненты - негативная волна, отражающая анализ признаков стимула и его опознание, больше выраженная в зад неассоциативных областях, и позитивные компоненты, связанные с такими когнитивными операциями, как сличение со следом памяти, классификация стимула, принятие решения относительно предъявленной задачи.
Поздний позитивный комплекс преимущественно выражен в пере-днеассоциативных отделах коры. Показано, что в процессе классификации изображений по ведущему
Рис.13- ССП разных областей коры при предъявлении предметных изображений. Пунктирная линия -ответ на засвет экрана, сплошная - на предметное изображение. Начало ответа совпадает с моментом предъявления стимула.
В экспериментальных исследованиях выявлено взаимовлияние проекционных и ассоциативных отделов коры при осуществлении перцептивных операций.
Таким образом, современные данные подтверждают представление о восприятии как системном процессе, в котором специализированно участвуют и взаимодействуют различные области коры больших полушарий.
Нейропсихологический анализ системы зрительного восприятия
Функциональная роль различных областей коры и их взаимодействия отчетливо выявляется в нейропси-
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 7. Психофизиология внимания
Психофизиология внимания |
хологических исследованиях локальных поражений мозга.
В зависимости от локализации очага поражения в первичных, вторичных проекционных и ассоциативных областях выявлены различные симптомы. Нарушение в первичной зрительной проекционной зоне приводит к частичному выпадению поля зрения и не оказывает выраженного влияния на высшие психические функции. Дефект компенсируется движениями глаз - перемещением взора. Локальные поражения вторичных зрительных зон вызывают нарушения интегрального восприятия, проявляющиеся в невозможности объединить отдельные признаки в целостный образ. Следствием этого является неузнавание предметов и реальных изображений, так называемая зрительная агнозия. А.Р. Лурия приводит типичный пример такого больного. Рассматривая изображение очков, он называет отдельные детали -«кружок и еще кружок, и палка, и перекладина» - но не может объединить их в образ, начинает гадать и называет велосипед. При предъявлении рисунка петуха с ярким разноцветным хвостом больной называет картинку пожаром, принимая перья за языки пламени. Нарушение носит модально специфический характер. Не узнавая предметы зрительно, больной может их назвать при ощупывании. Нарушения не затрагивают также интеллектуальных процессов.
При поражении ассоциативных отделов выявляются более сложные дефекты, включающие интеллектуальную сферу. Обнаруживаются различия симптомов, наблюдаемых при поражении передне- и заднеассоциа-
тивных отделов коры, и симметричных структур правого и левого полушария.
Так, нарушение заднеассоциатив-ной коры правого полушария приводит к игнорированию левой половины поля зрения, что отчетливо проявляется при чтении и перерисовывании фигур. Больные не осознают этого дефекта. Нарушается узнавание сложных изображений, в особенности восприятие лиц.
При поражении заднеассоциатив-ных отделов левого полушария нарушается деятельность, связанная с мысленным восприятием пространственных отношений, например, счетные операции с многозначными числами.
Поскольку в заднеассоциативных отделах левого полушария расположен центр восприятия речи, при локализованных в этой зоне поражениях наблюдается нарушение восприятия логико-грамматических конструкций. Больной не улавливает разницы между словосочетаниями «брат отца» и «отец брата».
При поражении переднеассоциа-тивных отделов коры, лобных областей нарушаются когнитивные операции восприятия. Принятие решения перестает базироваться на всем объеме необходимой информации. Например, больной при предъявлении ему картины называет при ее характеристике один, случайно попавшийся ему на глаза признак. Теряется возможность решения сложных зрительных задач.
Таким образом, в иерархически организованной системе восприятия каждой структуре мозга принадлежит особая роль, и ее выпадение вызывает нарушение восприятия как целостной психической функции.
Проверь себя
1. Каковы современные представления о процессе восприятия?
2. Как осуществляется кодирование информации в мозге?
3. В чем различие процессов, осуществляющихся в проекционных и ассоциативных отделах коры при восприятии информации?
Внимание является необходимым условием эффективности любой неавтоматизированной деятельности. Это его функциональное значение хорошо отражено в определении внимания, данном психологами. Внимание - это направленность на объект и сосредоточенность на нем так, что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания. Направленность отражает привлечение внимания, сосредоточенность - его поддержание, а результат свидетельствует о том, что внимание - обязательное условие результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, совершаемые в уме.
Выделяются два типа внимания -произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель,и непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде - новизне, неопределенности.
Основные свойства внимания
В психологии внимания обычно выделяют ряд свойств, характеризую-
4. Что дает анализ ВП и ССП для понимания системной организации процесса восприятия?
5. Каково значение нейропсихологичес-ких исследований для оценки специфической роли отдельных структур мозга в процессе восприятия?
