Вспомните имена-отчества писателей, заполните пустые графы таблицы
ТЕСТ по русской литературе для 10 класса (2й семестр, май)
Вспомните имена-отчества писателей, заполните пустые графы таблицы
Александр | Сергеевич | Пушкин |
Лермонтов | ||
Островский | ||
Гончаров | ||
Тургенев | ||
Тютчев | ||
Шиншин-Фет | ||
Лев | Толстой | |
Достоевский | ||
Некрасов | ||
Салтыков-Щедрин | ||
Куприн | ||
Лесков |
2. Вспомните и запишите не менее двух проблем, поднимаемых в каждом из следующих произведений (например, «Горе от ума»: проблема косности ума обывателей, проблема истинного и мнимого при оценке человека).
А) «Кому на Руси жить хорошо» -
Б) «Господа Головлевы» -
В) «Война и мир» -
Г) «Герой нашего времени» -
3. Дайте свое определение следующим героям романа Л.Н.Толстого «Война и мир», например: Пьер Безухов – искатель истины - внутреннего мира; капитан Тушин – труженик войны и так далее. Постарайтесь уместить свою мысль в наименьшее по объему словосочетание.
Элен Курагина –
Княжна Марья Болконская –
Платон Каратаев –
Петя Ростов –
4. Сформулируйте краткую характеристику основной, по Вашему мнению, особенности творчества каждого из перечисленных ниже писателей, например: А.А.Фет – умиротворенный лирик, романтик; А.С.Пушкин – утонченный циник, вначале – романтик, затем – реалист и так далее.
Достоевский –
Толстой –
Салтыков-Щедрин –
Тургенев –
Время на выполнение теста: 30-40 минут, первое задание выполняется под диктовку (названа фамилия – пауза на вспоминание имени-отчества, после конца диктовки минута на проверку), второе-четвертое задания выполняются в свободной форме (диктуются формулировки без примеров, при втором чтении формулировок объясняются примеры, затем свободная работа на оставшееся время от 25-35 минут). Работы должны быть сданы всеми присутствующими на стандартных листочках. Все несданные во вторник работы оцениваются двойкой в журнал.
Синонимы и контекстные синонимы.
Прочитайте текст, выберите и впишите в пробелы подходящие замены фамилии героя текста, избегайте повторения одного и того же слова.
Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) родился в Ясной Поляне, родовом имении своей матери, урожденной княгини Волконской, умершей, когда (Толстому) _____________________ было два года. По отцовской линии (Толстой) _______ также принадлежал к старинному аристократическому роду: пращур писателя граф Петр Толстой был близким соратником Петра Первого.
В раннем возрасте (отец тоже умер рано, когда (Толстому) ________________________ было девять лет) (Толстой) ___________________________ с тремя братьями и сестрой остались сиротами. Воспитанием (Толстого) ________________________________ занимались тетки, настроенные религиозно, и домашние учителя немец и француз, впоследствии изображенные в повести «Детство». В 1844 году (Толстой) ___________________________ поступил в Казанский университет на отделение арабско-турецкой словесности философского факультета, через год перешел на юридический факультет, но курса не кончил и уволился.
Юность (Толстого) _______________________________ была бурной, безалаберной, в Казани он увлекался балами, домашними спектаклями, но одновременно с этим много читал, в особенности философов, моралистов. Любимые с юности Руссо, Стерн, Пушкин, Гоголь как бы внушали будущему писателю символ веры: главное в литературе - правда и искренность.
В 1853 году началась русско-турецкая война. (Толстой) __________________________ произведен в прапорщики и направлен в действующую армию. В Крыму (Толстой) ___________________________ вел жизнь солдата, мужественно воевал, зорко наблюдал, подвергался опасностям, видел смерть, и, однако, главные драматические события по-прежнему происходили в душе: он постоянно ощущал и оценивал себя на грани жизни и смерти и оставался недоволен.
Составьте список синонимов и контекстных синонимов, позволяющий рассказать о Вашем друге, назвав его по имени только в первом предложении. Требуется 10 синонимов.
