Классификация профессий по предмету труда – пять классов по Климову
Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
"Человек-человек" "Человек-техника" "Человек-знак"
"Человек-художественный образ" "Человек-природа"
В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес".
Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:
алгоритмический (исполнительский) и
творческий (эвристический)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание).
2. Преобразующие профессии (П).
3. Изыскательские профессии (И).
Классификация специальностей
ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ВЫДЕЛЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (Е.А. Климов)
Человек – Природа | Человек – Техника | Человек – Знаковая система | Человек – Художественный образ | Человек – Человек |
- Агроном - Ветеринар - Микробиолог - Зоолог - Зоопсихолог - Биолог - Физиолог - Генетик - Селекционер - Генетик - Фитопатолог - Пчеловод - Специалист по пушнине - Фармацевт - Географ - Химик | - Инженер-конструктор - Специалист в области электроники - Строительные специальности - Механик - Радиотехник - Транспортные профессии (автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт) - Специалисты в области легкой и пищевой промышленности - Физик | - Специалист в области компьютерных информационных технологий - Специалист, обслуживающий средства массовой информации - Корректор - Наборщик текстов - Переводчик научно-технической литературы - Картограф - Бухгалтер - Чертежник - Связист | - Дизайнер - Художник-оформитель - Артист - Музыкант - Художник - Литературовед - Музыковед - Писатель - Поэт - Переводчик художественной литературы - Композитор - Литературный критик - Режиссер - Сценарист - Фотограф | - Воспитатель - Учитель - Психолог - Менеджер - Работник кадровой службы - Юрист - Социолог - Историк - Переводчик - Работник сферы услуг - Работник торговли - Администратор - Спортсмен - Секретарь - Специалист налоговой службы |
СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Природа – Техника:геолог, инженер леса. Природа – Знак –геолог, картограф. Природа – художественный образ:озеленитель. Природа – Человек:врач, медсестра, эколог, учитель химии, биологии | Техника – знаковая система:оператор ЭВМ Техника – Художественный образ:ювелир, резчик по дереву, модельер Техника – Человек:преподаватель технических дисциплин, военный специалист | Знаковая система – Художественный образ:журналист, модельер, конструктор и т.п. Знаковая система – Человек:библиотекарь, сотрудник коммуникационных служб (почта, телеграф, интернет) | Художественный образ – Человек:журналист, экскурсовод, преподаватель МХК, актер и т.п. |
13. Принципы профессиографирования
Составление профессиограммы должно проводиться в соответствии со следующими принципами:
Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности.
Поэтапность - последовательность сбора и анализа материала.
Выделяются пять этапов: «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий».
На первом этапе – «информационном» - собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда.
На втором – «аналитическом» - происходит осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование.
На третьем этапе – «синтетическом» строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей.
Четвертый этап – «экспериментальный».
Здесь происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах.
На пятом этапе – «результирующем» - осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации, или действий субъекта труда, и выдача конкретных рекомендаций в случае необходимости.
Целенаправленность познания – соответствие конкретным целям изучения.
Сущность этого принципа заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (диагностических, информационных, методических и др.) и конкретных практических задач (профотбора, профориентации, повышения работоспособности субъекта труда, профессионального обучения и др.), специфики труда и условий его изучения.
Именно данные факторы обусловливают выделение вопросов, включаемых в программу, глубину и детальность рассмотрения разных характеристик субъектно-объектных взаимосвязей, а такие выбор методов, приемов, схем изучения и форм представления материала.
Селективность (избирательность) объекта изучения – концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса.
Исследования направлены именно на ту «зону» труда, в которой наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, т.е. задача, которую должен решать человек в процессе работы - объективно сложна (по точностным, скоростным, пространственно-временным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при ее исполнении.
Структурированность предполагает реализацию поуровневого исследования системного объекта, например, на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном.
Многоуровневость (комплексность) познания объекта - изучение субъектно-объектных взаимосвязей на уровнях функционирования системы деятельности. Данный принцип обусловлен тем,- что трудовая деятельность человека является не просто системным, а и полимодальным объектом, так как ее подсистемы «субъект труда» и «объект труда», обусловливающие ее действенность, имеют разную «природу» строения и функционирования. Поэтому необходимо исследование не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и «вертикальных» - объектно-объектных и субъектно-субъектных. Именно они опосредствуют в конечном итоге субъектно-объектное взаимосоответствие. Реализация данного принципа требует широкого круга теоретико-методических средств: методологии системного подхода и в его рамках профессиографии, концепции субъектного и деятельностного подходов.
Иерархичность познания предполагает наличие динамики преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда, профессионала.
Реализация данного принципа может быть достигнута при использовании следующих концептуальных аппаратов: теории деятельности, позволяющей «увидеть» трансформацию «единиц» анализа деятельности в процессе ее формирования; субъектного подхода, в частности, «единиц» психических регуляторов труда и их соотношения с психологическими признаками труда, характеризующими уровень сформированности конкретно субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей.
Использование количественно-качественных методов изучения – взаимное дополнение содержательной и статистической информации.
Исследования такого рода должны проводиться комплексом методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задачи ж ее решения.
Системность – изучение взаимосвязей и взаимоотношений отдельных компонентов деятельности на всех иерархических уровнях (деятельность, действия и операции, нормальные и экстремальные условия и др.)
Идентичность методических приемов и программ изучения и описания – для корректного сравнения профессий.