Средняя интенсивность роста размеров тела учащихся младших классов

  Годичный прирост  
длины тела (см) Массы тела (кг) окружности грудной клетки (см)
Мальчики
8-9 4,1—6.3 1,6-4,0 1,0-4,0
9-10 10-11 11-12 3 ,9—6 ,5 3,9—6 ,9 3,7-7,1 1,7-43 2,0-4,6 2,0-5,4 1,1-4,1 1,1-4,3 1,1-4,3
Девочки
8-9 3,9-6,3 1,4-3,8 0,9-3,9
9-10 4,0-7,0 1,8-4,7 1,1-4,1
10-11 4,5-8,3 2,0-5,6 1,5-5,1
11-12 4,2-8,2 3,4-7,7 1,8-5,6

У мальчиков от 7 до 11—12 лет средний относительный годовой прирост длины тела колеблется в пределах 10-11%, массы тела—от 8 до 11% и окружности грудной клетки — от 10 до 10,5%. У девочек этого же возраста прирост длины тела колеблется от 12 до 15%, массы тела — от 7,6 до 17,3%, а окружности грудной клетки — от 9 до 14%. Таким образом, анализ относительной скорости роста трех размеров тела у детей от 7 до 11—12 лет выявляет, что" у девочек темп прироста несколько выше, чем у мальчиков.

Особенности развития скелета. Процессы окостенения, т. е. замены хрящевой ткани на костную, продолжаются на протяжении всего школьного возраста. У младших школьников происходит окончательное формирование нормальной кривизны позвоночника, характерной для взрослого человека. Общая устойчивость позвоночного столба значительно увеличивается но его связочный аппарат еще слаб, и поэтому неправильные позы ученика За партой, за столом, несоответствие школьной мебели размерам тела учащихся и другие нарушения требований школьной гигиены могут способствовать появлению различных искривлений позвоночника (лордозы, кифозы, сколиозы и т.д.)

В школьном возрасте в основном заканчивается смена молочных зубов на постоянные. Взрослый человек имеет 32 зуба, из которых 12 коренных зубов постоянны с самого начала, а ос­тальные 20 зубов вначале появляются в виде молочных и заменяются на постоянные в разное время. Смена молочных зубов происходит примерно так: в 7 лет сменяются 4 средних резца, в 8 лет — 4 боковых резца, в 11 лет — 8 малых коренных зубов и в 11—12 лет — 4 клыка.

Необходимо отметить, что в возрасте 8—9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук с продолжающимися в них процессами окостенения. В 10—12 лёт значительно по­вышается устойчивость кисти за счет роста костей предплечья (лучевой и локтевой) и мелких костей запястья. Это очень важный момент в расширении трудовых возможностей школьника. Однако связочный аппарат и суставы в этом возрасте еще значительно отличаются по строению от таковых у взрослых, да и сами кости еще достаточно мягки и податливы внешнему давлению. В связи с этим необходима длительная осторожность при организации трудового процесса школьника и его занятий физической культурой. Вывихи и растяжения связок у школьников 7—12 лет. происходят довольно легко. _

5.Особенности развития органов дыхания.В младшем школьном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Заканчивается формирование воздухоносных путей придаточных пазух полости носа и носовых ходов. Наблюдается рост гортани, причем уже начинают проявляться половые особенности ее развития. У мальчиков к 11 — 12 годам гортань, становится тире и длиннее, чем у девочек, начинает формироваться кадык, голосовые связки удлиняются, что обусловливает понижение голоса. Развитие гортани в основном завершается в период полового созревания. Наблюдающийся рост легких происходит главным образом за счет увеличения количества и объема альвеол, что приводит к значительному увеличению поверхности легких. К 11 — 12 годам объем легких возрастает в 10 раз по сравнению с таковым у новорожденного. Частота дыхания у ребенка в 7 лет составляет 23-25 раз в минуту и снижается к 11—12 годам до 20 дыханий в минуту; одновременно возрастается глубина дыхания. Увеличивается также минутный объем дыхания. Если у семилетнего ребенка он составляет в среднем 5000— 6000 мл, то в 11 — 12 лет отмечается его повышение до 7500-9000 мл.

Жизненная емкость легких увеличивается на протяжении всего школьного возраста и повышается у мальчиков с 1400 мл в 7 лет до 2000 мл в 11 лет, а у девочек это го же возраста увеличивается с 1200 мл до 1900 мл. На повышение жизненной емкости легких сильное влияние оказывают занятия физической культурой и спортом.

6. Особенности развития кровеносной системы.Достав и количество крови в организме ребенка от 7 до 11 — 12 лет значительно не отличаются от таковых у взрослого Не которое повышение количества эритроцитов в крови и изменения в лейкоцитарной формуле объясняются возрастными особенностями в деятельности органов кроветворения.

В период от 7 до 11-12 лет наблюдается относительно медленный темп роста сердца по сравнению с подростковым возрастом. Объем сердца у детей от 7 до лет увеличивается в два раза — с 70 см3 до 130—140 см3. Протекающий параллельно процесс увеличения окружности сосудов также происходит достаточно медленно вследствие чего между массой сердца и просветом сосудистого русла устанавливаются относительно стабильные отношения. Ударный объём сердца, т. е. количество крови, выбрасываемой при одном сокращении сердечной мышцы, повышается с 23 мл у 7-летних детей до 41 мл к 11 — 12-летнему возрасту. Одновременно снижается частота сердечных сокращений до 80—85 ударов в минуту. Кровяное давление несколько повышается по сравнению с уровнем кровяного давления в дошкольном возрасте и в период от 7 до 11 —12 лет равняется в среднем 100 мм рт.. ст..

Развитие интервационного аппарата сердца в основном завершается к 7 годам. Однако возрастные особенности в деятельности центральной нервной системы откладывают свой отпечаток на функциональные возможно сердечно-сосудистой системы детей. Общие сосудистые реакции у них весьма лабильны, быстро возникают и гораздо менее устойчивы, чем у взрослых.

Педагог в процессе учебно-воспитательной работы должен обязательно учитывать возрастные особенности развития кровеносной системы у школьников младших классов. Занятия физической культурой, труд в мастерских, длительные экскурсии всегда необходимо проводить с учетом нагрузки, приходящейся на сердечно-сосудистую систему детей.

Таким образом, рассмотрев основные возрастные особенности развития организма ребенка от 7 до 11—12 лет, следует отметить, что это относительно «спокойный» возрастной период. Основные процессы, происходящие в центральной нервной системе, создают хорошие предпосылки для успешной учебно-воспитательной работы, а развитие моторики обусловливает доступность многих трудовых движений. Этот возраст можно охарактеризовать как своеобразное преддверие к бурному подростковому возрасту -периоду полового созревания.

Наши рекомендации