Расскажите о своем друге (избегайте буквальных, лексических повторов).
Красная Шапочка
Эдгар По
На опушке старого, мрачного, обвитого в таинственно-жесткую вуаль леса, над которым носились темные облака зловещих испарений и будто слышался фатальный звук оков, в мистическом ужасе жила Красная Шапочка.
Эрнст Хемингуэй
Мать вошла, она поставила на стол кошелку. В кошелке было молоко, белый хлеб и яйца.
- Вот, - сказала мать.
- Что, - спросила ее Красная Шапочка.
- Вот это, - сказала мать, - отнесешь своей бабушке.
- Ладно, - сказала Красная Шапочка.
- И смотри в оба, - сказала мать, - Волк.
- Да.
Мать смотрела, как ее дочь, которую все называли Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в красной шапочке, вышла и, глядя на свою уходящую дочь, мать подумала, что очень опасно пускать ее одну в лес; и, кроме того, она подумала, что волк снова стал там появляться; и, подумав это, она почувствовала, что начинает тревожиться.
Ги де Мопассан
Волк ее встретил. Он осмотрел ее тем особенным взглядом, который опытный парижский развратник бросает на провинциальную кокетку, которая все еще старается выдать себя за невинную. Но он верит в ее невинность не более ее самой и будто видит уже, как она раздевается, как ее юбки падают одна за другой и она остается только в рубахе, под которой очерчиваются сладостные формы ее тела.
Виктор Гюго
Красная Шапочка задрожала. Она была одна. Она была одна, как иголка в пустыне, как песчинка среди звезд, как гладиатор среди ядовитых змей, как сомнабула в печке...
Джек Лондон
Но она была достойной дочерью своей расы; в ее жилах текла сильная кровь белых покорителей Севера. Поэтому, и не моргнув глазом, она бросилась на волка, нанесла ему сокрушительный удар и сразу же подкрепила его одним классическим апперкотом. Волк в страхе побежал. Она смотрела ему вслед, улыбаясь своей очаровательной женской улыбкой.
Ярослав Гашек
- Эх, и что же я наделал? - бормотал Волк. - Одним словом обделался.
Оноре де Бальзак
Волк достиг домика бабушки и постучал в дверь. Эта дверь была сделана в середине 17 века неизвестным мастером. Он вырезал ее из модного в то время канадского дуба, придал ей классическую форму и повесил ее на железные петли, которые в свое время, может быть, и были хороши, но ужасно сейчас скрипели. На двери не было никаких орнаментов и узоров, только в правом нижнем углу виднелась одна царапина, о которой говорили, что ее сделал собственной шпорой Селестен де Шавард - фаворит Марии Антуанетты и двоюродный брат по материнской линии бабушкиного дедушки Красной Шапочки. В остальном же дверь была обыкновенной, и поэтому не следует останавливаться на ней более подробно.
Оскар Уаильд
Волк. Извините, Вы не знаете моего имени, но...
Бабушка. О, не имеет значения. В современном обществе добрым именем пользуется тот, кто его не имеет. Чем могу служить?
Волк. Видите ли... Очень сожалею, но я пришел, чтобы Вас съесть.
Бабушка. Как это мило. Вы очень остроумный джентльмен.
Волк. Но я говорю серьезно.
Бабушка. И это придает особый блеск Вашему остроумию.
Волк. Я рад, что Вы не относитесь серьезно к факту, который я только что Вам сообщил.
Бабушка. Нынче относиться серьезно к серьезным вещам - это проявление дурного вкуса.
Волк. А к чему мы должны относиться серьезно?
Бабушка. Разумеется к глупостям. Но Вы невыносимы.
Волк. Когда же Волк бывает несносным?
Бабушка. Когда надоедает вопросами.
Волк. А женщина?
Бабушка. Когда никто не может поставить ее на место.
Волк. Вы очень строги к себе.
Бабушка. Рассчитываю на Вашу скромность.
Волк. Можете верить. Я не скажу никому ни слова (съедает ее).
Бабушка. (из брюха Волка). Жалко, что Вы поспешили. Я только что собиралась рассказать Вам одну поучительную историю.
