Переходные и непереходные глаголы
الأَفْعَالُ المُتَعَدِّيَةُ وَاللاَّزِمَةُ
В зависимости от наличия или отсутствия прямого дополнения (الْمَفْعُولُ بِهِ) глаголы в арабском языке бывают переходными и непереходными.
Переходными называются такие глаголы, которые имеют при себе прямое дополнение (имя в винительном падеже, обозначающее лицо или предмет, на которое падает действие). Например:
قَرَأْتُ اليَوْمَ الكِتَابَ Я сегодня читал книгу
ضَرَبَ الوَلَدُ الكَلْبَ بِالسَّوْطِ Мальчик ударил собаку плеткой
رَأَيْتُ زَيْدًا فِي الْجَامِعَةِ Я видел Зейда в университете
Непереходные глаголы - это глаголы, которые не имеют при себе прямых дополнений. По отношению к таким глаголам нельзя задать вопрос винительного падежа (кого? что?). Например:
نَامَ الوَلَدُ عَلى السَّرِيرِ Мальчик спал на кровати
ذَهَبْتُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ Я пошел в библиотеку
غَضِبَ أَخِي عَلَيَّ Мой брат рассердился на меня
Следует заметить, что глаголы, являющиеся переходными в русском языке, могут быть непереходными в арабском и наоборот. Например:
تَخَرَّجَتْ زَيْنَبُ فى الْجَامِعَةِ Зейнаб окончила университет (переходный в русском, непереходный в арабском)
دَخَلَ أَحْمَدُ البَيْتَ Ахмад вошёл в дом
(непереходный в русском, переходный в арабском)
رَكِبَتْ أُمِّي السَّيَّارَةَ Моя мама села в машину (непереходный в русском, переходный в арабском)
Упражнения для закрепления
(1Введите в предложения подходящие переходные глаголы, данные внизу, и определите прямое дополнение (المَفْعُولُ بِهِ):
... اَللَّهُ الرَّسُولَ
______________________
... عُمَرُ الْأَسَدَ
______________________
... الْبِنْتُ الْكِتَابَ
______________________
... زَيْدٌ الْكَلْبَ
______________________
... اَلتِّلْمِيذُ السُّورَةَ
______________________
... اَللَّهُ الاِنْسَانَ
______________________
ضَرَبَ (и) бить
قَتَلَ (у) убивать
قَرَأَ (а) читать
حَفِظَ (а) учить
خَلَقَ (у) создавать
بَعَثَ (а) отправлять
2) Определите переходные и непереходные глаголы в следующих предложениях и переведите их:
كَتَبَ زَيْدٌ الرِّسَالَةَ
____________
جَاءَ أَحْمَدُ إلَى الْمَسْجِدِ
____________
قَطَعَ إِرْشَادٌ الْحَبْلَ
____________
جَلَسَ عُثْمَانُ عَلَى الْكُرْسِيِّ
____________
صَلَّى ذَكِىٌّ صَلاَةَ الْفَجْرِ
____________
خَرَجَ الطَّالِبُ مِنَ الْجَامِعَةِ
____________
حَفِظَتْ سَلْمَى سُورَةَ الرَّحْمَان
____________
3) Переведите предложения на арабский язык и найдите в них прямое дополнение
(الْمَفْعُولُ بِهِ):
Я видел мечеть
____________
Зейнаб выучила суру
____________
Студент читал книгу
____________
Учитель написал урок
____________
Ученик вошёл в мечеть
____________
4) Выучите арабскую пословицу:
مَنْ خَافَ ذِئْبًا أَعَدَّ لَهُ كَلْبًا
«Кто боится волка, тот готовит против него собаку»
Идафа»
اَلْإِضَـافَـةُ
Термин «идафа», который означает буквально «присоединение», можно перевести на русский язык как «несогласованное определение». Иногда этот термин переводят как «изафетное сочетание» или обозначают латинским названием “status constructus”.
