Структуры о -функциональная организация памяти
Память обеспечивается функционированием многоуровневой системы мозговых структур. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти.
В процессе перевода информации из кратковременной памяти в долговременное хранение принимает участие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти. Это так называемый Корсаков-ский синдром.
В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмоционально значимых событий даже после их одноразового появления.
Гиппокамп и миндалина тесно связаны с височной корой, которая рассматривается как «хранилище» долговременной памяти.
В отборе информации для хранения и в актуализации следов, необходимых для организации целенаправленного поведения, ведущая роль принадлежит лобным отделам коры, имеющим двусторонние связи со структурами лимбической и ретикулярной системы.
Лобные отделы, принимающие участие в оценке значимости информации, на ее основе обеспечивают создание оптимального уровня активации для фиксации следов и их воспроизведения.
Мо. 7 еку. гярн ые механизмы памяти
Началом изучения специфического носителя памяти послужили работы X. Хидена, показавшего, что образование следов памяти сопровождается изменением структуры РНК с последующим образованием новых белков. В дальнейшем было показано, что РНК участвует в передаче специфического кода, а в качестве хранилища информации выступает ДНК.
Исследования молекулярных механизмов памяти рассматривается как перспективное направление. Однако в основе долговременной памяти лежат не только преобразования на уровне отдельных клеток, но и на системном уровне. Эти преобразования
обеспечиваются медиаторными системами мозга, объединяющими разные структуры, участвующие в операциях запечатления и воспроизведения следовых процессов, в распределенную динамическую систему памяти.
Речь - специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Для ее обозначения и подчеркивания различий физиологических механизмов речи как формы общения с внешним миром от форм, имеющихся у животных, И.П. Павлов ввел понятие второй сигнальной системы, в отличие от первой сигнальной системы (восприятие непосредственных признаков внешних стимулов), свойственной животным. Слово, хотя тоже является раздражителем, воспринимающимся через сенсорные системы, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возможность обобщенного иотвлеченного отражения действительности.
Функции речи
Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией ипобуждения к действию. Посредством слов че-
Проверь себя
1. Дайте определение памяти.
2. Опишите основные виды памяти и их роль в формировании индивидуального опыта.
3. Какова структурная основа памяти?
ловек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. У человека имеются видоспеци-фические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.
Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы - приказы во внутреннюю речь (процесс интериоризации). С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведение. Она же является и средством мышления.
Программирующая функция речи состоит в формулировании программ
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 9. Психофизиология речи и мышления
Задняя речевая зона коры ■ (Вернике) |
Зрительная кора |
Рис.16. Центры речи (области Вернике и Брока) н леном полушарии (а) и на горизонтальном сре.че мозга(б). МТ мозолистое тело. ДП диагональный пучок, связывающий речевые центры. Стрелками показан путь передачи информации при зрительном восприятии слон и речевом ответе. |
различных действии и поведения на основе внутренней речи. В собственно речевой (вербальной) деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.
Мозговая организация речи
Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии (рис.16).
Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологи-ческие исследования А.Р. Лурия и других авторов. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается слож-
Передняя речевая зона коры (Брока) |
Дополнительная моторная область
ная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.
Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов - фонемы. Например: люк, лак, лук или бар - пар. Различение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным. Фонемы - это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербальной функции фонематических слух. Нарушения в этой области делает невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.
Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический ана-
лиз) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.
При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связано программирование действий, становится невозможным активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание.
Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием и других структур мозга.
Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочны-ми отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами - необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных вариантов -операции, осуществляемой с участием лобной коры, управляющей всей активирующей системой мозга.
Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.
В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды (см.рис. 16) и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов - больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.
При поражении правого полушария страдают нелингвистические компоненты речи: интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
Важные сведения о мозговой организации речевых процессов были получены с помощью ЭЭГ-анализа и компьютерной томографии. Как по-
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Глава 9. Психофизиология речи и мышления
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Рис.17. Функциональные объединения корковых зон при ожидании вербального задания (составление слов из букв) и его выполнении. В обеих ситуациях вовлекаются речевые зоны левого полушария (ТРО, Р) и ассоциативные области (Р), но характер их функциональной интеграции различен. |
казали результаты ЭЭГ-анализа при вербальных операциях (составление слов из букв) увеличение значений функции когерентности стабильно наблюдается между речевыми зонами левого полушария (рис.17). В правом полушарии отмечается взаимодействие лобной и затылочной области; вовлечение зрительной проекционной зоны связано со зрительным предъявлением букв. При индивидуальном анализе в правом полушарии обнаруживается большее количество взаимодействующих областей. При этом характер взаимодействия достаточно вариативен от испытуемого к испытуемому.