Эрих Мария Ремарк
- Иди ко мне, - сказал Волк.
Красная Шапочка налила две рюмки коньяку и села к нему на кровать. Они вдыхали знакомый аромат коньяка. В этом коньяке была тоска и усталость - тоска и усталость гаснущих сумерек. Коньяк был самой жизнью.
- Конечно, - сказала она. - Нам не на что надеяться. У меня нет будущего.
Волк молчал. Он был с ней согласен.
Угадайте кто (из русских авторов)
Не жалею даже шапочки никчемной,
Я теперь пою коней стальных.
Но от этих воплей задушевных,
Словно в детстве, перехватывает дых.
Брат мой, волк… деревья, сёла, клёны…
Ты – живей! Дыханье затая,
Я стою, невкусный и зелёный,
С мыслью: это родина моя!
(Ответ: Есенин)
Начало княжения Рюрика в Новгороде - 862
Князь Олег - 879
Объединение Новгорода и Киева при князе Олеге - 882
1-ый договор Олега и Византии - 907
2-ой договор Олега и Византии - 911
Правление Игоря - 912
Поход Игоря на Византию - 941
Договор Игоря и Византии - 944
Посольство княгини Ольги в Византию - 957
Правление князя Святослава - 957
Походы Святослава на Дунай - 967
Правление князя Владимира Святого - 980
Крещение Руси - 988
Правление князя Ярослава Мудрого - 1019
Разгром печенегов у Киева (Ярослав Мудрый) - 1036
Избрание митрополитом всея Руси Иллариона - 1051
Раскол христианства (на католичество и православие) - 1054
Правление князя Изяслава - 1054
Восстание в Киеве - 1068
Составление "Русской Правды" Ярославичей - 1072
Съезд князей в Любече - 1097
Поход князей во главе с Владимиром Мономахом против половцев - 1111
Восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха - 1113
Правление князя Владимира Мономаха - 1113
Правление князя Мстислава Великого в Киеве - 1125
Правление князя Юрия Долгорукого в Суздале - 1125
Изгнание князя Всеволода из Новгорода - 1136
Ярослав Осмомысл в Галиче - 1153
Князь Андрей Боголюбский в Суздале - 1157
Роман Мстиславич (объединил Волынское и Галицкое княжества) - 1170
Всеволод Большое Гнездо в Суздале - 1176
Основание Нижнего Новгорода - 1221
Даниил Романович в Галицко-Волынском княжестве - 1221
Битва на Калке - 1223
Поход татаро-монгол на Русь - 1238
Ледовое побоище - 1242
Перепись населения татаро-монголами - 1257
Даниил Александрович в Москве - 1276
Юрий Данилович в Москве - 1303
Иван Калита в Москве - 1325
Восстание в Твери - 1327
Семён Гордый в Москве - 1340
Иван II Красный в Москве - 1353
Дмитрий Донской в Москве - 1359
Первая победа над монголами на р. Воже - 1378
Куликовская битва - 1380
Разгром Москвы Тохтамышем - 1382
Василий I - 1389
Василий II Тёмный - 1425
Флорентийская уния - 1439
Иван III - 1462
Поход Ивана III на Новгород. Битва на р. Шелони - 1471
Присоединение Новгорода - 1478
Стояние на реке Угре - 1480
Присоединение Твери - 1485
Судебник Ивана III - 1497
Василий III - 1505
Присоединение Пскова - 1510
Присоединение Рязани - 1521
Иван IV Грозный - 1533
Новая денежная единица - ефимок - 1535
Восстание в Москве при Иване IV - 1547
Иван IV Грозный венчался на царство - 1547
Судебник Ивана IV - 1550
Стоглавый собор - 1551
Взятие Казани - 1552
Отмена кормления - 1555
Взятие Астрахани - 1556
Ливонская война - 1558
Опричнина - 1565
Люблинская уния (объединение Польши и Литвы) - 1569
Введение заповедных лет - 1581
Ермак завоевал Сибирь - 1582
Ям-Запольский мир Русь-Речь Посполитая - 1582
