Особенности полового созревания

Срок наступления полового созревания зависит от конституционального (соматического) типа. По данным В.С. Соловьевой (1975), раннее появление у девочек первых стадий развития вторичных половых признаков (в 8-9 лет) наиболее характерно для дигестивного типа. (Е.П. Титова, 1975). Половое созревание занимает довольно продолжительный период - от 5 до 7 лет. Выделяют пять стадий полового созревания, возрастные границы которых у разных подростков и юношей не одинаковы. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова (1978) дают следующую характеристику стадий полового развития.

· Первая стадия - детство (инфантилизм). Характерно медленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы при постепенном, но неуклонном соматическом росте организма. У девочек, начиная с 3 лет, отмечается более высокий уровень соматотропина, и они опережают в росте мальчиков. Кроме того, непосредственно перед пубертатом (периодом полового созревания) секреция соматотропина у них еще более возрастает и образует препубертатный пик с соответствующим усилением роста. Уровень эстрогенов и кортикостероидов повышается медленно, достигая к концу периода лишь трети уровня взрослых. Наружные и внутренние гениталии развиваются мало заметно, вторичных половых признаков нет. В то же время первым признаком начала полового созревания девочек является округление бедер и ягодиц. Стадия заканчивается в 8-10 лет. У мальчиков эта стадия более длительна, секреция соматотропина находится на меньшем уровне, однако за счет длительности его воздействия ускоренный темп роста сохраняется дольше (до 10-13 лет). Существенной динамики первичных и вторичных половых признаков не наблюдается.

· Вторая стадия - гипофизарная. Она соответствует началу полового созревания и начинается у девочек с 9-10 лет, у мальчиков - с 10-13 лет. Наблюдается резкая активация гипофиза (включая гонадотропную и соматотропную функции). Усиление секреции соматотропина более выражено у девочек; они как бы находятся на вершине пубертатного скачка роста, в то время как у мальчиков он только начинается. У лиц обоего пола интенсивно выделяется фоллитропин, что приводит у мальчиков к быстрому увеличению размеров тестикул (яичек), а у девочек телархе (молочных желез). Продолжается активация функции коры надпочечников, надпочечниковые андрогены могут приводить к начальному оволосению гениталий. Возможно небольшое увеличение наружных гениталий. Стадия заканчивается, как правило, у девочек в 9-12 лет, у мальчиков - в 12-14 лет.

· Третья стадия - активизация гонад. Она характеризуется тем, что в этот период под влиянием половых гормонов наступает активизация инкреторной деятельности гонад, что сопровождается у лиц обоего пола ростом гениталий и прогрессирующим оволосением на лобке. Эта стадия проявляется у мальчиков интенсивным ускорением роста в результате суммирующего эффекта андрогенов и соматотропина. Она начинается у девочек с 9-12 лет, у мальчиков - с 12-14 лет.

· Четвертая стадия - проявление максимального стероидогенеза. Нарастает до максимального уровня выделение андрогенов и эстрогенов. У мальчиков уровень соматотропина остается высоким, у девочек наблюдается тенденция к снижению его концентрации. Поэтому темпы роста у мальчиков максимальны, а у девочек снижаются. Изменения репродуктивной системы характеризуются появлением аксилярного оволосения, продолжающимся ростом гениталий, а у мальчиков - и мутацией голоса, и появлением кадыка (адамова яблока). Эта стадия начинается у девочек в 10-13 лет, а у мальчиков - в 12-16 лет.

· Пятая стадия - окончательное формирование. В этой стадии у девушек появляется менархе, у 90 % наблюдается остановка роста вследствие закрытия эпифизарных зон и снижение концентрации соматотропина до уровня, имеющегося у зрелых женщин. Концом стадии у девушек считают закрепление овуляторных циклов и регул. Стадия начинается у девушек в 11-14 лет и заканчивается к 15-17 годам полным созреванием. У юношей на этой стадии завершается формирование вторичных половых признаков (адамова яблока, оволосение на лице, переход от женского к мужскому типу оволосения на лобке). Сперматогенез достигает полного развития. Рост в основном приостанавливается, хотя может продолжаться за счет хрящей позвоночника и в дальнейшем. Начинается эта стадия у юношей в 15-17 лет и заканчивается формированием зрелого мужчины к 17-19 годам. Половое созревание мальчиков связано с наличием в организме полового гормона тестостерона, биосинтез которого происходит при участии холестерина. Последний же присутствует только в пище животного происхождения. Поэтому в период полового созревания мальчиков организм нуждается в достаточном количестве животного белка и жиров, и вегетарианская диета может нанести определенный ущерб созреванию. [6]