«Идафа» – это сочетание двух слов, второе из которых всегда стоит в родительном падеже и является владельцем (или как бы владельцем) того, на что указывает первое слово. Например:
قَلَمُ تِلْمِيذٍ Карандаш ученика
دَفْتَرُ مُحَمَّدٍ Тетрадь Мухаммада
كِتَابُ الطَّالِبِ Книга студента
بَابُ الْمَدْرَسَةِ Дверь школы
حَائِطُ الْبَيْتِ Стена дома
Второй член идафы (اَلْمُضَافُ إِلَيْهِ) может стоять как в определённом, так и в неопределённом состоянии:
دَفْتَرُ طَالِبٍ Тетрадь (какого-то) студента
دَفْتَرُ الطَّالِبِ Тетрадь (известного) студента
Первый член идафы (اَلْمُضَافُ) не принимает ни определённого артикля اَلْ, ни танвина, то есть стоит в так называемом сопряжённом состоянии. В зависимости от местоположения в предложении он может стоять и в именительном, и в родительном, и в винительном падеже:
كِتَابُ الطَّالِبِ مُمْتِعٌ Книга студента интересная
قَرَأْتُ مِنْ كِتَابِ الطَّالِبِ Я прочитал из книги студента
رَأَيْتُ كِتَابَ الطَّالِبِ Я видел книгу студента
Вторым членом идафы может быть и слитное местоимение. Например:
بَيْتُهُ его дом
( بَيْتُ- первый член идафы, هُ - второй член идафы)
بَيْتُهُما их (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, هُما- второй член идафы)
بَيْتُهُمْ их (м.р., мн.ч.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, هُمْ - второй член идафы)
بَيْتُهَا её дом
(بَيْتُ - первый член идафы, هَا - второй член идафы)
بَيْتُهُنَّ их (ж.р., мн.ч.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, هُنَّ - второй член идафы)
بَيْتُكَ твой (м.р.)дом
(بَيْتُ - первый член идафы, كَ - второй член идафы)
بَيْتُكُمَا ваш (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, كُمَا - второй член идафы)
بَيْتُكُمْ ваш (м.р., мн.ч.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, كُمْ - второй член идафы)
بَيْتُكِ твой (ж.р.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, كِ - второй член идафы)
بَيْتُكُنَّ ваш (ж.р., мн. ч) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, كُنَّ - второй член идафы)
بَيْتِي мой (м.р. и ж. р.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, ي - второй член идафы)
بَيْتُنَا наш (м.р. и ж. р.) дом
(بَيْتُ - первый член идафы, نَا - второй член идафы)
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие изафетные сочетания:
بَابُ الْبَيْتِ ___________
كِتَابُ مُحَمَّدٍ ___________
دَفْتَرُ طَالِبٍ ___________
نَافِذَةُ مَسْجِدٍ ___________
مُدِيرُ الشَّرِكَةِ ___________
2) Образуйте идафу из данных слов. Например:
زَيْدٌ كَلْبُ زَيْدٍ كَلْبٌ /
رَسُولٌ / اللهُ ____________________________
قَلَمٌ / الْمُدِيرُ ____________________________
سَيْفٌ / خَالِدٌ ____________________________
نُورٌ / الإيمَانُ ____________________________
بَيْتٌ / رَجُلٌ ____________________________
3) Переведите следующие предложения и выделите изафетные сочетания:
بَيْتُ زَيْدٍ جَمِيلٌ وَكَبِيرٌ
___________________________
خَرَجَ التِّلْمِيذُ مِنْ غُرْفَةِ الْمُدِيرِ
___________________________
دَخَلَ وَقْتُ الصَّلاةِ
___________________________
قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ فِي مَكْتَبَةِ الْجَامِعَةِ
___________________________
مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمُ﴾ رَسُولُ اللهِ
___________________________
بَيْتُكَ قَرِيبٌ مِنَ الْمَسْجِدِ
___________________________
خَرَجَ مَحْمُودٌ مِنْ بيْتِهِ
___________________________
خُذْ قَلَمَكَ
___________________________
كَتَبْتُ رِسَالَةً بِقَلَمِكَ
___________________________
Обращение
النِّدَاءُ
В арабском языке обращение в основном выражается посредством частицы يَا «эй, о». Непосредственно после этой частицы следует имя, к которому направлено обращение. Например:
يَا رَجُلُ! О, мужчина!
يَا امْرأَةُ! О, женщина!
يَا وَلَدُ! Эй, мальчик!
يَا بِنْتُ! Эй, девочка!
يَا مُدَرِّسَاتُ! О, учительницы!
يَا طَالِبَاتُ! О, студентки!
Как видно из примеров, имя, к которому направлено обращение (اَلْمُنَادَى) посредством يَا, ставится без артикля اَل и без танвина. В двойственном числе оно не меняет структуры:
يَا مُدَرِّسَانِ! О, (два) учителя!
يَا مُدَرِّسَتَانِ! О, (две) учительницы!
Также при обращении не меняется структура имени множественного числа,указывающего на лиц мужского пола (جَمعُ المُذَكَّرِ السَّالِم):
يَا مُدَرِّسُونَ! О, учителя!
يَا مُهَنْدِسُونَ! О, инженеры!
يَا مُسْلِمُونَ! О, мусульмане!
Имя, к которому направлено обращение, должно ставиться в винительном падеже в следующих случаях:
1) Если оно является первым членом «идафы»:
يَا صَدِيقَ أَخِى! О, друг моего брата!