Плюсское перемирие - 1583
Федор Иванович - 1584
Введение патриаршества (Иов) - 1589
Брестская уния (униатская церковь) - 1596
Борис Годунов - 1598
Восстание Хлопка - 1603
Лжедмитрий - 1604
Восстание И.И. Болотникова - 1606
Василий Шуйский - 1606
Лжедмитрий II - 1607
2-е ополчение (Минин и Пожарский) - 1611
Михаил Федорович Романов - 1613
Столбовский мир со Швецией - 1617
Война с Польшей (воевода Шеин) - 1632
Алексей Михайлович - 1645
Московское восстание при Алексее Михайловиче - 1648
Соборное Уложение - 1649
Зборовский мир (Богдан Хмельницкий-поляки) - 1649
Белоцерковский мир (Богдан Хмельницкий- поляки) - 1651
Начало раскола (патриарх Никон) - 1652
Последний Земский Собор - 1653
Переяславская рада - 1654
Война со Швецией при Алексее Михайловиче - 1656
Кардисский мир со Швецией - 1661
Медное восстание в Москве - 1662
Отстранение Никона - 1666
Новотоговый устав - 1667
Восстание Степана Тимофеевича Разина - 1670
Восстание Степана Тимофеевича Разина - 1670
Федор Алексеевич - 1676
Бахчисарайский мир с Крымом - 1681
Отмена местничества - 1682
Иван V с Петром I при регентстве Софьи - 1682
"Вечный мир" с Польшей - 1686
Походы В.В Голицына на Крым - 1687
Нерчинский договор с Китаем - 1689
Иван V с Петром I - 1689
Захват Азова - 1696
Великое Посольство - 1697
Перемирие с Турцией - 1700
Северная Война - 1700
Основание Санкт-Петербурга - 1703
Взятие Нарвы Петром I - 1704
Введение рекрутской повинности - 1705
Восстание К.А. Булавина - 1707
Полтавская битва - 1709
Война с Турцией - 1710
Создание Сената - 1711
Прутский поход - 1711
Прутский мир (сдан Азов и разрушен Таганрог) - 1711
Гангутское сражение (Голицын) - 1714
Указ о единонаследии - 1714
Воинский Устав - 1716
Создание коллегий - 1718
Введение подушной подати - 1718
Перепись населения Петром I - 1718
Гренгамское сражение (Апраксин) - 1720
Создание магистратов - 1720
Ништадский мир со Швецией - 1721
Учрежден Синод и упразднена должность патриарха - 1721
"Табель о рангах" - 1722
Смерть Петра I - 1725
Открытие Академии Наук - 1725
Екатерина - 1725
Петр II - 1727
Анна Ивановна - 1730
Иван Антонович - 1740
Елизавета Петровна - 1741
А.Н. Радищев - 1749
Отмена внутренних таможенных пошлин - 1754
Московский Университет - 1755
Семилетняя война с Пруссией - 1756
Петр III - 1761
Манифест о вольности дворянства - 1762
Запрещено покупать крестьян к заводам - 1762
Екатерина II - 1762
Крестьяне должны были оплачивать расходы на подавление бунтов - 1763
Уложенная комиссия - 1767
1-я русско-турецкая война - 1768
Журнал "Всякая всячина" - 1769
1-ый раздел Польши - 1772
Крестьянская война Е.И. Пугачева - 1773
Кучюк-Кайнарджийский мир с Турцией - 1774
"Учреждение для управления губерний Российской Империи" 50 губерний - 1775
Георгиевский трактат: присоединение Грузии - 1783
"Жалованная грамота дворянству" - 1785
"Жалованная грамота городам" - 1785
2-я русско-турецкая война - 1787
Ясский мир с Турцией - 1791
2-ой раздел Польши - 1793
3-ий раздел Польши - 1795
1-я антифранцузская коалиция - 1795
Павел I - 1796
Указ. Крестьяне не должны были работать на барщине в праздники и выходные - 1797
2-я антифранцузская коалиция - 1798
Война против Франции - 1798
Средиземноморский поход Ушакова - 1798
"Негласный комитет" граф Строганов Кочубей Новосильцев князь Чарторыйский - 1801