Первым функциональным признаком половозрелости у мальчиков является появление поллюции. Поллюция (от лат. pollutio - марание, пачкание) - это непроизвольное извержение семени, чаще происходящее во сне и оставляющее на постельном белье характерные пятна. Появление поллюции свидетельствует о том, что у подростка начали вырабатываться зрелые сперматозоиды. Первые поллюции появляются примерно в 15 лет. Следует отметить, что за последние 100 лет наблюдается неуклонное снижение возраста первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек, в среднем на 4-6 месяцев за каждые 10 лет. Время появления отдельных вторичных половых признаков за десятилетие ускоряется на 1-6 месяцев.

Первым признаком начала полового созревания у девочек обычно является набухание области сосков. Одновременно происходит развитие матки и влагалища вместе с заметным увеличением половых губ и клитора. Позже, после пика в скачке роста, достигающего уровня взрослых женщин, и накопления определенного веса (около 45кг) и минимального запаса жировых отложений, появляется менархе - кровотечения из влагалища в определенный период месячного цикла. Возраст появления менархе может колебаться от 9,5 до 16,5 лет. В среднем менархе появляется в 12,5 лет, однако в зависимости от расовой и национальной принадлежности этот возраст может сильно расходиться. Если девочки психологически не подготовлены матерями к появлению месячных, их неожиданное появление может явиться для них психотравмируюшим фактором. Оволосение лобка, рост волос в подмышечной впадине, развитие грудных желез и костей таза, округление бедер - вот внешние признаки половозрелости девочек, которое завершается к 17-18 годам. Все это ведет к изменению восприятия девочками своего тела. В отличие от мальчиков, озабоченных, главным образом, физической силой и ростом, девочки большое внимание уделяют своему слишком большому росту и излишней полноте. В результате, многие нормальные и даже стройные девочки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. Самая низкая удовлетворенность своим внешним обликом имеет место у девочек 13 лет, а у мальчиков - в 15 лет. При этом в любом возрасте девочки больше недовольны своим обликом, чем мальчики. [7]

О. Вейнингер пишет, что мальчики и девочки по-разному переживают наступление периода половой зрелости. Для мальчика это время всегда носит характер кризиса: он чувствует, что какое-то новое для него начало овладело его существом, нечто такое, что присоединяется помимо его воли к прежним мыслям и чувствам. Это физиологическая эрекция, которая первый раз ощущается им как нечто загадочное и беспокоящее. Девочка, напротив, совершенно легко вступает в период половой зрелости, она чувствует, как бесконечно увеличивается ее собственное значение. Есть много мальчиков в этом возрасте, которые только при мысли, что они могут влюбиться или жениться (вообще, а не на конкретной девушке), с негодованием отвергают эту мысль, между тем как самые маленькие девочки страстно жаждут любви и брака, как свершения их жизненных устремлений. В отличие от мальчиков, для которых раннее половое созревание является благом, для девочек оно имеет как хорошие, так и плохие стороны. С одной стороны, рано созревшая девочка часто ощущает себя более привлекательной, более популярной у старших мальчиков, с другой стороны, опережая сверстников-мальчиков в своем физическом развитии на целых 6 лет и будучи выше их ростом, она теряет контакт с ними. Кроме того, у нее меньше возможностей обсудить с отстающими в созревании сверстницами происходящие в ней физиологические и эмоциональные перемены. [8]

Таким образом, мы видим, что процесс полового созревания имеет различные психофизиологические механизмы и сопровождается отличными психологическими новообразованиями у мальчиков и девочек.

3. Психофизиологические аспекты половой дифференциации когнитивных процессов

Существует авторитетное мнение о существовании "мозга мужского и женского". Мужской гормон тестостерон в период внутриутробной жизни человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Одновременно увеличивается правое полушарие, отвечающее, как известно, за художественные, музыкальные и математические способности. Возможно, этим объясняется значительно большее число знаменитых мужчин в названных областях. В частности, на одну женщину с выдающимися способностями к математике приходится 13 мужчин. Этим же объясняется и тот факт, что мужчины лучше выполняют задачи, требующие пространственного видения. Считается, что у женщин лучше распределены функции коры головного мозга. Если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие мозга, у женщин восстановление основных функций происходит быстрее. Значит, у них правое полушарие может в какой-то мере заменить функции левого полушария. Масса мозга у мужчин больше, чем у женщин. Но это никак не отражается на умственных способностях женщин. Гораздо важнее степень развития коры головного мозга в ключевые моменты процесса обучения - в детстве и юности. [9]

Имеются свидетельства того, что мужчины сварливее женщин по той причине, что отмирание тканей в левой фронтальной доле мозга, связанное с депрессиями, происходит у них в три раза быстрее, чем у женщин. Даже в интервале от 18 до 45 лет наблюдается постоянная деградация способностей выполнять действия, связанные с концентрацией внимания, а уж сварливость стариков просто биологически обусловлена.