Следует подчеркнуть специфику ритмического компонента, образующего функциональные объединения в левом и правом полушариях: в левом взаимодействие областей осуществляется по высокочастотному компоненту альфа-ритма, в правом - по низкочастотному.
/р .р ТРО ^ ^ ТРО О- -О |
О вовлечении структур правого и левого полушария в вербальную деятельность свидетельствует и изби-
рательное усиление метаболизма в определенных корковых зонах.
Показано участие в речевой деятельности и глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.
Мышление
Деятельность :Р7 |
Мышление - психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга - вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с по-
мощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения.
Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Направленность мышления на решение определенных задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (наличной и следовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение.
Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, не только корковые области, но и подкорковые образования. При регистрации активности отдельных нейронов таламических ядер обнаружена ее модуляция в процессе выполнения мыслительных операций.
Нейропсихологическими исследованиями выявлена специализированная роль передне- и заднеассоциатив-ных отделов коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мысленного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей.
Выполнение вербально-логичес-ких операций (например, решение арифметических задач, доказательство теорем) вовлекает переднеассо-циативные отделы, где сосредоточен мозговой субстрат основных блоков функциональной системы аппарата афферентного синтеза, принятия решения, программирования, контроля (акцептор результатов действия). Больные с нарушенной функцией лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученный результат с исходными условиями задачи и осознать бессмысленность полученного ими ответа.
Взаимодействие корковых областей и системная организация процесса мышления четко выявляются в электрофизиологических исследованиях. При решении задач разного типа обнаружено, что организация межцентрального взаимодействия зависит от характера выполняемой мыслительной операции. Как было показано выше (см. рис. 17), при мысленной вербальной деятельности усиление межцентрального взаимодействия наблюдается между пере-днеассоциативными и заднеассоциа-тивными речевыми зонами левого полушария. Решение арифметических задач (рис. 18) сопровождается формированием функциональных объединений лобных областей с височными отделами левого полушария и теменными правого, что связано с активизацией речевой памяти (левая височная область) и пространственных синтезов при операциях с цифрами (правая теменная зона).
При выполнении зрительно-пространственных заданий (мысленное вращение фигур или выбор фигуры
Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов
Раздел II. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ |
Зрительно-пространственная деятельность |
^6-6Х |
Рис.18. Функциональные объединения корковых зон при мыслительных операциях: Точками сверху вниз обозначены отведения от лобных, центральных, височных, теменных и затылочных областей коры обоих полушарий. |
Закономерности онтогенетического развития. Возрастная периодизация |
Решение арифметических задач | |
лп/рр^" г/ | Р\ ПП |
А | .с \ |
X V | У |
\ .Р. | р. У |
ТРОо. .оТРО
по эталону) отмечается формирование локальных функциональных объединений теменных, височных и затылочных областей правого полушария, участвующих в зрительно-пространственном гнозисе (рис. 18). В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функциональной организации полушарий и связанные с этим способы обработки информации. В левом полушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последовательной поэтапной обработке информации. Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие пространственно разнесенные области, обрабатывает поступающую информацию одномоментно и целостно.
Проверь себя
1. Каковы функции речи?
2. Какие структуры мозга отвечают за речевую функцию?
Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого - в решении пространственных задач, осуществляемых на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Отмечая определенную специализацию полушарий в мыслительных операциях и психических процессах, следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Характер их участия и взаимодействия зависит от конкретной задачи и реализуемой деятельности.
3. Какую роль играет речь в формировании мышления?
4. Опишите общий принцип мозговой организации процесса мышления. Охарактеризуйте роль различных структур мозга в мыслительной деятельности.
Основной задачей возрастной психофизиологии является выяснение возрастных особенностей мозговой организации психических процессов и механизмов, лежащих в основе их формирования. Согласно современным представлениям, все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и среды. В соответствии с этим представлением приспособительный (адаптивный) характер функционирования организма в различные возрастные периоды зависит от двух важнейших факторов: морфофункци-ональной зрелости физиологических систем и адекватности воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма.
Оптимальное функционирование организма определяется ходом его развития, которое, начинаясь с момента образования оплодотворенной яйцеклетки - зиготы, делится на два больших периода - пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (с момента рождения) онтогенез.
Индивидуальное развитие подчиняется общей закономерности - оно находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов -
Применительно к задачам возрастной психофизиологии это определяет необходимость понимания того, как, по каким закономерностям развивается мозг, его отдельные функциональные системы, обеспечивающие контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения и последовательность формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе этих знаний, приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций, является важнейшим условием оптимального развития ребенка.
внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияний и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.
В пренатальный период доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается
Раздел П. Возрастная психофизиология
Глава 10. Закономерности онтогенетического развития
на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна)
Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кислорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери - активное и пассивное курение и особенно стрессы. Эксперименты на животных показали, что физический и в большей мере «психический» стресс, переживаемый беременными самками, приводит к выраженным ранним и отдаленным последствиям. Наблюдалась более высокая, чем в контроле, смертность потомства, у детенышей отмечалась повышенная агрессивность, а при достижении половой зрелости у самок возникали нарушения репродуктивной функции.
Уже во внутриутробном периоде некоторые внешнесредовые воздействия могут опосредоваться не только гуморальными влияниями материнского организма, но и развивающейся нервной системой плода. Наблюдения показывают, что различные акустические воздействия приводят к изменениям сердцебиения и двигательной активности. Эти возможно-
сти нужно активно использовать, стимулируя положительный эмоциональный фон (тихая музыка, природные шумы) и избегая негативных эмоций (резкие звуки, крики, раздражение).
Наследственная программа определяет органогенез - закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез - объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеообеспечения - во второй, плодный (с 5-6 лунных месяцев).
Гетерохрония развития. Смет емогенез
Важнейшее значение для понимания общих закономерностей развития имеет сформулированный А.Н. Северцевым принцип гетерохронии развития, согласно которому отдельные органы и системы созревают неравномерно и достигают уровня зрелости в различные возрастные периоды. Значение принципа гетерохронии, понимание его роли в адаптивном характере развития отчетливо следует из разработанной П.К. Анохиным теории системогене-за. Эта теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Таким образом, осуществляется минимальное, но достаточное для данного этапа разви-
тия обеспечение жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения»).
Для примера рассмотрим, как складывается система, обеспечивающая такую жизненно важную функцию, как сосание. В функциональной системе сосания из лицевых мышц первой созревает круговая мышца рта, из шейных готовы к функционированию те, которые осуществляют поворот головы к источнику питания при касании рта или поверхности щеки, среди хемо- и механо-рецепторов языка раньше формируются расположенные у его корня. К моменту рождения созревают и механизмы, обеспечивающие координацию дыхательных и глотательных движений (непопадание молока в дыхательные пути). Таким образом обеспечиваются самые необходимые операции, связанные с питанием новорожденного, - захват, удержание соска, вкусовые ощущения, сосательные движения и направление пищи по соответствующим путям.
Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем.
Биологическая надежность
Согласно концепции А.А. Мар-косяна, биологическая надежность процесса индивидуального развития обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гете-
рохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы.
Исследования показали, что обеспечение биологической надежности функционирования физиологических систем в ходе онтогенеза, механизмы ее поддержания претерпевают существенные изменения. На ранних этапах постнатальной жизни надежность обеспечивается жестким генетически детерминированным объединением звеньев системы, определяющим возможность осуществления элементарных реакций на внешний стимул и жизненно важных функций, например сосания. В ходе развития все большее значение приобретают пластичные связи, создающие условия для динамичной избирательной организации компонентов системы. Выделены три этапа, отличающиеся по механизму обеспечения надежности адаптивного функционирования системы: 1 этап (период новорожденности) обеспечивается наиболее рано созревающим блоком, определяющим возможность реагирования по принципу «стимул - реакция» ; 2 этап (первые годы жизни) характеризуется в основном избыточным генерализованным вовлечением элементов.разного уровня системы. Надежность функционирования обеспечивается дублированием элементов; 3 этап (наблюдается с предшкольного возраста) - созревающая в ходе онтогенеза иерархически организованная многоуровневая система регулирования обеспечивает возможность
Раздел II. Возрастная психофизиология
Глава 10. Закономерности онтогенетического развития
специализированного вовлечения элементов разного уровня в информационные процессы и организацию деятельности.
По мере совершенствования центральных механизмов регуляции и контроля в процессе индивидуального развития возрастает пластичность динамического взаимодействия элементов систем, благодаря чему в соответствии с конкретной ситуацией, потребностями и осуществляемыми действиями формируются избирательные функциональные объединения (функциональные системы).
Темпы развития
Темпы развития организма, скорость морфофункционального созревания органов и систем существенно отличаются на разных этапах онтогенеза.