Александр I - 1801
Амьенский договор Франция-Англия - 1802
Указ о вольных хлебопашцах - 1803
3-я антифранцузская коалиция - 1805
Аустерлиц - 1805
4-я антифранцузская коалиция - 1806
Война с Турцией при Александре I - 1806
Тильзитский мир - 1807
Русско-шведская война (Александр I) - 1808
Создан Государственный совет - 1810
Абхазия включена в состав России - 1810
Бухарестский мир - 1812
Начало Отечественной войны - 1812
Ватерлоо - 1815
"Священный Союз" - Россия Пруссия Австрия - 1815
Учреждение военных поселений - 1816
"Союз Спасения" - 1816
В Эстонии ликвидировано крепостное право - 1817
"Союз Благоденствия" - 1818
"Южное" и "Северное" общества - 1821
Восстание декабристов - 1825
Николай I - 1825
Создание 3-его отделения - 1826
Принятие нового цензурного устава (Николай I) - 1826
Кружок братьев Критских - 1826
Наваринское сражение - 1828
Русско-турецкая война (Николай I) - 1828
Польское восстание - 1830
Бунт в новгородских военных поселениях - 1831
Сунгуровское общество - 1831
Ункяр-Искелесийский договор с Турцией (Проливы) - 1833
Первая ж/д Царское Село-Петербург - 1837
Отмена военных поселений - 1837
Лондонские конвенции (Турция) - 1840
Ж/д Петербург-Москва - 1843
Кружок петрашевцев - 1845
"Коммунистический Манифест" К. Маркс - 1848
Синопское сражение - 1853
Сражение при Башкадыкларе (Кавказ) - 1853
Крымская война - 1853
Высадка англо-франко-турецкого корпуса в Крым - 1854
"Полярная звезда" Герцена - 1855
Александр II - 1855
Парижский мирный трактат - 1856
"Колокол" Герцена - 1857
Александр II подписал Манифест и "Положение" (опубликованы 5.03) - 1861
Судебная реформа Александра II - 1864
Земская реформа Александра II - 1864
1-е наступление на Ташкент (Черняев) - 1864
Взятие Ташкента (Черняев) - 1865
Создание туркестанского генерал-губернаторства - 1867
Городская реформа Александра II - 1870
Отказ от Парижского мирного трактата - 1870
Хивинский поход (Скобелев) - 1871
Военная реформа Александра II - 1874
Хождение в народ - 1874
"Южнороссийский союз рабочих" Заславский - 1875
Восточный кризис. Восстания на Балканах - 1875
Кокандское ханство включено в состав России - 1876
"Земля и воля" Михайлов. Морозов. Фигнер. Плеханов. - 1876
Взятие Плевны (генерал Тотлебен) - 1877
Оборона Шипки (Гурко) - 1877
Русско-турецкая война при Александре II - 1877
Взятие Софии и Адрианополя - 1878
Сан-Стефанский мирный договор - 1878
Берлинский Конгресс - 1878
"Северный союз русских рабочих" Обнорский. Халтурин. - 1878
"Черный передел" Плеханов. Засулич. Дейч. Аксельрод. - 1879
"Народная воля" Михайлов. Перовская. Желябов. Морозов. Фигнер. - 1879
Последнее покушение на Александра II - 1881
Александр III - 1881
Группа "Освобождение труда" Плеханов. Засулич. Дейч. Игнатов. - 1883
"Указ о кухаркиных детях" - 1884
Морозовская стачка - 1885
Добровольное вхождение Мервы в состав России - 1886
I Интернационал принял решение о праздновании 1 Мая - 1889
С.Ю. Витте - министр финансов - 1892
"Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" - 1894
Николай II - 1894
"Союз борьбы за освобождение рабочего класса" - 1895
I съезд РСДРП (9 делегатов) - 1898
"Протест российской социал-демократии" В.И. Ленин - 1899
II съезд РСДРП - 1903
Русско-Японская война - 1904
Кровавое воскресенье - 1905