щих разные стороны осуществления этого процесса. Это объем, устойчивость внимания, способность к распределению и переключению. Объем характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимании и составляет 7-9 единиц. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям. Она является важным профессиональным качеством человека-оператора. Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. Переключение - это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. Важно отметить, что для выполнения вниманием его основной функции обеспечения эффективности любой деятельности эти свойства должны быть выражены достаточно, но не чрезмерно и соответствовать ситуации. Так, чрезмерная устойчивость внимания может вызвать излишнее «застревание» на какой-то уже ненужной работе, слишком легкая переклю-чаемость приведет к поверхностному знанию, широте в ущерб глубине.
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 7. Психофизиология внимания
Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность - способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта, операции, направленные только на достижение основной цели при игнорировании других незначимых объектов, подавлении других, может быть, сходных, но не направленных на основную цель операций. Эта способность компенсирует ограниченные ресурсы внимания и небеспредельные возможности его распределения.
Внимание как психический процесс функционирует в условиях тесного взаимодействия с потребност-ной сферой и системой переработки и оценки информации.
Внимание
и потребностная сфера
Потребностная сфера определяет закономерности привлечения внимания к объекту при действии как внешних, так и внутренних факторов. При появлении внешних стимулов внимание может привлекаться вне зависимости от целей и намерений субъекта в данный момент, и тогда оно является непроизвольным вниманием. Для привлечения внимания к стимулу в такой ситуации он должен быть значимым в свете какой-либо потребности организма. Непременными возбудителями непроизвольного внимания являются неожиданные изменения окружающей среды (громкие звуки, яркий свет, резкий незнакомый запах). Внимание, направленное на обнаружение и
оценку этих раздражителей, удовлетворяет потребность самосохранения и выживания. Это одна из функций ориентировочного рефлекса (ориентировочной реакции), который И.П. Павлов называл рефлексом «Что такое?» и подчеркивал его защитную функцию. Внимание голодного животного непременно привлекается к объектам, могущим иметь пищевое значение, облегчает их анализ и оценку с последующим удовлетворением пищевой потребности или их отверганием. Внимание непроизвольно привлекается также к широкому классу предметов и явлений, которые отличаются новизной, неопределенностью, сложностью структуры, загадочностью, красотой. Стремление их изучить, познать с помощью внимания поддерживается познавательной потребностью. Достижение результатов - опознание стимула как опасного и осуществление активно оборонительного или пассивно оборонительного поведения, решение об индифферентности раздражителя и его игнорирование, анализ, опознание объекта, представляющего интерес и значимость, и фиксация его в индивидуальном опыте, решение сложной проблемы, то есть устранение неопределенности и удовлетворение потребности, приводят к угасанию ориентировочной реакции и прекращению внимания. Потребностная сфера может выступать и как первичный, внутренний возбудитель внимания и тогда оно, являясь произвольным вниманием, направляется в соответствии с намерениями и целями человека (внутренняя команда) и облегчает активный поиск, обработку и анализ предметов, событий, задач, служа-
щих достижению целей, удовлетворению потребностей. Внешними возбудителями произвольного внимания могут быть инструкция, распоряжение, предложенное задание. Структура потребностной сферы определяет интересы человека и, тем самым, направленность его внимания.
Внимание и восприятие
Взаимосвязь внимания с системой восприятия проявляется в том, что, с одной стороны, как было показано выше, внимание облегчает все протекающие в этой системе процессы, служащие получению информации, необходимой для решения задач и удовлетворения потребности. С другой стороны, степень сложности и тонкости различий признаков и их комбинаций, вызывающая рассогласование, - определяют возникновение внимания. Поддержание внимания также определяется способностью к глубокой и разносторонней обработке информации о стимуле, возможностью увидеть в нем или предположить наличие скрытых, пока не известных свойств, значимых для познавательной деятельности.
Структурно-функциональная организация внимания
Общий принцип структурно-функциональной организации внимания состоит в сложности и многокомпо-нентности мозговой организации этого процесса. При внимании структуры, ответственные за анализ и обработку информации, испытывают облегчающие влияния со стороны модулирующей системы мозга, с которой они взаимодействуют. Важ-
нейшая закономерность организации внимания - регуляция этого взаимодействия со стороны структур лобной коры - высшего центра управления активационными процессами. В лобных отделах обработанная информация о стимуле, находящемся в поле внимания, интегрируется с информацией о состоянии мотиваци-онно-эмоциональных структур, поступающей от лимбической коры, и активационными влияниями ствола и таламуса. На основе этой интеграции по системе избирательных нисходящих связей к структурам, вовлеченным в информационные, мотивационные, активационные процессы, осуществляется тонкая регуляция их активности. Избирательности регуляции способствует химическая гетерогенность этих структур и возможность задействовать локальные нейронные группировки в их составе за счет включения соответствующих медиаторных систем мозга.