Мужчины теряют больше мозговых тканей оттого, что у них мозговое кровообращение протекает менее интенсивно, чем у женщин, особенно во фронтальной доле. Вдобавок к этому у женщин с возрастом замедляется процесс разложения сахара, оставаясь на прежнем уровне у мужчин. Выделяющиеся при этом токсические вещества у женщин скорее выводятся с током крови, а у мужчин образуются "склады" токсичных продуктов. Возможно, это служит одной из причин большего долгожительства женщин.

Мозг мужчины и женщины эволюционировали с разной скоростью, в направлении разных талантов и способностей. Мужчины, ответственные за охоту, развивали мозговые области, отвечающие за навигацию дальнего действия, тактическое мастерство, необходимое для убийства добычи, и отточенное умение поразить цель. Им не требовалось искусство вести беседу и умения воспринимать эмоциональные потребности других, поэтому области мозга, отвечающие за межличностные контакты, значительного развития не получили. В левой части мозга, в частности, у мужчин располагается язык и словарь, а в правой накапливается визуальная информация. Женщины в отличие от них должны были приспособиться к навигации на короткие расстояния, овладеть широким периферийным сектором видения, чтобы следить за окружающей обстановкой, способностью вести несколько дел одновременно и эффективной коммуникабельностью. Вследствие различий выдвинутых требований у мужчин и женщин развивались особые области, отвечающие за каждый отдельный вид деятельности. Функционирование мозга женщин имеет существенные отличия от действий мужского. Эволюционистское направление предсказывает также, что мужчины будут стремиться предложить то, что ценится женщинами, - обеспеченность и физическую защиту, и что женщины будут, в свою очередь, стараться выглядеть для мужчин молодыми и здоровыми, т.е. такими, каких ценят мужчины.

Особенности мышления, такие как интеллектуальные особенности, поведенческие особенности, особенности речи и общения представителей противоположных полов, определяются наиболее удачными структурами мозга. [10]

Исследования психофизиологов показали зависимость между интеллектом и концентрацией в крови тестостерона - главного мужского полового гормона. Чем ниже она у мужчин, тем выше их лингвистические, художественные, творческие способности. Тестостерон стимулирует агрессивное поведение, развитие вторичных половых признаков (волосатость тела и лица) и сексуальную активность.

Невысокой концентрацией тестостерона объясняется, почему лица, в характере которых соседствуют мужские и женские черты, более талантливы, чем те, о которых говорят "настоящий мужик" или "женщина до кончиков ногтей". Тестостерон бушует в крови юношей, поэтому они интеллектуально развиваются медленнее девушек.

"Традиционная" маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении "сильных" чувств (гнева, страсти и т.п.). Однако современная маскулинность ставит интеллект выше физической силы, допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также обуздания грубых чувств и порывов и т.д. Однако эти тенденции противоречивы, а их соотношение неодинаково в разных социальных сферах: у менее образованных людей представления о маскулинности более традиционны.

Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ.

Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений. У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов. [11]

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте идентификации сходных предметов, в арифметическом счёте, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуется точность, ювелирность движений.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное качество умственных способностей у мужчин и женщин отражает различие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых - тестостерон).

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись избыточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врождённой гиперплазии надпочечников их матерей, показало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчишеское поведение и большую агрессивность. Эффект был необратимым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек - с гормональными нарушениями и без них - выявлено не было.

Многие учёные полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария - это не только программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин - в задних отделах полушария. У женщин система "праксиса", обеспечивающая выбор надлежащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади неё моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения типа прицеливания. Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в зависимости от функции может выражаться в доминировании разных полушарий.

Чтобы решить какую-то абстрактную задачу, у мужчины интенсивно работает только правое полушарие, у женщины - оба. Обширные участки мозга подключаются к работе у женщин, когда они погружаются в воспоминания, особенно грустные, а у мужчин - когда требуется проявить свой интеллект.

Мужчина и женщина имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к "золотой середине" - IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля, как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости.

Женщины предпочитают конкретное абстрактному.