Сражение под Мукденом - 1905
III съезд РСДРП - 1905
Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" - 1905
Первая русская революция - 1905
I Государственная Дума - 1906
П.А. Столыпин председатель Совмина. Аграрная реформа. - 1906
II Государственная Дума - 1907
Создание Антанты - 1907
Восточно-Прусская операция (Гумбинен) (Ранненкампф и Самсонов) - 1914
33-дневное наступление на Галицию - 1914
Россия потеряла Польшу часть Прибалтики Западной Белоруссии и Украины - 1915
Брусиловский прорыв - 1916
Брестский мир - 1918
Введение продовольственной диктатуры - 1918
"Военный коммунизм" - 1918
Введение продразверстки - 1919
Создан Коминтерн (пред. Зиновьев) - 1919
Кронштадское восстание - 1921
Образование СТО - 1921
НЭП - 1921
Создана ЗСФСР - 1922
Генуэзская конференция (Раппальский договор) - 1922
Гаагская конференция - 1922
Декларация и Договор об образовании СССР - 1922
"Кризис сбыта" - 1923
"Кризис хлебозаготовок" - 1927
Начало индустриализации - 1928
Начало сплошной коллективизации - 1929
Создание управления лагерей при ОГПУ - 1930
Установление дипотношений с США - 1933
Переговоры о Восточном Пакте - 1933
XVII съезд РКП(б) - 1934
Принятие СССР в Лигу Наций - 1934
Вторжение Японии в р-не озера Хасан - 1938
Конфликт у реки Халхин-Гол - 1939
Договор о ненападении - 1939
Начало войны с Финляндией - 1939
Великая Отечественная война - 1941
Окружение трех армий под Харьковом - 1942
Курская битва - 1943
Ялтинская конференция - 1945
Денежная реформа и отмена карточной системы - 1947
Образование ФРГ - 1948
Трехлетний план развития животноводства - 1949
Кампания против "космополитизма и низкопоклонства" - 1949
Образование НАТО - 1949
Образование СЭВ - 1949
Образование ГДР - 1949
XIX съезд партии (КПСС) - 1952
Арест Берии - 1953
Реформа сельского хозяйства (Хрущев) - 1953
Хрущев - 1953
Начало освоения целины - 1954
Образование ОВД - 1955
XX съезд - 1956
1-ый спутник - 1957
Реформа управления гражданской промышленностью - 1957
Визит Хрущева в США - 1959
Вывод советских специалистов из Китая - 1960
Полет Гагарина - 1961
Волнения в Новочеркасске - 1962
Карибский кризис - 1962
Договор о запрещении испытаний атомного оружия (атм. косм. вода) - 1963
Брежнев - 1964
Начало реформ Косыгина - 1965
Интервенция в Чехословакию - 1968
Конфликт на о.Даманский - 1969
Договор ОСВ-1 - 1972
Договор по ПРО - 1972
Совещание по безопасности в Европе - 1973
Введение войск в Афганистан - 1979
Принятие Продовольственной Программы - 1982
Андропов - 1982
Сбит южнокорейский лайнер - 1983
Черненко - 1984
Создание Госагропрома СССР - 1985
Закон о госпредприятии - 1987
"Берлинская декларация" - 1987
Начало перехода к регулируемой рыночной экономике - 1990
Референдум о судьбе СССР - 1991
Подписание ОСНВ-1 - 1991
Либерализация цен - 1992
Подписание Федеративного договора - 1992
Подписание ОСНВ-2 - 1993
Подписание Устава СНГ - 1993
Референдум по проекту Конституции выборы в V Госдуму - 1993
Введение войск в Чечню - 1994
1. Кто из авторов ниже представляет символизм как литературное течение?
1) М.Салтыков-Щедрин
2) Н.Некрасов
3) Н.Лесков
4) В.Брюсов
2. Какому принципу обязан своим названием акмеизм?
1) Красота
2) Эпатаж
3) Совершенство формы и содержания
4) Новизна формы
3. Основной образ творчества М.Цветаевой?