Внимание облегчает, «оптимизирует» все этапы осуществления познавательной деятельности: начальный - ввод информации, основной центральный - ее анализ и оценку значимости и конечный результат -фиксацию нового знания в индивидуальном опыте, поведенческую реакцию, необходимые двигательные действия.
Ввод информации при непроизвольном привлечении внимания и высокой неопределенности обеспечивается быстрым обнаружением стимула, а ее эффективный прием-модуляцией активности информационного канала. В обнаружении объекта в пространстве важная роль принадлежит двигательным компо-
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 7. Психофизиология внимания
о2 4^Nтм^№№^^ —-~^-.^^~л»~гч-~~~~~-^^ Р3 ^^лА!^^^ Р4 ^1Д(1гк1/|/|лл\/\/Лч^ С3 ^Г^Т^^МА]^^ 50 мс| 1 с С4 /1Л^^\А^А\Д^ Р3 /{^Ы^^Щ^^^ ЧСС ^л/ЧЧ/^ЧуЧ^^^^^^ |
КГР |
Рис.14. Блокада альфа-ритма - реакция десинхронизацни в коре больших полушарий при нервом предъявлении нового стимула - топа (отмечено па верхней линии). Отведения обозначены слева от кривых (здесь и па последующих рисунках нечетные цифры - левое, четные правое полушарие). ЭКГ -электрокардиограмма, КГР - кожно-гальваничеекая реакция. Испытуемый Г.С., 9 лет 6 мес. |
нентам внимания, главным образом, глазным движениям. Процессы, происходящие на уровне среднего мозга (четверохолмие), обеспечивают сак-кадические движения глаз, помещающие объект в область наилучшего видения на сетчатке. Реализация этого механизма зависит от управляющих влияний заднеассоциативной теменной коры, которая получает разномодальную информацию от сенсорных зон (информационная составляющая) и от коркового отдела лим-бической системы (мотивационная составляющая). Управление вниманием на стадии обнаружения объекта становится опосредованным обеими составляющими среды. Эффективному приему информации способствует задействованность вегетативной нервной системы: при привлечении внимания замедляются сердцебиение и урежаются дыхательные движения, что соответствует открыванию сенсорных входов, повышается чувствительность сенсорных систем за счет активирующих влияний ретикулярной формации среднего мозга. Генерализованная тоническая активация в коре, особенно выраженная на начальных этапах обработки информации, возникает за счет активирующих влияний ретикулярной формации среднего мозга, управляемых активностью нейронного аппарата определенного отдела лимбической системы (гиппокампа), высоко чувствительного к новизне (см.рис. 10).
Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания и регуляции активационных влияний. Управляющий эффект (локальная активация)
достигается регулирующими влияниями лобной коры, обеспечивающими высокоспециализированные облегчающие эффекты избирательного селективного внимания, рализуемые через ассоциативные ядра таламуса (лобно-таламическая система внимания). В механизмах локальной активации значительная роль принадлежит структурам лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лимбическая кора) и их связям с лобным неокортексом (см.рис.11).
Модуляция исполнительных механизмов, включающих моторные программы и программы врожденного и приобретенного поведения, осуществляется с участием лобных отделов и базальных ганглиев, находящихся под двойным контролем - коры и лимбического мозга.
Таким образом, произвольное селективное внимание обеспечивается целыми комплексами иерархически организованных структур. В результате активирующие влияния становятся опосредованными результатами анализа ситуации и оценки значимости, что способствует формированию системы активированных мозговых центров, адекватной требованиям задачи.
Элсытрофизиологичссмие корреляты внимания
В ЭЭГ при генерализованной тонической активации в ответ на предъявление нового стимула, вызвавшего непроизвольное внимание, возникает десинхронизация основного ритма -снижение амплитуды среднечастот-ного альфа-компонента, доминирую-
щего в состоянии покоя (рис.14), и усиление представленности высокочастотных колебаний альфа-диапазона, бета- и гамма-активности.
Значимость функциональных объединений структур, адекватных для данной деятельности, при селективном внимании на частоте альфа-диапазона была продемонстрирована при изучении мозговой организации направленного внимания в ситуации ожидания определенной перцептивной задачи. Информация о модальности стимула, подвергающегося бинарной классификации, которую заранее получал испытуемый, приводила к формированию в левом полушарии функциональных объединений опре-
деленных областей коры в период, непосредственно предшествующий перцептивной деятельности с центром интеграции в области корковой проекции соответствующей модальности - в височной при ожидании слуховой задачи, центральной при тактильной, затылочной при зрительной. Существенно, что именно такая организация предстимульного внимания способствовала правильному решению задачи (рис.15). Активность правого полушария в этой ситуации не связана с обеспечением правильного ответа при ожидании задачи.