Структурные преобразования наиболее интенсивно и быстро протекают во внутриутробном (пренаталь-ном) периоде. Интенсивное развитие характерно и для младенческого возраста, когда становление функций уже определяется как морфологическим созреванием органов и элементов функциональных систем, так и воздействующими на них факторами внешней среды. В процессе онтогенеза выделяются периоды ускоренного и замедленного развития. По характеру возрастных преобразований выделяют периоды роста и дифференцировки. Первые из них отличаются интенсивными приростами размеров органов, частей тела и всего организма. Вторые характеризуются морфофункциональными перестройками различных элементов системы и изменением их взаимодействия, приводящим к качест-
венным перестройкам отдельных функциональных систем и адаптивного реагирования целостного организма.
Количественные и качественные изменения функционирования организма на разных этапах развития, различия в темпах этих изменений приводят к необходимости четкой характеристики этапов развития и выбора критериев их различения.
Понятие
о возрастной норме.
Периодизация развития
В качестве возрастных нормативов раньше, а нередко и сейчас, использовались количественные среднестатистические параметры, характеризующие в основном морфологические особенности организма. Такое представление о норме уходит своими корнями в те времена, когда практические потребности заставили выделить некоторые средние стандарты развития, от которых отличали многочисленные уродства и аномалии. Несомненно, что на определенном этапе развития биологии и медицины подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив определить среднестатистические параметры морфофунк-циональных особенностей развивающегося организма. В настоящее время при использовании среднестатистических показателей обязательно учитывают и их разброс, отражающий вариативность нормы развития.
Согласно современным представлениям, норма развития - это не только количественная, но непременно и качественная оценка особенностей функционирования организма, обеспечивающих его приспособление к условиям внешней среды.
В качестве критерия периодизации, отражающего качественные преобразования целостного организма, был предложен такой интегральный показатель, как метаболизм, изменения которого проявляются в количественных морфологических характеристиках: рост, вес, смена зубов и др.
Принятая в настоящее время периодизация основана на таком подходе. Выделяют следующие этапы развития детского организма: период новорожденности - от 1 до 10 дней; грудной (младенческий) возраст - первый год жизни; ранний возраст - от 1 до 3 лет; период первого детства -4-7 лет; второго детства -8-11 лет девочки, 8-12 лет мальчики; подростковый возраст - 12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики.
Эта периодизация, так же как и социальная, отражающая принятую образовательную систему (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), не являются физиологически обоснованными. Они не опираются на основную характеристику организма -его функциональные возможности, обеспечивающие адекватное реагирование на внешнесредовые факторы.
Существует представление о том, что в основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, характеризующие адаптивное функционирование организма на разных этапах его развития. В качестве такого критерия предлагается выделение для каждого этапа развития ведущей функции. На основе этого принципа в раннем постнатальном развитии И.А. Аршавский выделил периоды, характеризующиеся особенностями питания и двигательных актов.
В процессе онтогенеза возрастает активное отношение ребенка к внеш-
ним факторам, усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы. Особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, обусловливающих деятельность всех физиологических систем, формирование психических процессов и поведение ребенка.
Такой подход сближает физиологические и психологические позиции в проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой периодизации развития ребенка. Л.С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эль-конин особую роль в возрастной периодизации придавали ведущей деятельности, определяющей возникновение психологических новообразований. Важно иметь в виду, что особенности психического, так же как и особенности физиологического развития, определяются как внутренними факторами (морфофункциональными), так и внешними условиями, влияющими на индивидуальное развитие ребенка.
Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.
Раздел II. Возрастная психофизиология
Глава 11. Созревание мозга
Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма способствует созданию благоприятных адекватных данному периоду условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, поскольку высокая чувствительность определенных функциональных систем должна быть, с одной стороны, использована для эффективного целенаправленного воздействия, способствующего их прогрессивному развитию, и, с другой стороны, неадекватность внешнесредовых факторов может привести к нарушению развития организма.
Особенности взаимодействия организма и среды отражены также в понятии критические периоды развития. Принято считать, что критическим является только ранний постнатальный период, характеризующийся интенсивным морфо-функ-циональным созреванием, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется. То же относится к речевой функции (известный пример детей-волков).
Вместе с тем все дальнейшее индивидуальное развитие организма -процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфо-функционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными) факторами. В отличие от сенситивных периодов, характеризующихся повышенной чувствитель-
ностью отдельных функций, эти периоды отличаются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов. Морфо-функциональные перестройки основных физиологических систем на этих этапах развития обусловливают напряжение гомеос-татических механизмов, увеличение энерготрат, высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что позволяет отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь особо пагубные последствия.