1) Цветы
2) Любовь
3) Смерть
4) Солнце
4. Какой поэт наиболее близок В.Маяковскому по общности средств выражения?
1) С.Есенин
2) О.Мандельштам
3) В.Хлебников
4) И.Анненский
5. Есенин сам назвал себя:
1) поэтом деревни
2) поэтом города
3) последним поэтом деревни
4) поэтом революции
6. Как охарактеризовать женский образ в творчестве А.Ахматовой?
1) женщина-мать
2) женщина-любимая
3) женщина-сестра
4) женщина-любящая
7. Безымянный персонаж встречается нам в рассказе:
1) И.Бунина
2) А.Куприна
3) М.Булгакова
4) И.Бабеля
8. Структура поэмы «Реквием» обусловлена:
1) неоднозначностью проблемы в поэме
2) недостатком времени на правильную компоновку
3) сложностью центрального лирического образа
4) необходимостью «успокоить» цензуру
9. Чье творчество определяется как «футуризм»?
1) М.Булгакова
2) М.Горького
3) В.Маяковского
4) А.Блока
10. С какого автора начинается традиция изображения жизни социального дна?
1) Ф.Достоевский
2) М.Горький
3) Л.Толстой
4) Н.Лесков
Прочтите вслух, определите оптимальные темп и интонационную структуру для каждого текста. Обратите внимание на соотношение паузации со знаками препинания, темпа со стилистикой текста.1Много лет до смерти, в доме N13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади "Саардамский Плотник", часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила: «Дружно... живите».Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын должен был безропотно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин. Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе.
Одним из главных показателей культурного уровня человека является его языковая культура. Наше общество давно волнует низкий уровень речевой культуры носителей русского языка, их орфографическая и пунктуационная безграмотность. Большое беспокойство по, этому поводу было проявлено уже в начале 60-х годов, когда ведущей научной организации страны. Институту русского языка АН СССР, было поручено подготовить проект реформы русской орфографии. Проект был подготовлен... и отвергнут при всенародном его обсуждении: предлагаемые изменения в системе орфографии базировались на ее всемерном упрощении, ликвидации традиционного принципа правописания, сильной формализации, а следовательно, устранении семантического начала из орфографических "правил".
Реформы не последовало, а грамотность продолжала падать. Причин низкой орфографической грамотности много. Они имеют как экстралингвистический, так и чисто лингвистический характер. Здесь, с одной стороны, падение престижа образования, среднего и высшего, неудачная организация учебного процесса в школе; с другой стороны, это и сложность орфографии, и отсутствие хороших учебных пособий и справочников, неудовлетворительная система обучения детей русскому языку в школе, и т.д.
Рецепт самого сочного морковного торта, который только можно найти ! Вам только нужно найти укромное место для него, так как он становится вкуснее со временем.
1. Разогреть духовку до 180 гр С. Смазать маслом квадратную форму со стороной 18 см и проложить ее пергаментом или бумагой для выпечки.
2. В миске соединить сахар, масло и яйца. Слегка взбить деревянной ложкой. Добавить тертую морковь, изюм и апельсиновую цедру.
3. Смешать муку, соду и специи и просеять ее в миску. Смешать все ингредиенты, тесто должно быть мягким и почти что жидким.
4. Перелить тесто в подготовленную форму и запекать 40-45 мин. Корж должен слегка пружинить, если нажать на него в центре. Охладить в течение 5 мин, затем вынуть из формы, снять бумагу и дать полностью остыть на решетке. На этом этапе его можно заморозить.
5. Взбить все ингредиенты для глазури - она должна получиться густоты жидких сливок. Положить торт на блюдо и побрызгать его глазурью так, чтобы она капала по краям. Оставить, чтобы глазурь застыла, и нарезать на порции.
XX век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально, торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса - и век кровавый… Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека…
ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Ряд позиций этого знания уже нашел применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек, как индивидуум уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек, как член общества имеет еще мало «профита» и для себя и для общества и в большой мере в связи с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется ввиду перевод с языка нейрофизиологии достижений в изучении закономерностей работы мозга в приемлемую для воспитания и обучения форму.