При анализе ВП и ССП были обнаружены кратковременные ди-
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 8. Психофизиология памяти
Психофизиология памяти |
РОСТ КОГЕРЕНТНОСТИ АЛЬФА-КОЛЕБАНИЙ В СИТУАЦИИ ПРЕДСТИМУЛЬНОГО ВНИМАНИЯ |
Тактильная задача ЛП /<~~^~>\ ПП |
Перед предъявлением сигналов левому полушарию |
Рис.15. Специфика функциональной организации структур левого и правого полушарий в ситуации предстимульного селективного внимания. На схемах обозначены отведения. Линиями соединены области коры, в активности которых наблюдается достоверный рост значений Ког альфа-ритма перед правильным ответом по сравнению с неправильным. ЛП - левое. ПП - правое полушарие. |
намичные эффекты внимания, модулирующие отдельные операции зрительного восприятия в разных отделах коры, что проявляется в избирательном облегчении отдельных компонентов вызванных ответов, отражающих специализированное участие корковых зон в информационных процессах.
Многоуровневая распределенная многокомпонентная мозговая система внимания избирательно в пространстве и во времени модулирует как общий уровень активации ЦНС, так
Проверь себя
1. Что такое внимание?
2. Каковы основные свойства внимания и их роль в повышении эффективности деятельности?
3. В чем разница между непроизвольным и произвольным вниманием?
-Р Р ТРО' - -ТРО О. .О |
Слуховая задача ЛП /^Г^^х ПП
и развертывание отдельных перцептивных и когнитивных операций.
Таким образом, нейрофизиологической основой эффектов внимания являются общие и специфические изменения функционального состояния коры и ее отдельных областей, проявляющиеся как в переходе на более интенсивный и оперативный режим работы, так и в создании на этом фоне избирательных функциональных констелляций активированных структур, специфичных для осуществляемой деятельности.
4. Какова роль потребностной сферы в привлечении внимания?
5. В чем состоит связь внимания и восприятия?
6. Как система регуляции активационных процессов мозга обеспечивает организацию внимания?
7. Опишите ЭЭГ-корреляты внимания.
Память является общим свойством живой материи, которое проявляется в запечатлевании, хранении и использовании информации. С появлением нервной системы память включается в обеспечение адаптивного поведения. Выделяют врожденную память и память как результат обучения, обеспечивающую приобретение и использование индивидуального опыта.
Многогранность индивидуального опыта определяет запечатлевание разных характеристик воздействующей на организм среды. Выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную память.
Образная память является результатом восприятия сенсорной информации и может проявляться в виде хранения зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений или в виде сложных синтетических образов, включающих комплекс различных сенсорных характеристик.
Словесно-логическая память фиксирует словесную информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий.
Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний, которые непроизвольно фиксируются и носят устойчивый характер.
Временная организация памяти
На основе временной последовательности осуществляемых операций и длительности хранения следов
различных событий выделяют сенсорную (перцептивную), кратковременную и долговременную память. Сенсорная память представляет собой след возбуждения в сенсорной системе от непосредственно действующего стимула и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорной информации. Ее особенностью является значительная емкость, до 20 элементов (бит). Длительность сохранения следов в перцептивной памяти не превышает 1 с. Воспроизведение следов в системе нейронных сетей (циркуляция возбуждений) обеспечивает кратковременное хранение информации уже ограниченной емкости (7 ± 2 бита) - кратковременную память. Предполагается, что за время реверберации импульсов по замкнутым нейронным контурам, которое может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут, происходит перевод импульсного кода в структурные изменения в синаптическом аппарате и в теле нейрона.
Долговременная память - это неопределенно долгое хранение информации, составляющее индивидуальный опыт. В отличие от кратковременной памяти, которая рассматривается как процесс, долговременная память базируется на определенной фиксированной структуре биохимических и молекулярных изменений в нейронах, что обеспечивает ее устойчивость и длительность хранения информации.
Выделение различных видов памяти на основе временного парамет-
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 9. Психофизиология речи и мышления
Психофизиология речи и мышления |
ра относительно. На самом деле процессы памяти более сложно развертываются во времени и взаимодействуют при реальной деятельности.
Рабочая память
Рабочая или оперативная память -это актуализированная система следовых процессов, активно использующихся во время организации и выполнения различных видов деятельности и целенаправленного поведения. Рабочая память представляет собой один из компонентов афферентного синтеза в функциональной системе. Извлеченные следы взаимодействуют с обстановочной и пусковой афферентацией для принятия решения и формирования программы действия.