يَا صَاحِبَ السَّيَّارَةِ! О, хозяин машины!
يَا زَوْجَ فَاطِمَةَ! О, муж Фатимы!
2) Если оно стоит в конструкции, носящей название «подобие идафы» (شِبْهُ الإِضَافَةِ). (Это конструкция, состоящая из двух слов, второе из которых дополняет смысл первого. Таковой является, например, конструкция из действительного причастия и его прямого дополнения – см. примеры ниже). Например:
يَا كَاتِباً رِسَالَةً! О, пишущий письмо!
يَا مُؤَدِّباً اِبْنَه!ُ О, воспитывающий своего сына!
يَا شَارِباً مَاءً! О, пьющий воду!
3) Если обращение направлено не к конкретному лицу или объекту, а к любому представителю данного вида:
يَا رَجُلاً سَاعِدْنِى!
О, мужчина, помоги мне! (Т.е. кто-нибудь из мужчин)
يَا طَالِبًا اِجْتَهِدْ!
О, студент, старайся! (Т.е. кто-нибудь из студентов)
يَا مُسْلِمًا لاَ تَغْضَبْ!
О, мусульманин, не гневайся! (Т.е. кто-нибудь из мусульман)
Также наряду с يَاшироко используется другая частица обращения يَاأَيُّهَا (для женского рода: يَاأَيَّتُهَا)[2].
После этой частицы имя стоит в определённом состоянии именительного падежа:
يَاأَيُّهَا الاِنْسَانُ! О, человек! يَا أَيَّتُهَا البِنْتُ! О, девочка!
يَاأَيُّهَا النَّاسُ! О, люди! يَاأَيَّتُهَا النَّفْسُ! О, душа!
Существует ещё семь частиц, которые используются реже, чем يَا и يَاأَيُّهَا. Это
أَ , آ , أَىْ , آىْ , أَيَا , هَيَا , وَا
Правила их использования аналогичны правилам частицы يَا.
Примечание:
Иногда имя, к которому направлено обращение, утрачивает одну или две конечные буквы. Это делается для легкости произношения. В арабском языке это явление носит название اَلتَّرْخِيمُ.
Например:
يا جَعْفَ! (В основе: يا جَعْفَرُ!) О, Джафар!
Такое усечение в оборотах обращения возможно в следующих именах:
1) Оканчивающихся на ة «та марбуту». Например:
يَا عَائِشَ! (В основе: يَا عَائِشَةُ!) О, Аиша!
يَا مُدَرِّسَ! (В основе: ! يَا مُدَرِّسَةُ) О, учительница!
2) Именах собственных, состоящих из более трех букв, последняя из которых огласована "даммой " или «танвин дамой». Например:
يَا حَارِ! (В основе: يَا حَارِثُ!) О, Харис!
Конечная буква той части имени, которая остаётся после подобного усечения, может быть огласована «даммой» или сохранить свою прежнюю огласовку:
يَا مَالُ! или يَا مَالِ (В основе: يَا مَالِكُ!) О, Малик!
Упражнения для закрепления
1) Введите частицу обращения يَا в следующие слова и произведите нужные изменения, если того требует структура имени:
___________ طَالِبٌ
مُسْلِمَانِ __________
ضَابِطٌ ____________
مُعَلِّمُونَ __________
مُهَنْدِسٌ __________
قَارِئُونَ ___________
مَدْرَسَةٌ____________
__________ لاَعِبُونَ
____________ طَبِيبَةٌ
_________ صَدِيقَانِ
مُمَرِّضَةٌ __________
رُوسِيَّانِ __________
2) Введите частицу обращения يَا в следующие словосочетания и произведите нужные изменения:
صَاحِبُ الْبَيْتِ ___
قَارِئٌ كِتَاباً _____
اِبْنُ مُحَمَّدٍ _____
ضَارِبٌ تِلْمِيذاً ____
بِنْتُ زَيْدٍ _____
قَاتِلٌ رَجُلاً _____
3) Введите частицу обращенияيَا в следующие слова при условии, что обращение не направлено к конкретному лицу:
طَالِبٌ ____________
اِمْرَأَةٌ _____________
ضَابِطٌ ____________
مُسْلِمٌ _____________
مُهَنْدِسٌ __________
أُسْتَاذٌ _____________
4) Введите частицу обращения يَاأَيُّهَا или يَاأَيَّتُهَاв следующие слова и произведите в них нужные изменения:
مُسْلِمُونَ __________
طَبِيبَةٌ ___________
صَابِرُونَ __________
مُمَرِّضَةٌ ___________
عُلَمَاءُ _____________
أُخْتٌ _____________
شُهَدَاءُ ____________
أُمٌّ _____________
أَسَاتِذَةُ ____________
عَالِمٌ _____________
رَجُلٌ _____________
أُسْتَاذٌ _____________
طَالِبٌ _____________
صَدِيقٌ _____________
تِلْمِيذٌ _____________
مُدَرِّسَةٌ ____________
5) Введите частицу обращения يَا в следующие слова и произведите усечение их конечных букв (التَّرْخِيمُ). Проставьте огласовки:
فَاطِمَةُ _____________
مُعَلِّمَةٌ _____________
حَمْزَةُ _____________
Именное предложение
الجُمْلةُ الاِسْمِيَّةُ
Именное предложение – это предложение, которое начинается с имени. Например:
الطَّالِبُ مُجْتَهِدٌ Студент прилежен
Подлежащее именного предложения (المُبْتَدَأُ) ставится, как правило, в определённом состоянии, а сказуемое (الخَبَرُ) - в неопределённом.