О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно Услыши нас: жен, детей, матерей, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер, и сродник наших исцели.
О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Богемная девушка Вероника родилась в обеспеченной семье, и, как говорили в старину, не одна добрая фея побывала у ее колыбельки. Среди «подарков» новорожденной шуршала нарядной оберткой женская притягательность, поблескивал юмор, холодно мерцал ум. Девочка незаметно превратилась в прелестную девушку, закончила МГУ и стала успешной писательницей – ее иронические детективы пользовались стабильной популярностью. Однако в ее личной жизни творилось нечто загадочное. Словно повторялась одна и та же серия мексиканского сериала – ее, красавицу и умницу, бросал очередной возлюбленный, и она оплакивала это событие так отчаянно, будто умер близкий родственник. Нервные срывы повторялись с пугающей периодичностью, и когда на горизонте замаячила серая тень суицида, кто-то из испуганных друзей 26-летней писательницы отвел ее к психологу. Вероника узнала много интересного о природе своего недуга. Особенно она удивилась, когда врач совершенно серьезно попросил ее вспомнить свою любимую сказку.
Выберите из скобок единственно подходящую в каждом случае лексему, учитывая согласование и управление, семантику и стилистическую маркированность единицы. Объясните «неудачность» выделенных полужирным шрифтом словоупотреблений и сочетаний. Предложите свои замены им. 1Обобщение результатов (изучения, исследования, рассмотрения) статистически значимых различий в контрастах (главных, базовых, основных) и контрольных заданий (продемонстрировало, выявило, показало), что мы имеем дело с динамикой многокомпонентных кортикальных систем, (восприимчивых, чутких, чувствительных) к изменениям контролируемых и неконтролируемых (по-видимому) экспериментальных условий.
Результаты, полученные при (употреблении, применении, использовании) критерия Тьюки, с одн__ из (версий, вариантов, копий) вербального теста в группе (количеством, числом, численностью) 70 человек свидетельствуют, что выполнение творческих заданий приводит к выраженн___ дополнительн___ (активированию, активизации, активации) систем поиска нужной информации в памяти (γ синхронизация в ассоциативных и областях коры) и контрольных механизмов памяти (β синхронизация в височных областях) во время (креативного, созидательного, творческого) процесса.
Вместе с тем полученные результаты показали, что характер корков__ (активирования, активизации, активации) вариативен не только при выполнении творческих заданий разной модальности (вербальные и пространственный тесты), но и при разных тестах одной модальности (варианты вербальных тестов), а также при выполнении одного и того же теста разными группами испытуемых численностью 25-30 человек.
С одной стороны, это указывает на необходим___ (последовательность, объем, порядок) численности групп при проведении подобных исследований. С другой, последующий психологический анализ выявил определенн___ (объем, число, количество) факторов, ответственных за разброс в результатах вербальных тестов, таких как: временн___ (построение, структура, последовательность), задействование процесса отдаленного ассоциирования и ментального воображения, эмоциональный фактор и т.д.
(Пожалуй, Вероятно, Наверное), что эти факторы сильнее, чем ожидалось, влияют на динамику параметров ЭЭГ в δ – β диапазонах, и их эффект может быть сравним с (воздействием, эффектом, влиянием) фактора креативности.
Эта экспериментальная работа являлась пилотным, сугубо (количественным, качественным, качественно-количественным) исследованием, не претендующим на выявление каких-либо качественных закономерностей. Цель (их, ее, его) - попытка верифицировать сами факты альтернативного (прямого) видения и измерить связанные с ним физиологические параметры (физиологические корреляты).
Побудительн___ (стимулом, причиной, основанием) к проведению проверки послужила необходимость подтверждения существования эффекта прямого видения. Потому как в (нескольких, части, ряде) город___ уже проводится обучение так называемому альтернативному или прямому видению по методике В.М.Бронникова не только зрячих и слабовидящих, а даже слепых. Вместе с тем, сомневающихся в сам__ (факте, возможности, реальности) прямого видения пока еще немало, т.к. мало еще дано физиологических объяснений самому этому феномену.