Современные знания о функциональной специализации правого (образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная деятельность) полушарий мозга позволяют сделать вывод, что функционально мужчины преимущественно лево-, а женщины - правополушарные существа (речь идёт не о качестве деятельности мозга, а о половых особенностях этой деятельности). [12]

Именно этим объясняется преимущество мужчин в абстрактном мышлении, в пространственном воображении и действиях, а женщин - в точности движений и лингвистических способностях.

Итак, более развиты у мужчин: логика, обощение, восприятие в целом, склонность к абстракции, ориентация в пространстве и времени, техническая направленность. А у женщин: интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность.

4. Психофизиологическая дифференциация особенностей личностной сферы мужчин и женщин

У пятинедельного человеческого зародыша нельзя еще никак распознать того пола, в который он впоследствии разовьется. Только по истечении пяти недель начинаются те процессы, которые к концу третьего месяца беременности завершаются односторонним развитием, первоначально общего обоим полам строения. В дальнейшем же течении своем этот процесс приводит к выработке всею индивидуума в каком-нибудь определенном сексуальном направлении. Этим бисексуальным строением всякого зародыша, объясняется тот факт, что признаки другого пола всегда остаются и никогда полностью не исчезают. Половое дифференцирование никогда не бывает вполне законченным. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, едва развитом состоянии, можно найти и у женского; и наоборот признаки женщины в своей совокупности содержатся и в мужчине, хотя в очень неоформленном виде. [13]

Рассмотрим более развитые качества и характеристики мужчин и женщин:

У женщин более развиты: мотив отношения с окружающими, умение подчиняться, следование правилам, желание быть единственной и индивидуальной. Ведущие черты характера: чувствительность, гибкость, эмоциональность, отзывчивость, осторожность, тревожность, сострадательность, исполнительность, старательность, коллективизм, общительность, разговорчивость.

У мужчин: романтизм, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым, ведущие черты характера - твердость, сдержанность, суровость, решительность, склонность к риску, агрессивность, предприимчивость, активность, замкнутость, молчаливость. [14]

Способность женщины к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины. Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому.

Заключение

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели проблему половой дифференциации и основные отличия мужчин и женщин, анатомо-физиологические предпосылки развития, половые особенности дифференциации когнитивных процессов, в трансляционной форме (речь), половые особенности продукта мышления (интеллект), половые особенности поведения, и половые особенности взаимоотношения полов в поведении и общении.

На основе проделанной работы, сформулируем основные выводы:

Существуют определенные анатомо-физиологические предпосылки половой дифференциации. Механизмы становления полой зрелости у мальчиков и девочек различны. Мужественные и женственные черты присутствуют в каждом индивидууме в той или иной степени.

У женщин более развиты: мотив отношения с окружающими, умение подчиняться, следование правилам, желание быть единственной и индивидуальной. Ведущие черты характера: чувствительность, гибкость, эмоциональность, отзывчивость, осторожность, тревожность, сострадательность, исполнительность, старательность, коллективизм, общительность, разговорчивость. У мужчин: романтизм, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым, ведущие черты характера - твердость, сдержанность, суровость, решительность, склонность к риску, агрессивность, предприимчивость, активность, замкнутость, молчаливость.

Более развиты у мужчин: логика, обобщение, восприятие в целом, склонность к абстракции, ориентация в пространстве и времени, техническая направленность. А у женщин: интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность. Таким образом, можем сказать, что поставленные в начале работы цели достигнуты, а задачи реализованы.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии - 2003. - N 5. - С.45-49.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 459с.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс. - 2001. - 752 с.

4. Вейненгер О. Пол и характер - Минск - 1997 - 362с.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность - М.: Сфера - 1998 - 467с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - 289с.

7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер - 2000. - 398 с

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

9. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина женщина - М.: Владос - 2000 - 256с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер - 2002 - 956с.

11. Сухарев В.А. Психология интеллекта - Донецк - 1997 - 354с.

Размещено на Allbest.ru

[1] Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - 289с

[2] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - С. 238-240.

[3] Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - 289с

[4] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.

[5] Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер - 2000. - 398 с

[6] Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - 289с.

[7] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

[8] Вейненгер О. Пол и характер - Минск - 1997 - 362с.

[9] Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс. - 2001. - 752 с.

[10] Сухарев В.А. Психология интеллекта - Донецк - 1997 - 354с.

[11] Сухарев В.А. Психология интеллекта - Донецк - 1997 - 354с.

[12] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 459с.

[13] Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии - 2003. - N 5. - С. 45-49.

[14] Вейненгер О. Пол и характер - Минск - 1997 - 362с.

Наши рекомендации