Патофизиология и ее место среди медико–биологических и клинических наук

В. Т. Долгих

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

(лекции для студентов и врачей)

Долгих В.Т Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей) – 2–е изд, перераб. и доп. – Н.: Новгород, Издательство НГМА, 1997 – 108с

В курс лекций вошли материалы, отражающие содержание предмета, задач и методов патофизиологии, основные понятия общей нозологии, общей этиологии и патогенеза, учение о наследственности. Отдельная глава посвящена патофизиологическим основам реанимации. Лекции предназначены для студентов, изучающих патофи­зиологию. Они могут быть полезны субординаторам, интернам, клиническим ординаторам и аспирантам

Долгих Владимир Терентьевич – член–корреспондент Между­народной академии наук высшей школы, доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой патофизиологии с курсом клинической пато­физиологии и функциональной диагностики Омской государственной медицинской академии

По вопросам приобретения книги обращайтесь в издательство НГМА по адресу: 603002, Нижний Новгород, а/я 22 Тел.: (095) 473–18–83

ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ

ISBN 5–86093–006–2

© Издательство НГМА, 1997

Лекция 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Патофизиология и ее место среди медико–биологических и клинических наук

Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "па­тология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает pathos – болезнь, страдание + logos – учение, наука, а "физиология" – с греческого physis –природа + logos. Таким образом, "патофизиология" – это наука о жизнедеятельности больного организма.

Термин "патологическая физиология" впервые использовал L.Gailliot (Галлиот), выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" ("Pathologie general et physiologic pathologique"); этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

Словосочетание "патологическая физиология" не совсем удачно. Почему? Термин "патология", "патологический" используется для обозначения нарушений жизнедеятельности организма, обозначения самих этих нарушений, а термин "физиология" обычно относят к нормальным процессам жизнедеятельности. С учетом этих нюансов словосочетание "патологическая физиология", предложенное в 1924 году академиком А.А.Богомольцем и профессором С.С.Халатовым, в некоторых отношениях некорректно, поэтому предпочтительнее пользоваться термином "патофизиология".

Наряду с термином "патофизиология" за рубежом в ряде стран используется термин "экспериментальная патология", введенный в свое время Франсуа Мажанди (1783–1855), Клодом Бернаром (1813 – 1873) и В.В.Пашутиным (1845 – 1901) – основоположниками экспериментального метода в медицине.

Итак, что же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникно­вения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология – это раздел, часть медицины – науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой –предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).

Ниже приводится схема, отражающая место патофи­зиологии среди других медико-биологических и клинических дисциплин.

Патофизиология и ее место среди медико–биологических и клинических наук - student2.ru 1.2. Предмет и содержание патофизиологии

Патофизиология как и любая другая наука имеет свой предмет и свой метод изучения. Объектом исследования па­тофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит:

во-первых, выяснение общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

в-третьих, выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восста­новления.

Таким образом, предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем.

Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов:

1. Общая патофизиология. Она включает общую нозо­логию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию – учение о причинах и усло­виях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез – учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии; а также учение о наследственности, конституции и реактив­ности.

2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) – т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.

3. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, эндокринной и нервной систем, печени, почек и т.д. Этот раздел наиболее тесно сближен с клиникой, но есть и принципиальные отличия:

а) клиницисты изучают болезни на основании клиничес­кой симптоматики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному про­текающее у различных людей;

б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях легких.

В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии.

Основной целью курса клинической патофизиологии является обучение умению использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о ха­рактере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных вариантов хирургического вмеша­тельства. Курс клинической патофизиологии предусматривает:

– изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций жизненно важных органов человека на каждом этапе заболевания;

– выявление взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений;

– определение степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного;

– умение использовать методы функциональной диагностики для оценки степени нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции жизненных процессов больного;

– разработку новых рекомендаций по диагностике и профилактике заболеваний и лечению больного;

Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит:

а) обоснованно выбирать оптимальные методы пато­генетической терапии;

б) квалифицированно интерпретировать результаты мето­дов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;

в) оценивать специфическую и неспецифическую реактив­ность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.

Наши рекомендации