Если сказуемое именного предложения является именем, то оно согласуется с подлежащим в числе и роде:
اَلتِّلْمِيذُ نَشِيطٌ Ученик активен
اَلتِّلْمِيذَةُ نَشِيطَةٌ Ученица активна
اَلتِّلْمِيذَانِ نَشِيطَانِ Два ученика активны
اَلتِّلْمِيذَتَانِ نَشِيطَتَانِ Две ученицы активны
اَلتَّلاَمِيذُ نِشَاطٌ Ученики активны
اَلتِّلْمِيذَاتُ نَشِيطَاتٌ Ученицы активны
В именных предложениях, приведенных выше, сказуемым являлось имя, но часто сказуемое выражается также
1) глаголом:
زَيْدٌ فَتَحَ البَابَ Зейд открыл дверь
В этом случае сказуемое-глагол согласуется с подлежащим в числе и роде (см. гл. II, § 6):
اَلطَّالِبُ كَتَبَ رِسَالَةً Студент написал письмо
اَلطَّالِبَانِ كَتَبَا رِسَالَةً Два студента написали письмо
اَلطُّلاَّبُ كَتَبُوا رِسَالَةً Студенты написали письмо
اَلطَّالِبَةُ كَتَبَتْ رِسَالَةً Студентка написала письмо
اَلطَّالِبَتَانِ كَتَبَتَا رِسَالَةً Две студентки написали письмо
اَلطَّالِبَاتُ كَتَبْنَ رِسَالَةً Студентки написали письмо
2) изафетным сочетанием обстоятельства и имени:
اَلسَّيَّارَةُ أَمَامَ اَلْبَيْتِ Машина перед домом
اَلتِّلْمِيذُ عِنْدَ الْمُدِيرِ Ученик у директора
3) сочетанием предлога родительного падежа и имени[3]:
اَلتِّلْمِيذُ فِى الْمَدْرَسَةِ Ученик в школе
اَلطَّالِبُ مِنْ رُوسِيَا Студент из России
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие именные предложения и найдите в них подлежащее (المُبْتَدَأُ) и сказуемое (أَلْخَبَرُ) :
اَلْبَيْتُ كَبِيرٌ
______________________
مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ﴾ رَسُولٌ
______________________
عُمَرُ﴿رَضِيَ اللهُ عَنْهُ﴾ خَلِيفَةٌ
______________________
التِّلْمِيذُ نَشِيطٌ
______________________
الطَّالِبُ مُجْتَهِدٌ
______________________
اَللَّهُ خَالِقٌ
______________________
اَلْكِتَابُ جَمِيلٌ
______________________
الشَّجَرَةُ طَوِيلَةٌ
______________________
زَيْدٌ قَصِيرٌ
______________________
2) Переведите именные предложения и определите, чем выражено их сказуемое:
أَحْمَدُ قَتَلَ الْأَسَدَ
______________________
زَيْنَبُ حَفِظَتْ سُورَةَ الرَّحْمَان
______________________
اَلْمُدَرِّسُ فِي الْمَسْجِدِ
______________________
اَلْكَلْبُ فِي الْحَدِيقَةِ
______________________
اَلصَّلاةُ قَبْلَ الْعَشَاءِ
______________________
اَلسِّكِّينُ عِنْدَ مُحَمَّدٍ
______________________
3) Переведите предложения на арабский язык:
Мухаммад прилежен
______________________
Собака выпила воду
______________________
Мужчина в доме
______________________
Студент написал письмо
______________________
Парк за школой
______________________
Я из Ирана
______________________
Машина перед мечетью
______________________
4) Выучите арабскую пословицу:
اَلأُمُورُ بِخَوَاتِمِهَا
«Конец – всему делу венец»